[R5232]
УРОКИ, УСВОЕННЫЕ БРАТЬЯМИ ИОСИФА
БЫТИЕ 44

“Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться” (Иакова 5: 16).

Сегодняшний урок показывает нам, что братья Иосифа не были такими жестокосердными, какими казались вначале, когда задумали убить его, а затем оставили умирать в яме, а еще позже продали в рабство. Доктрина о полной испорченности, которой многих из нас учили в молодости, снова и снова опровергается не только нашими собственными характерами, но и нашим опытом общения с другими людьми. Тот, кто считает всех абсолютно испорченными, подходит к своим ближним с неправильной точки зрения. Ища испорченность, о которой он теоретизировал, он находит ее, тогда как не ища ничего хорошего, он упускает то хорошее, что имеется.

Предложение Священного Писания является правильным, а именно: все люди испорчены, никто не совершенен, ни один; все согрешили; все разделили последствия первоначального греха; и все, следовательно, лишены Божьей славы, которая была показана в совершенстве отца Адама. Мысль Писания такова, что Бог может принять в общение с Собой только того, кто совершенен. Он может даровать Свою благосклонность и вечную жизнь только тем, кто полностью находится в согласии с Его собственным совершенством. Следовательно, все люди, будучи грешниками через грехопадение, нуждаются в искуплении; все нуждаются в примирении.

Возможность такого примирения предоставляется в этом Евангельском веке сравнительно немногим, и только к ним она ограничена. Они должны быть совершенны в сердце, в воле, в намерениях, и верой должны принять заслугу Христа, покрывающую все их недостатки. С этой точки зрения Бог принимает их как Новые Творения, не обращая внимания на непреднамеренные слабости их плоти. Так, через Христа, только истинная Церковь посвященных верующих причисляется к Божьим сынам, рассматривается как Божьи сыны, имеет привилегии Божьих сынов и общение с Отцом в молитве, а также имеет Божественный надзор за своими интересами, который гарантирует, что все будет содействовать им к [R5233] к наивысшему благу. Но даже они должны быть усовершенствованы силой Первого Воскресения, прежде чем увидят Бога и будут полностью введены во все славные вещи, которые Он приготовил для них.

Оправдание мира устроено совершенно иначе. Время для него, согласно Писанию, – это наступающий Век, когда Царство Мессии свяжет влияние сатаны, снимет проклятие и принесет благословения всему роду. Тогда Бог не будет поступать с желающими и послушными так, как Он поступает со Своими верными сейчас. Вместо этого они будут оставлены под опекой великого Посредника и будут оправданы, то есть сделаны фактически такими, какими должны быть, в течение этой тысячи лет. Желающие и послушные, возвращенные к первоначальному совершенству Адама и полностью наставленные великим Учителем, будут готовы в конце Тысячелетия быть представленными Отцу и принятыми Им как сыновья. Тем временем все, кто не желает и не стремится к примирению, погибнут во Второй Смерти.

Мы хотели бы подчеркнуть, что Бог нигде не говорит, что человек полностью испорчен, но Он говорит, что малейшая степень несовершенства не может быть терпима для Него. Поэтому Божественное устроение через Иисуса, Искупителя и Восстановителя, таково, что все наши недостатки, все наши дефекты, многочисленные или немногочисленные, большие или маленькие, будут восполнены для каждого из нас великим Искупителем, без жертвы и помощи Которого восстановление к совершенству и принятие Отцом невозможно.

СМЯГЧЕННОЕ СЕРДЦЕ БРАТЬЕВ ИОСИФА

Наш урок показывает, что случившееся с Иосифом, равно как и его вера выработали в нем величественный характер, полный сочувствия и всецело послушный Богу. Вследствие других событий десять братьев Иосифа испытали угрызения совести и стали более отзывчивыми, по-братски добрыми, более преданными своему отцу Иакову. В результате все наши жизненные переживания – горькие и сладкие, наши правильные и неправильные поступки – призваны, под Божественным надзором, быть исправительными и полезными для нас. Однако, как основа для любого такого благословения, необходимо доверие к Богу. Мы видели доверие Иосифа, и сегодняшний урок показывает нам, что его братья, хотя и были другого склада характера, все же признавали Всемогущего, благоговели перед Ним и понимали, что от Него можно ожидать справедливого воздаяния за каждый плохой поступок.

