[R5217]
СОЧУВСТВИЕ БОГА К СВОЕМУ НАРОДУ

“Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте [небес] и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных” (Исаии 57: 15).

Иегова – Высокий и Превознесенный, вечно Живущий. Прежде чем возникли горы или холмы, прежде чем был сотворен Первенец, Он – Бог. Моисею у горящего куста Он сказал: “Я ЕСМЬ СУЩИЙ” (Исх. 3: 14). Наш Бог очень велик, очень мудр, очень высок. Тем не менее, Священное Писание показывает нам, что Он также очень сострадателен. Он – Бог Милосердия и Любви.

Отрывок, из которого взят наш текст, информирует, что если бы Бог стал спорить с человечеством, то концом спора было бы то, что человечество перестало бы существовать. Но Он помнит, что мы прах, и сострадает нам. В этом отношении Он отличается от богов язычников, которые властвуют над людьми, стремясь отомстить тем, кто находится в их власти.

Помимо того, что наш Бог очень велик и превознесен, Он особенно благосклонен к тем, кто имеет разбитое и сокрушенное сердце, чей дух кроток, кто осознает свое несовершенство, кто желает быть в согласии с Ним и пребывать в святости. К таким Он всегда близок, чтобы оживлять дух смиренных, чтобы давать им силу. Он не втопчет их в прах, как многие земные властители поступали со своими подданными, но поможет им на правильном пути и оживит сердце сокрушенного. Они должны знать, что наш Бог – Бог сочувствия, сострадания и любви, Которому угодно оживлять их сердца и возвращать их к согласию с Собой, если они хотят быть ведомыми.

РАЗОЧАРОВАНИЕ СОБОЙ – БЛАГОПРИЯТНОЕ СОСТОЯНИЕ

Существует разница между разбитым и сокрушенным сердцем. Сердце разбито, когда оно склоняется со скорбью и печалью; сердце сокрушено, когда в нем есть тихая, глубокая, постоянная печаль за поступки, не соответствующие праведности. Разбитая воля – не обязательно то же самое; ведь есть те, чья воля разбита, но они [R5218] не подчинились Божественной воле.

Покаяние означает полное подчинение Божественной воле и подразумевает изменение мысленного отношения к греху. Это кроткое, удрученное состояние становится очень благоприятным, если искать Божественной поддержки, если становиться смиренным перед Господом и готовым исполнять Божественную волю. Такие непременно получат Божье благословение, потому что Господь близок ко всякому разбитому сердцу. Путь к полному посвящению будет для него очень коротким.

Если такие сокрушенные сердцем будут смиренны перед Господом, Он спасет их от трудностей и выведет на пространное место, как утверждает пророк Давид (Псалом 17: 20). Это не обязательно означает, что Он избавит их от финансовых трудностей, но Он даст им мир и покой, которые намного лучше денег. Если у них семейные проблемы, они найдут в Нем превосходного Друга, способного и желающего дать удивительное утешение и освежение.

“Придите, вы, унылые сердцем, все;
Придите к престолу Его стопам,
И откройте пред Ним ваши скорби все;
В горе и в беде Он поможет вам.

Радость вам, грешникам, и заблудшим свет;
Свободу узникам Он всем дает.
Идите все к Нему, измены в Нем нет;
Приходящих к Нему Он милует”.

ГОСПОДНИЙ МЕТОД ИЗБАВЛЕНИЯ

Писание уверяет нас, что “нет праведного ни одного”. Однако существует относительная праведность, которую Бог может одобрить. О тех, кто стремится быть в гармонии с Ним в меру своих возможностей, кто ходит путями праведности и в то же время уповает на драгоценную кровь нашего Искупителя, – говорится как о праведных. О них сказано: “Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся” (Матф. 5: 6).

Однако у этого класса будут и страдания. Писание говорит нам, что все, кто будет жить благочестиво, будут страдать (Деян. 14: 22; 2 Тим. 3: 12; Рим. 5: 3-5). Причина в том, что мир движется в направлении, противоположном праведности, – по пути эгоизма и удовлетворения плоти. Читаем: “Кто любит мир, в том нет любви Отчей” (1 Иоан. 2: 15). Это особенно верно для Евангельского века, когда некоторые идут по стопам Учителя. Это было верно и для Иудейского века, когда некоторые стремились идти путем праведности. Господь избавил их от бед, но не в том смысле, что оградить их от испытаний, а в том, чтобы не позволить им быть побежденными трудностями.

Древние Достойные в полной мере оценили Божественную благосклонность, проявленную к ним, и с радостью восприняли расхищение своего имущества, чтобы дальше иметь эту благосклонность и более значительные благословения в будущем. Бог избавлял их от испытаний и трудностей, не позволяя им одолеть их. Это было верно и в отношении нашего Господа, и также верно в отношении Церкви. Господь избавляет нас от испытаний и трудностей, чтобы мысленно мы не были угнетены ими так, как другие. Он подкрепляет и поддерживает нас в наших испытаниях и в конце концов избавляет, даруя нам удел в Первом Воскресении.

