“ВСЕ СОДЕЙСТВУЕТ КО БЛАГУ”
Бытие 46: 28-34; 47: 12, 28-31
“Притом знаем, что любящим Бога.. все содействует ко благу” (Римлянам 8: 28).
Иаков и вся его семья оставили Ханаанскую землю, Землю Обетованную, Палестину, и по приглашению фараона через Иосифа расположились в земле Гесем, пригодной для их занятия – разведения и выпаса скота. Иосиф отправился своей колесницей к Гесем и там встретил отца, Иакова, которого не видел много лет. По обычаю восточных стран они поцеловались, от чего Иосиф расплакался. Дальше было официальное представление Иакова и его семьи фараону. Иосиф был внимательным, чтобы они не сделали ошибки, и дал ясно понять царю, что их занятием всегда был уход за стадами и выпас скота. Египтяне презирали это занятие, поэтому должны были держаться подальше от евреев. Вот так земля Гесем стала чем-то вроде отдельной страны в Египте.
В то время Иакову было сто тридцать лет, и силы медленно покидали его. Когда его привели к фараону, Иаков благословил его, – очевидно, в том смысле, что попросил для него Божественного благословения. Вот так семья Иакова, именуемая теперь новым именем Израиль, надежно поселилась в Египетской земле. После этого Иаков прожил еще семнадцать лет, во время которых Иосиф и его народ, израильтяне, находились в милости у фараона и египтян.
Наша лекция касается, прежде всего, Божьего стремления и умения сделать так, чтобы все трудности Его народа содействовали ему ко благу. Это, естественно, вызывает вопрос: каким образом жизненные трудности Иакова были ему ко благу? Священное Писание говорит: “Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел [возлюбил меньше]”. Божья любовь, надо признать, каким-то образом действовала так, чтобы все было ко благу Иакову и его семье. Но возникает вопрос: как? Можно ли увидеть то, как Божественная милость способствовала благополучию Иакова и его семьи?
Только глазами веры, ведомыми словами Иисуса, Его апостолов и пророков, мы можем видеть, как Божье благословение было с Израилем, даруя ему благословений больше, чем другим. Многие не имеют глаз веры, отчего лишь немногие могут видеть, оценить, понять это. Большинство так называемых христиан и иудеи не способны видеть благословение, доставшееся Израилю. Соответственно, у них слабая вера и они очень податливы на то, чтобы представители Высшей Критики и эволюционисты довели их до полного неверия в Библию и в Божественный План Веков, который она излагает.
Иаков, став наследником большого Обетования, данного Аврааму (что в его Семени благословятся все племена земные), сразу попал в трудное положение. Он бежал из дому, оставив все своему брату. Потом он служил дяде Лавану семь лет, чтобы взять Рахиль в жены, однако Божественное Провидение позволило, чтобы его обманули, и он был вынужден служить за нее еще семь лет. Раз за разом его дядя Лаван менял свое решение, пытаясь всячески использовать Иакова. Наконец Иаков был вынужден вступить с ним в спор, чтобы защитить свои интересы.
После этого, забрав заработанное за многие годы тяжелого труда, он вернулся в Ханаан, однако опасался своего брата Исава. Со временем Иаков потерял жену и потерял Иосифа, своего любимого сына. Тогда случился голод, еще позже нашелся Иосиф, и произошли события нашей недавней лекции. Переход в Египет казался злоключением, потому что египтяне поработили израильтян. Наконец они были освобождены, но только для того, чтобы иметь тяжелые испытания в пустыне Фаран во время сорока лет перед входом в Ханаан.
КАК БОГ БЛАГОСЛОВИЛ ИЗРАИЛЬ?
Овладение землей происходило постепенно. Израильтяне имели различные испытания и трудности, попадали в плен к филистимлян, сирийцам и т. д. Потом они имели царей, еще позже произошел бунт, то есть разделение Царства, после которого было еще больше войн, голода, эпидемий, пока наконец все не были забраны в плен в Вавилон. Туда они уходили в большом количестве, а возвращались как малое общество. Дальше было еще больше испытаний, войн и т. п.
Со временем пришел Иисус, и был отвергнут всеми, кроме немногих. Впоследствии Бог отверг этот народ: “Оставляется вам дом ваш пуст”. Постепенно пришли трудности и анархия, пока весь народ не попал в Гадес – уснул как нация. Так он спал свыше восемнадцати веков, хотя по отдельности израильтяне испытали преследования среди многих народов.
Мы хотим понять, как отождествить Божье благословение со всеми этими трудностями Израиля? Мы хотим знать, как Бог руководил всем для их блага и благословения больше, чем делами других народов. Чтобы понять это, мы должны взглянуть на другие нации и народы и на то, что с ними произошло, а затем перевести взгляд в будущее.
