[R5236]
УБЕДИТЕЛЬНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВОСКРЕСЕНИЯ
“Не будь неверующим, но верующим” (Иоанна 20: 27).

До того, как прозвучали слова нашего текста, св. Фома, апостол, не присутствовал ни на одном из явлений Иисуса после Его воскресения. Похоже, он был настроен довольно скептически. Он слышал, как другие апостолы рассказывали о том, что они видели, о происходивших явлениях, и чувствовал, что на основании таких свидетельств он не может поверить в воскресение Иисуса. Он думал, что его братья слишком легко обманулись.

Св. Фома не обвинял своих соучеников в попытке обмануть его, но, как он заявил, он не поверит ни в одно подобное свидетельство, полученное им. Он сказал: “Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю”. “Вы не сможете убедить меня, что Он не мертв. Вы не сможете убедить меня, что человек, преданный смерти таким образом, снова жив. Я не могу сказать, откуда взялся этот обман, но вас, братья, слишком легко обмануть”.

Неделю спустя Иисус во второй раз явился в “горнице”. Поприветствовав собравшихся, Он сказал [R5237] св. Фоме: “Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим”. И еще Он сказал: “Ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня”. Ученики не видели, очевидно, духовного существа. Они видели просто материализацию – буквальную плоть и кости. Св. Фома поступил так, как просил Господь, после чего произнес: “Господь мой и Бог мой!”. Он признал, что Иисус – Господь. Это не было наваждением. Братья не были обмануты. Он сам был близок к тому, чтобы быть обманутым из-за своего неверия.

Мы не сомневаемся, что в этом случае Господь дал всем Своим последователям очень полезный урок. Если бы кто-то из апостолов засомневался в воскресении Господа, им не удалось бы привести убедительные доказательства этого факта. Впоследствии они могли бы подумать: “Почему мы не провели дальнейшее расследование?”. Но здесь у нас есть свидетельство расследования.

Есть люди, которые от природы очень осторожны. Св. Фома, похоже, был одним из них. Мы не думаем, что Господь недоволен такими характерами. С нашей точки зрения человек, склонный к критическому восприятию, больше заслуживает одобрения. И мы, разумеется, были бы склонны не одобрять тех, кто слишком доверчив, кого слишком легко убедить. Скорее мы должны высоко ценить тех, у кого менталитет св. Фомы. Мы рады, что был кто-то столь неуступчивый, как этот апостол.

Господь сказал по этому поводу: “Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие”. Может возникнуть вопрос: что Господь имел в виду под этими словами. Возможно, Он имел в виду следующее: “Не хвали себя, что тебя нелегко было убедить”; или же Он мог иметь в виду: “Есть особое благословение для тех, кто имеет веру – кто верит, не видя”.

На время распятия нашего Господа учеников было числом более пятисот братьев и сестер. Апостол говорит, что Он виделся с ними в одно время (1 Кор. 15: 6). Но после этого братья были вынуждены верить, не видя, а только по свидетельству других. Мы сами относимся к этой категории. Вся христианская Церковь на протяжении всего Евангельского века верила, не видя внешней демонстрации. Будет ли по этой причине Господь особенно доволен нами, мы не знаем. Мы так не думаем. Верим ли мы на основании незначительных доказательствах или более весомых, зависит от строения мозга. Бог, похоже, позаботился о том, чтобы все призванные Им имели достаточно доказательств. И Он дает нам дополнительные доказательство времен апостолов, чтобы помочь поддержать нашу веру. Мы имеем пользу от сомнений св. Фомы и от демонстрации нашим Господом изменения Его природы.

ВЕРА – ОСНОВА ХРИСТИАНСКОГО ПРОГРЕССА

Можно спросить: почему Иисус подчеркивал важность веры? Почему Он хотел сказать, что св. Фома не может быть Его учеником, если не будет верить? Есть много людей, которые говорят нам, что они не считают, что вера имеет какое-то значение; что они не видят причин, почему Бог должен благословить веру; что, по их мнению, Бог должен награждать нас за то, что мы делаем. Они говорят: “Мы делаем добрые дела, какие только можем”. Библия всегда поддерживала мысль о том, что любой, кто не делает в меру своих сил, получит розги. Но Библия также поддерживает и другую мысль – что Бог намерен наградить Свой народ по его вере; что тот, кто не может проявлять совершенную веру, не может быть Его учеником; что если у человека нет веры, то ему невозможно попасть в Царство.

В Божьем устроении вера стала основой христианского прогресса: вера в то, что Он сделал, и вера в то, что Он обещал сделать. Вера – это то, что, по Божьей благодати, позволяет нам использовать чудесные возможности нынешнего времени. “Без веры угодить Богу невозможно”. Но это не означает, что условия всегда будут такими, как сейчас, или что Бог навсегда отвергнет тех, кто в силу своих умственных особенностей не может сейчас проявлять веру. Но это означает, что в настоящее время Он не спасет никого, кроме верующих.