Божьи сыны по сыновнему принятию в этом Евангельском веке особенно подвержены испытаниям и трудностям. Однако если они упадут, то факт, что они преткнулись, не вызовет у них чувства, будто они вернулись к греху, если только их сердца имеют правильную печать. Напротив, они будут чувствовать себя как св. Петр, который, когда другие спотыкались, говорил: “Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни” (Иоан. 6: 68). У истинного Божьего народа нет желания идти к кому-либо, кроме Него. Если они спотыкаются, то приходят в себя, пользуются Его средствами прощения и идут дальше. Через эти преткновения они узнают о своих слабостях и затем укрепляются, чтобы быть сильными в Господе и силе Его могущества (Еф. 6: 10).

Праведный человек не падет в грех. Самое большее, что может с ним случиться, – это преткновение. Споткнуться можно по разным причинам. Но если сердце правое, человек снова встанет, так как Господь покажет ему, что он совершил ошибку, и укажет путь, по которому он сможет исправиться. Если человек любит праведность, он будет стремиться к тому, что правильно, справедливо, одобрено Господом, даже если ему придется споткнуться много раз (Пс. 36: 23, 24; Притч. 24: 16).

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЛАГОСКЛОННОСТИ БОГА

Что касается нашей человеческой природы, то мы слабы по причине грехопадения. Поэтому нам следует быть очень кроткими, чувствовать свою ничтожность, свое падшее состояние. Мы должны быть очень сокрушенными, очень сильно противостоять греху, чувствовать, что грех – это великое бедствие для всей человеческого рода, и что Бог не будет в согласии ни с чем, кроме того, что праведно и свято.

Поэтому все, кто хочет быть в согласии с Богом, должны раскаиваться в своих проступках и ценить Его высокие критерии – Его святые критерии. Он, в свою очередь, сообщает им, что имеет к ним сочувствие и что они получат Его помощь. Он ценит душевное состояние, в котором они находятся, и поэтому, как говорит нам наш текст, готов оживлять дух кротких и сокрушенных. Таким Он явит Свое спасение, а другим – нет.

Только кроткие умом могут по-настоящему оценить свое состояние. Бог не только оживит их дух, но и готов поднять их и снова сделать Божьими детьми, со всеми вытекающими отсюда благословениями. Он так относится к кротким и сокрушенным в настоящее время, и всегда относился к ним в таком духе. На протяжении царствования Христа этот смиренный класс будет пользоваться Его благосклонностью и благословением. Только кроткие и сокрушенные имеют возможность стать сонаследниками с нашим Господом.

Бог противится гордым. Смиренным Он дает благодать и открывает глаза их понимания. Они становятся Его детьми, потому что пребывают в состоянии принимать Его благословения и руководствоваться Его наставлениями. Этот текст относится не только к настоящему времени, но и будет иметь применение в следующем веке. “Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов” (Ис. 62: 10). Все эти слова указывают на подготовку к наступающему Веку. Здесь нет ничего для гордых, ничего для надменных, ничего для самодовольных – но все для кротких умом.

Если Бог хранит эти благословения только для кротких, и если кротких в настоящее время мало, то что же говорить об остальных из человечества? Бог допускает сейчас усмиряющее влияние на людей, которое должно научить их кротости и привести к сокрушению сердца. Но в гораздо большей степени это будет происходить в следующем Веке. “Ибо когда суды Твои [совершаются] на земле, тогда живущие в мире научаются правде” (Ис. 26: 9). Все благословения придут к сокрушенным и кротким. И это будет так заметно для людей, что все увидят произошедшую перемену.

Теперь кротких и сокрушенных попирают на улицах. Теперь гордые счастливы. “И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы” (Мал. 3: 15). Но в новом Царстве всякий, возвышающий себя, будет унижен, а кроткий возвысится (Лук. 14: 11). Бог предусмотрел тысячу лет для обучения всех. Тысяча лет может показаться коротким сроком для такой работы, когда мы знаем, что в течение шести тысяч лет все шло не так. Мы должны помнить, что за эти шесть тысяч лет многие из людей прожили совсем недолго, а многие умерли в младенчестве.

При новом порядке вещей все изменится, и каждый человек будет жить дольше. “Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем” (Ис. 65: 20). “И поставлю суд [справедливость] мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства” (Ис. 28: 17).

В то время не будет необходимости говорить друг другу: “«Познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь” (Иер. 31: 34). Будет признан высокий критерий, который Бог имеет для Своего народа. Тогда все кроткие и находящиеся в правильном состоянии сердца придут к согласию с Богом. Все, кто откажется прийти к такому согласию, получат возмездие за грех – Вторую Смерть.

R5217 (1913 г.)