Наш урок рассказывает, что после пира, который устроил Иосиф и на котором Вениамин получил пять порций, одиннадцать братьев отправились домой, довольные случившимся и благосклонностью египетского правителя. Перед их отъездом Иосиф, желая проверить своих братьев относительно их симпатии к отцу и любви к младшему брату, вложил свой собственный серебряный кубок в мешок с пшеницей Вениамина. После того, как они довольно уверенно отправились в путь в Ханаан, Иосиф послал за ними слуг из своего дома, чтобы сказать: “Почему вы так неблагодарны к вашему благодетелю? Зачем вы взяли его серебряный кубок? Какие вы коварные люди!” Они уверяли в своей невиновности и говорили, что если кубок будет найден у них, то все они добровольно станут рабами. Поиски кубка, по указанию Иосифа, начались со старшего брата и закончились поиском в мешке Вениамина. Там он и был найден. В большом смятении все они вернулись во дворец.

Иосиф снова был строг и упрекал их, давая им возможность проявить свой эгоизм и отказаться от Вениамина. Снова уверяя в своей невиновности, они, тем не менее, заявили, что готовы стать рабами Иосифа. Но он ответил: “Не дай Бог! Только тот, кто виновен – Вениамин – будет моим рабом. Возвращайтесь к своим семьям и к своему отцу с хлебом и продолжайте пользоваться благами Египта”.

Он знал, что это предложение станет для них испытанием. Будут ли они рады избежать личного рабства, вернуться к своим семьям и оставить Вениамина рабом? Проявят ли они такое же холодное бессердечие, какое проявили в его собственном случае, когда продали его в рабство? Неужели они так же пренебрегут интересами и счастьем своего бедного старого отца?

Тогда Иуда, который обещал своему отцу, что Вениамин вернется в целости и сохранности, обратился к Иосифу. Он рассказал об обстоятельствах, связанных с приходом Вениамина, о том, как бедный старый отец привязался сердцем к Вениамину, и как он обязался вернуть юношу. Он закончил свою красноречивую просьбу мольбой о том, чтобы его оставили в рабстве, а его брату Вениамину позволили уйти: “Итак пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими: ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего”.

Свидетельство перемены сердца было удовлетворительным для Иосифа, как и для всех нас. Все, кто любит праведность, радуются праведности, а те, кто любит грех, радуются ему. Когда мы видим столь заметную перемену в этих людях, мы радуемся не только за них, но и за общий урок, который дает их опыт. Мы убеждаемся, что большая часть греха, большая часть подлости, большая часть жестокости нынешнего времени объясняется унаследованными слабостями и незрелым опытом. Мы говорим себе: “Как сильно изменились бы люди, если бы они больше, шире, глубже познали себя и друг друга!”

И разве ежедневный жизненный опыт не способствует расширению сочувствия и, следовательно, развитию характера? Мы верим, что это так. Конечно, из каждого правила есть исключение, но мы убеждены, что в каждом представителе нашего рода остается достаточно Божьего подобия, чтобы позволить ему временами ценить добро, истину, благородство, чистоту. Именно потому, что он окружен грехом и эгоизмом, к этим богоподобным чувствам так редко обращаются или пользуются ими.

Кажется разумным предположить, что если каждому человеку дать сто лет опыта в нынешних условиях, а затем начать все с чистого листа, то почти все извлекут большую пользу из этого опыта и будут жить более здраво и разумно. Почти все были бы более добрыми, а также более справедливыми. Мы понимаем, что бывают исключения. Но мы готовы признать, что Божественное устройство, ограничивающее человеческую жизнь в нынешних условиях, очень мудро.

Некоторые члены человеческой семьи, похоже, культивируют только эгоистичные наклонности и редко проявляют благодетельные чувства. Для таких людей прожить больше века означало бы дать им еще больше возможностей эгоистично порабощать своих собратьев. Однако у Бога есть и Мудрость, и Сила, чтобы в конце концов донести до каждого члена нашего рода ценные уроки, подобные тем, которые изложил мудрец: “Праведность возвышает народ, а беззаконие – бесчестие народов” (Притч. 14: 34).

КОГДА ЛЮДИ ПОЛУЧАТ ПОЛЬЗУ?

Но кто-то скажет: “Если допустить, что жизненные испытания и удары – провиденциальные розги – учат людей греховности греха и мудрости праведности, если допустить, что со временем все из нашего рода смогут усвоить что-то из этого великого урока, как братья Иосифа, то где же польза от такого наставления, если только святые, идущие по стопам Иисуса в завете самопожертвования, разделят славную награду – Царство? Как остальная часть рода сможет извлечь пользу из своего опыта, если смерть прерывает все надежды? Какую пользу могут принести уроки жизни тем, кто не успел пройти их до смерти или не смог стать святым – не смог стать пригодным для Божьего Царства?”