Где Египет, где власть фараона сегодня? Где Ассирия, где ее народы сегодня? Где филистимляне? Где любой из этих народов и даже все, которые так процветали во дни Израиля? Их больше нет. Они смешались с другими народами или исчезли в результате естественных процессов. Их сегодня невозможно восстановить, потому что ни один из этих народов не остался. Мы не говорим о многочисленных племенах Индии, или об объединенных группах в Китае и Японии, или о диких племенах Африки. Все они находились вне пределов нашей истории, потому что не были тесно связаны с народом Израиля – буквальным или духовным.
Зато Израиль существует сегодня, даже если он, как народ, спит в Гадес, Шеоле, ожидая национального пробуждения и воскресения. Это пробуждение уже вынуждает “кости сухие” очнуться от отчаяния и обратить взор к будущему дню благословения и благополучия. Одним из последствий Божьей провиденциальной опеки над Израилем было то, что он не переставал существовать как народ. Его дальше вдохновляет надежда на будущие благословения, основанные на Божьем обетовании, данном Аврааму. Судя по пророчеству, эта надежда впоследствии опять оживит Израиль, выведет его на первый план и отождествит с большим Мессианским Царством, которое будет благословить мир.
Кто-то может сказать: “Не говорите нам о благословении народа, потому что тогда придется думать обо всем мире с точки зрения общего братства людей. Если Израиль получил благословение от Бога, то должно быть также личное благословение, а не только продолжение благодати для определенного народа в его жизни”.
Совершенно верно, отвечаем мы. И в прошлом и в будущем существуют личные и национальные благословения. Правда, в отношениях между Богом и Израилем оказалось, что не все из этого народа были святыми, достойными наивысших почестей и роли в Божественном Замысле. Но эти провиденциальные события служили выбору из этого народа особых людей, похожих своими качествами на Авраама, прежде всего верой и послушностью. После Авраама был Исаак, после Исаака был Иаков, после Иакова был народ Израиля, в котором время от времени находились некоторые лица, достойные того, чтобы стать рядом со своими отцами – Авраамом, Исааком и Иаковом.
Тяжелые испытания на протяжении веков жизни народа способствовали воспитанию благородных характеров, сильных верою и преданных до конца. Св. Павел перечисляет некоторых из них, кроме Авраама, Исаака, Иакова и пророков. Он включает в их список всех “подлинно израильтян”, преданных Богу до такой степени, чтобы переносить преследования ради праведности и надежд, полученных через Обетование, данное Аврааму. Некоторые из них, по его словам, “были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке,. которых весь мир не был достоин”.
Этот процесс выбора продолжался до времен Иисуса и нашел славное, хотя и немногочисленное, общество. Бог искал именно таких людей и нашел тех, кого искал. Правда, они еще не получили свою награду, но их награда будет не небесной, а земной, как обещано: “И дам землю сию потомству твоему после тебя”.
Этим верным из Израиля все способствовало ко благу, потому что они любили Бога, отзывались на Его праведность, представленную им, и на большое Обетование, которое Он дал. Верим, недалек тот час, когда они будут земными представителями Мессии, управляя миром и благословляя его.
То, что пророчествовалось о них, исполнится. Они будут детьми Мессии, а не Его отцами, получая от Него, как Отца, вечную жизнь. Он сделает их князьями по всей земле, и они, как подчиненные, будут сотрудничать с Его Небесной Империей (Пс. 44: 17). Таким образом, все испытания и трудности Израиля под Божественным Провидением содействовали ко благу этому особенному классу, “подлинно израильтянам, в которых нет лукавства”, которые возлюбили Бога превыше всего. Их награда совсем рядом. Через них благословение распространится на каждый народ на земле.
ДУХОВНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ИЗРАИЛЯ
Когда наступило у Бога время (в Первом Пришествии) позвать из мира особенный класс духовных израильтян, Он дал первоочередную возможность детям Иакова. Те из них, которые в то время были “подлинно израильтянами, в которых нет лукавства”, получили привилегию иметь особые возможности и указаниями от Иисуса. Все из этого верного, преданного класса смогли, благодаря особенному провиденциальному руководству и наставлению, признать в Нем Мессию, тогда как все другие были ослеплены предубеждениями, суевериями и неясными высказываниями.
Это было еще одним преимуществом, которое досталось буквальному семени Авраама: они первые должны были получить возможность стать членами Духовного Израиля, о чем раньше не имели никакой информации. Но они еще не узнали, что Мессия, которого они ждали, должен быть духовным, а не телесным, что Он должен быть Мессией, состоящим не из одного лица, а из многих лиц, из многих членов.
Вот так буквальные дети Авраама имели “великое преимущество во всех отношениях, а наипаче [в том], что им вверено слово Божье”. Благодаря этому Слову, этим пророчествам у них была наилучшая (из всех людей) возможность знать о Мессии и прийти к согласию с Ним, стать Его учениками.