Однако Писание очень ясно указывает на то, что после избрания Церкви и награждения ее веры Господь будет иметь дело с миром через класс тех, кто проявляет веру сейчас – через Христа и Церковь, – для благословения всего человечества. В следующем Веке вера будет нужна меньше, чем сейчас. Установленное Царство Мессии явится открыто. В то время человечество не будет обязано ходить верой. Оно будет руководствоваться тем, что увидит, тогда как сейчас мы должны ходить по вере, а не по видению.

С обычной точки зрения это выглядит так, будто не Бог управляет миром, а случайность или сам сатана, – настолько условия отличаются от тех, которые можно было бы ожидать, если бы Бог был признан великим Царем. Следовательно, мы должны проявлять веру, если хотим получить благословение в это время. Вскоре, во время Мессианского правления, когда все, что противоречит праведности, будет наказано, а все, что в согласии с праведностью, – награждено, все противники праведности будут свергнуты, а все любящие праведность будут процветать. В то время будут ходить видением.

В настоящее время мы должны ходить верой, потому что наше спасение – особое. “Высокий призыв” – особая привилегия для особого класса. В следующем Веке, однако, неуравновешенность ума человечества в результате грехопадения будет устранена. Те, кому нужно больше внешних проявлений, получат больше; те, кому нужно меньше, получат меньше. Все будет настолько понятно, что ни у кого не будет оправдания, чтобы не прийти к полному послушанию делами, и эти дела постепенно приведут их к полному человеческому совершенству. Бог не сделал ничего неразумного в Своих законах и требованиях; каждое Его требование разумно и неотъемлемо.

ИЗМЕНЕНИЕ ПРИРОДЫ НАШЕГО ГОСПОДА

Если поставить себя в положение учеников в течение сорока дней после того, как Иисус восстал из мертвых, то можно легко себе представить, как они были озадачены. То один, то другой из них был свидетелем странных вещей. Они не могли объяснить, что это было, но они видели то, что якобы было Иисусом: в одном случае это был на вид садовник, в другом – незнакомец и т. д. Они не видели никаких признаков идентичности и на самом деле не знали, видели ли они Его вообще. В другой раз, выглядя очень похожим на Себя прежнего, Он появился посреди них, когда двери были закрыты. Они не могли понять, как человеческое существо могло войти, когда двери были закрыты. Поэтому было большое недоумение.

Писание дает нам понять, что причина, по которой наш Господь появлялся в разном виде, заключалась в том, что Бог поднял Иисуса из мертвых на другом уровне существования, как духовное существо. Писание говорит: “Господь есть Дух” (2 Кор. 3: 17). Второй Адам – это небесный Господь. Это не земной человек Иисус. Такое объяснение мы можем оценить, потому что живем после Пятидесятницы. Мы можем видеть и понимать, что Иисус стал духовным существом и, подобно ангелам, мог, когда это было необходимо, являться как человеческое существо. Мы нисколько не сомневаемся, что если бы у Иисуса была причина показать то самое тело, которое было распято, Он мог бы явиться в нем, мог бы открыть дверь, и апостолы могли бы ослепнуть, чтобы не видеть, как открывается и закрывается дверь, когда Он входил. Но повествование противоречит такому предположению и очень ясно говорит, что “двери были заперты”. Не то чтобы апостолы не видели, как они открылись, но они вообще не открывались. Во втором случае – когда присутствовал св. Фома – наш Господь явился таким же образом: “Двери были заперты” (Иоан. 20: 19, 26).

Хотя Иисус мог принести тело и мог находится внутри него как духовное существо, Он не сделал этого. Если бы Он сделал это, то они были бы обмануты, полагая, что Он явился в Своем теле плоти, в котором был распят. Поэтому Он являлся в разных плотских телах, но в таких условиях, которые не оставляли сомнений в Его личности. Он знал, что, после того как ученики получат святой Дух, им все станет ясно. Поэтому Он не пытался объяснить им в то время, но просто поддерживал связь с ними, пока не пришли благословения Пятидесятницы, когда они смогли понять все с истинной точки зрения.

Поэтому мы должны думать, что тело, в котором явился наш Господь, было материализованным. Это не был обман. Напротив, это было сделано для того, чтобы ученики не были обмануты. Будучи обычными людьми, они не могли оценить изменение человеческой природы на духовную. Поэтому это явление должно было помочь им преодолеть трудности, чтобы они не сказали: “Он не воскрес”.

НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ ВОСКРЕСЕНИЯ

Ученики могли видеть, что наш Господь обладает совершенно иной силой, чем та, которую Он имел перед смертью. Поэтому Он являлся снова и снова в течение сорока дней – по несколько минут за раз. Это, очевидно, было сделано для того, чтобы показать им, что Он был духовным существом, что Он имел силу приходить и уходить как ветер, что Он мог появляться во плоти, когда это было нужно, и исчезать по желанию, и что Он мог приходить то в одной, то в другой форме. Это был великий урок, с помощью которого Он намеревался уберечь их от какого-либо обмана.

Мы не можем себе представить, как Иисус мог лучше обосновать Свое воскресение и утвердить веру Своих учеников. Если бы Он оставался с ними как человек, то они были бы вынуждены верить, что та же [R5238] особа, та же плоть, что и прежде, была Его, и они были бы не в состоянии понять Его слова: “Се, Я с вами во все дни до скончания века”. Но теперь они могли понять, что Он, появляясь и исчезая из виду, хотя в действительности присутствуя с ними в течение сорока дней, также мог в ином смысле быть с ними на протяжении всего Евангельского века и вернуться лично, когда это будет необходимо, в конце Века.

Мы не видим в этом никакого обмана, а лишь желание избежать обмана. Мы должны помнить, что потребовалось несколько таких явлений, чтобы засвидетельствовать факт, что Он был существом, подвергшимся изменению. Если бы ученики думали о Нем как о Человеке на небесах, это привело бы их к серьезным затруднениям, как это происходит сейчас с нашими друзьями в номинальных церквях, которые думают, что Иисус восстал в той же плоти и сохраняет эту плоть на небесах.

Наши друзья верят в это. Мы спрашиваем их, думают ли они, что, поскольку Иисус носит следы, шрамы Своей израненной плоти, то все Его последователи также будут носить их. Они отвечают: “Да”. Тогда мы напоминаем им, что некоторые из них перед смертью подверглись жестокому обращению, были изуродованы. Подумайте о тех, кто был обезглавлен, кто пострадал от несчастных случаев и ран! Если на небесах им придется носить эти отметины и синяки или быть без головы, они будут представлять собой обезображенное множество.

Мы показываем им, что те, кто придерживается подобной точки зрения, совершенно не верят в Искупление, о котором говорится в Библии. Мы цитируем нашим друзьям: “Он предал душу Свою на смерть”; “Его жизнь стала приношением за грех” (МБО). Да, отвечают они, мы верим, что Его плотское тело было принесено в жертву. Мы отвечаем, что Его плотское тело искупит только плотское тело Адама. Но у Адама было нечто большее, чем плотское тело. Согрешила душа Адама, и Иисус должен был отдать душу, чтобы искупить Адама (Ис. 53: 10, 12).

Если тело никогда не было частью Иисуса, то умер не Иисус, а только Его тело; не Он был унижен, а Его тело; не Он оставил Свою славу, чтобы быть пожертвованным, а Его тело. Итак, если тело никогда не было Иисусом, то Он обманул человечество, заставив думать, что Он был человеком; и Он обманул апостола, сказав, что “Он, будучи богат, обнищал ради нас” (2 Кор. 8: 9). Тогда говорить о том, что Он был искушаем, как говорил о Нем апостол Павел, было бы неправильно, потому что Он не мог быть искушаем как мы, если имел совсем другую природу. Таким образом, мы видим, что Истина, как учит Библия, гармонична.

ВОСКРЕСЕНИЕ МИРА

Первое Воскресение, Христово Воскресение, началось со славного изменения нашего Господа более восемнадцати веков тому назад и, как Его воскресение, завершится, когда последний член Его Тела познает изменение от земной природы к небесной, божественной. Воскресение мира не может произойти раньше воскресения Церкви, но должно последовать за ним. Древние Достойные будут первыми из земного класса, кто воскреснет к человеческой природе. Но их воскресение произойдет не одновременно с воскресением Церкви, а позже, как говорит апостол: “Дабы они не без нас достигли совершенства” (Евр. 11: 39, 40).

Пробуждение мира, вероятно, начнется не раньше, чем через пятьдесят или сто лет после установления Царства. Однако в течение этого времени процесс воскресения – постепенного подъема – будет происходить среди живущих тогда народов. По мере постепенного пробуждения наций, народов, родов и языков, они должны быть приведены к познанию Истины и должны дать согласие своей воли, прежде чем в них начнут действовать процессы воскресения. Эта работа будет продолжаться всю тысячу лет царствования Мессии.

Воскресение мира не будет полностью завершено, пока не закончится тысяча лет, тогда как воскресение Церкви будет завершено в начале тысячи лет. По этой причине было бы неправильно говорить, что воскресение праведных и неправедных произойдет в одно и то же время. Действительно, мир не будет полностью поднят, пока в конце тысячи лет не будет передан Богу, Отцу, поскольку одним из результатов грехопадения была потеря благосклонности и общения Небесного Отца. Человечество не избавится от этой особенности грехопадения, пока Посредник не исполнит в нем Свою работу.

R5236 (1913 г.)