Ответ заключается в том, что мы все ошибались в отношении учений Библии. Библия нигде не говорит, что вся надежда на спасение заканчивается, когда мы засыпаем в смерти. Что касается класса Церкви, то верно, что смерть положит конец ее испытательному сроку. Но не так в отношении мира. Апостол показывает, что Церковь – особый класс, призванный из мира и получивший испытание на вечную жизнь или вечную смерть раньше всего человечества. Он, если будет верным, то не только обретет вечную жизнь, но и получат ее на уровне, более высоком, чем человеческий. Будучи духовными существами, они достигнут этого совершенства в воскресении.

Именно принадлежащим к классу Церкви апостол указывает, что если они совершат умышленный грех, то смерть положит конец всему: “Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете”. Слово “вы” в обоих случаях относится к Церкви, а не к миру (Рим. 8: 13).

Опять же, апостол говорит: “Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников”, которая уничтожит нас как противников Бога. “Ибо невозможно... соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием” (Евр. 6: 4-6).

Оба эти стихи Писания, однако же, относятся исключительно к Церкви, потому что только Церковь находится на испытании в настоящее время. Время испытания, то есть проверки для всего мира, наступит в следующем Веке. Тысяча лет царствования Христа будет великим тысячелетним Судным днем мира. В нем будет определено, достойно или недостойно все человечество вечной жизни. Все, оказавшиеся достойными, в конце будут усовершенствованы и получат Божественное [R5234] благословение вечной жизни. Все, признанные недостойными в тот День суда мира, будут осуждены как недостойные жизни и приговорены ко Второй Смерти.

Опыт нынешней жизни, хороший и плохой, будет иметь отношение к будущему испытанию мира, но не будет решающим. Из-за неправильного использования нынешних возможностей и знаний некоторые войдут в будущую жизнь и ее суд имея соответствующие недостатки. Эти недостатки будут им розгами, плетью, наказаниями за нынешние неудачи. Другие же, правильно воспитанные жизненными испытаниями и трудностями, станут более мягкими, более сочувствующими, более справедливыми, более любящими, как братья Иосифа. Так они будут лучше подготовлены к достойному вступлению в испытания великого Судного Дня Мессианского Царства.

И как Иосиф, которого они продали в египетское рабство, был судьей своих братьев, так и Христос, Иисус и Церковь, будет судьей мира, как говорит апостол: “Разве не знаете, что святые будут судить мир?” (1 Кор. 6: 2).

Как Иосиф судил своих братьев не по тому, что они сделали ему в прошлом, а по состоянию их сердца в то время, так и будущий суд мира будет учитывать состояние сердец людей в то время, а не принимать во внимание их неправильное состояние в прошлом. Тем не менее, принцип справедливости действует постоянно: кто грешит, тот пострадает. Братья Иосифа пострадали за то, что поступили с ним нехорошо, и они отождествляли свои различные трудности с тем великим грехом прошлых лет. Так будет и с человечеством в целом. Каждый грех, каждый проступок получит справедливое, а не несправедливое воздаяние – не вечные мучения.

Хорошие и плохие дела человечества оказывают влияние на его менталитет и характер, и этот менталитет и характер не исчезает во сне смерти. Должно произойти воскресение всех, кто находится в гробах. Все услышат голос Сына Человеческого и выйдут, каждый в своем порядке. Святые придут к совершенству жизни в начале Века, чтобы быть судьями мира. Несвятые тоже выйдут, чтобы быть приведенными к познанию Истины. У всех будет возможность извлечь пользу из своих дел в прошлом, из усвоенных уроков и из славного света Царства Мессии, которое тогда будет повсюду, которое рассеет всякое невежество, суеверие и тьму, и осветит [R5234] путь возвращения к общению с Богом и вечной жизни.

Некоторые считают, что наш заглавный текст относится к физическому исцелению. Но другие понимают эти слова как относящиеся к духовному исцелению, что гораздо важнее. Об этих духовных исцелениях Псалмопевец говорит: “Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами” (Пс. 102: 3, 4). Те, кто скрывает свои грехи от себя и думает скрыть их от Господа, сильно заблуждаются и не сделают никакого прогресса.

R5232 (1913 г.)