И как было сказано о буквальном Израиле, так еще более подчеркнуто может быть сказано о духовном Израиле: его привилегии принесли ему особенные страдания и преследования. Над Иисусом издевались, Его всячески неправедно злословили и, наконец, распяли как преступника за то, что Он, по Его утверждению, является Божьим Сыном, и не отрицал, что окончательно будет Царем Славы.
Затем столетиями верные последователи Иисуса имели горькие испытания. Временами их буквально истязали, буквально преследовали, буквально сдирали с них, живых, кожу. В другой раз они испытывали символические преследования, символическое сдирание кожи, их неправедно всячески злословили ради Христа. Притворства, ложные учения, противообразное взятие в символический Вавилон – все это испытал народ Бога. И это еще не полный перечень, поэтому что св. Павел говорит: “Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы”. Каждый, кто сегодня принадлежит Господу, имеет уверение, что он, при условии верности Учителю, будет иметь противодействие со стороны сатаны, мира и собственной плоти.
Возникает вопрос: каким образом эти вещи влияют на нас лучше, чем на мир? Разве христиане не умирают так же как неверующие, так же как иудеи, так же как мусульмане, так же как язычники? Разве они не имеют своего удела в болезнях, печалях, боли, которыми сопровождается процесс умирания? Вряд ли кто-то может отрицать правдивость такого суждения! Тогда в чем, спросим мы, заключается преимущество того, чтобы быть духовным израильтянином? Если весь мир искуплен драгоценной кровью Христа, если весь мир должен иметь благословение под славным тысячелетним царствованием Мессии, если Древние Достойные должны занимать первое место в Царстве, установленном в то время под всеми небесами, то какая польза (если она существует) верным и преданным духовным израильтянам, – тем, кто перенес страдания как добрый воин и стремился отдавать свою жизнь в службе Учителю, братьям, Истине, Богу?
ВЕЛИКОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ
Этот класс имеет большое преимущество, и оно касается как нынешней жизни, так и будущей. В настоящее время его привилегия – наслаждаться Божьим миром, превосходящим всякое человеческое понимание. Его привилегия – знать верой, что все содействует ему ко благу, потому что он любит Бога. Его привилегия – понимать, что какая бы вещь не случилась с кем-то другим в мире, с ним ничего не может случиться. Все его дела и интересы находятся под Божественным присмотром. Не удивительно, что он может иметь мир посреди каждой бури! Не удивительно, что он способен радоваться даже в скорби!
Он имеет радость духа, которую не могут отнять у него никакие земные хлопоты; его радость растет с каждым днем, с каждым годом по мере того как его христианский опыт становится более зрелым, как он возрастает в знании и благодати. Ему принадлежит привилегия приходить к Престолу Небесной Благодати, привилегия общаться с Небесным Отцом и его Господом Иисусом Христом. Принадлежащие к нему могут считать себя, как говорит св. Петр, членами Царственного Священства, святым народом Израиля, особенным народом Бога. Они могут наслаждаться привилегией быть Божьими послами и рассказывать Благую Весть другим, тем самым “возвещая совершенства Призвавшего их из тьмы в чудный Свой свет”. О, какие большие привилегии, милости и благословения имеют эти духовные израильтяне, которые с излишком возмещают их трудности, скорби и оппозицию!
РАДОСТИ БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ
Однако вне пределов всех этих трудностей нынешней жизни, в будущем находятся богатства Божьей благодати, которые они получают уже сейчас и которых держатся силою веры. Как говорит св. Павел, они имеют “обетование жизни настоящей и будущей”. А будущая жизнь столь замечательна, что ее изучению нет конца. Каждый шаг повиновения приносит права и привилегии от Бога и становится шагом вперед в знании о Нем и о Его славном Плане. Поэтому чем больше святости и самопожертвования содержит характер, тем глубже знание, богаче опыт и ценнее надежды и ожидания.
Нас спрашивают: “Каковы ожидания этого класса?” Отвечаем, что они надеются на обещанное Богом; надеются на то, что поскольку они теперь Божьи дети, то обещанное воскресение из мертвых к полному духовному совершенству сделает их сынами Бога на наивысшем уровне: “А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу”. Кроме того, эти духовные израильтяне являются наследниками духовного Ханаана, духовного Царства. Чтобы войти в свое Царство, они должны познать силу лучшего воскресения, чем то, которое испытают другие. А это означает, как утверждает апостол, что они “изменятся вдруг, во мгновение ока”, потому что “плоть и кровь не могут наследовать Царства Божьего”. Следовательно, в самом полном и абсолютном смысле слова правдиво то, что все содействует ко благу любящим Бога и призванным согласно Его постановлению не только в Иудейском веке, но и призванным и принявшим призыв в Евангельском веке!
R5240 (1913 г.)