ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ МЫСЛИ
“Потому что, каковы мысли в душе его, таков и он” (Притчи 23: 7).
“Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни” (Притчи 4: 23).
Сердце – один из важнейших органов нашего тела. Если оно перестанет работать, смерть неминуема. В крови, которая течет сердцем, заключена жизнь, энергия тела. Если ток крови остановить даже на мгновение, образуется тромб. А это уже верный шаг к смерти. Чтобы поддерживать жизнь, в нашем теле должна быть постоянная циркуляция крови.
Учитывая эту важную функцию нашего буквального сердца, Библия вполне оправданно употребляет сердце, центр жизни, как символ центра наших чувств с волей включительно. Наша воля имеет отношение ко всему, что мы делаем. Кто из Господнего народа пытается больше очищать себя, тот становится более живым. Если мы чисты сердцем, мы решаем жить праведно и умеренно в нынешней жизни. Кто ценит принцип, что хорошо – это хорошо, а плохо – это плохо, тот будет стремиться жить хорошо, кем бы он не был – иудеем, язычником или принадлежал к Церкви Бога.
Церковь, приняв Божьи условия, посвятила Ему свою жизнь. Принадлежащие к ней решили вести добрый бой веры с миром, плотью и дьяволом. Как Новые Творения, они подчинены особым обязательствам. Их надежды и амбиции отличаются от надежд и амбиций мира. Поэтому они вдвойне ответственны за свое сердце, которое представляет их внутренние чувства.
Какие внутренние чувства человека, таков и он. Как человек думает в своем сердце, таков его настоящий характер. Чего вы действительно хотите? Каковы ваши истинные чувства? Дело не в том, какие слова вы употребляете или какие ваши поступки, а то, какие мотивы находятся в их основе.
Новое Творение должно быть богоподобным, духовным и окончательно получить духовную природу в славе – быть совершенным. Но прежде чем оно придет к этому совершенству, сердце Нового Творения обязано доказать свою преданность. Одни будут победителями в высшем значении, чем другие, но никто не будет победителем, если не будет искренним, преданным, чистым. Поэтому, если мы посвятились Богу, будем стараться, чтобы наши сердца, наши желания, наши мотивы были совершенными. Единственно правильное поведение – признавать свои недостатки, когда мы ошибаемся. Бог ожидает от нас преданности сердца. А эта преданность сердца должна проявляться внешне и контролировать всю жизнь.
Если наши мысли не отвечают нашим идеалам, мы должны сделать их таковыми. Следует избавиться от гнева, злости, ненависти, распрей и подобных поступков плоти и дьявола. У некоторых людей в некоторых условиях эти мысли могут сидеть очень глубоко. Наш стих не говорит о мимолетных, быстротечных мыслях. Даже люди с плохим характером могут иногда иметь глубокие переживания. Бывает, что глаза людей заливаются слезами от банальных вещей, и может показаться, что у них очень чувствительное сердце, но в жизни они могут запросто сделать как ужасный поступок, так и проявить сочувствие.
Этот факт иллюстрирует поведение толпы. Люди, которые громко приветствовали Иисуса как Царя, через пять дней вопили: “Распни Его!” Те, которые лишь накануне, кажется, признавали Его, теперь перестали Его ценить.
ВАЖНОСТЬ ПРАВИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
В действительности человек не всегда является таким, каким может показаться внешне. Его настоящий характер находится где-то глубоко, где спрятан смысл ее жизни. Речь идет не о мимолетных мыслях, а о глубоких складках мышления, имеющих отношение ко всей жизни. Священное Писание доводит до нашего сведения факт, что мы должны преобразоваться обновлением нашего ума, то есть должны его переделать (Рим. 12: 2).
Апостол, говоря о некоторых очень плохих сторонах характера, говорит: “И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего” (1 Кор. 6: 11). Это очищение, это освящение приходит не только через чтение Истины или умственное применение Истины, но и через сердце – через размышления об Истине. Эти мысли сердца, эти глубокие решения характеризуют нас как христиан и должны руководствоваться определенными принципами. Они имеют отношение к подлинному человеку, с которым считается Бог, а не к ветхому творению, так или иначе запятнанному в зависимости от меры испорченности. Бог смотрит на Новое Творение.
Эти глубокие убеждения и помыслы сердца является преобразованием характера. Это и есть действительное состояние человека, показывающее, каков он на самом деле. Если он имеет какие-то кратковременные проявления эмоций в виде гнева или злости, то это еще не настоящие мысли, не настоящие намерения. Это не он, это ветхая природа временно заявляет о себе. Как Новое Творение, он должен быть внимательным к своим словам, своим мыслям, своим поступкам. Если какие-то плохие мысли промелькнут в его уме, это еще не мысли его сердца. Он как Новое Творение должен остановить их, избавиться от них, чтобы они не пустили корня в сердце и не вытеснили лучшие чувства.
Такое правильное мышление сердца имеет очень много общего с настоящей жизнью. Апостол говорит, что мы преобразовываемся обновлением нашего ума, чтобы знать, что есть совершенная воля Бога. Такова точка зрения христианина. Как мы рады, что наш Небесный Отец судит нас именно с такой точки зрения! Как мы рады, что Он может читать сердце, что Он знает наше сердце, знает наши самые сокровенные мысли!
В свое время мы могли думать, что служим Богу, хотя в действительности так не было. Мы показываем нашу преданность Богу через внимательное отношение к Его Слову, чтобы знать Его волю. Чем больше мы изучаем Божье Слово, тем больше получаем духа Истины и больше ценим его. В меру того, как мы понимаем Божьи правила и стремимся руководствоваться ими, наши сердца очищаются. Тогда мы больше заботимся о том, что берем в руки, чем они занимаются, как выглядит наш язык и что он говорит. Так мы храним наше сердце – подчиняем нашу волю воле Бога.
Воля является частью нашего сердца, так же как руль является частью корабля. Новая воля – это руль, чтобы вести нас тем или другим путем. Чем больше мы понимаем Слово Господа, тем лучше мы понимаем, как вести себя в жизни. Поэтому мы должны хранить наше сердце и очищать его знанием, а также изучением Божьей Истины. Чтобы это делать, воля должна всегда быть настороже, бодрствовать с молитвой и благодарностью.
ЦЕРКОВЬ НА ИСПЫТАНИИ ЖИЗНИ
Кто-то может спросить: – Зачем все это? В целом мы могли бы ответить: – Чтобы поступать правильно, потому что правильно – это правильно. Но такого аргумента для нас недостаточно. Хотя все понимают преимущество правильного над неправильным, н в нашем падшем состоянии мы нуждаемся в каком-то стимуле для действий. Поэтому Господь предлагает нам определенные стимулы. Он говорит: “Если у вас правильное сердце, Я хочу дать вам вечную жизнь. Если у вас неправильное сердце, тогда вы не из тех, кому Я предоставлю это благо. Вы умрете Второй Смертью”.
Шесть тысяч лет назад было испытание. Наш прародитель, Адам, был испытан, но потерпел неудачу. Как результат, у нас нет права на жизнь. Но Бог так устроил через нашего Господа Иисуса, что каждый член рода Адама может иметь еще одно испытание. Отец желает дать вечную жизнь всем любящим праведность.
Поэтому мы с благодарностью принимаем это предложение и говорим: “Отец Небесный, действительно ли Ты дашь нам еще одну возможность получить вечную жизнь? О, как бы нам хотелось иметь такую жизнь! Мы очень благодарны за такую возможность! Мы любим праведность! А если мы будем верны принципам праведности, то мы получим вечную жизнь? Наше желание, чтобы Твоя воля исполнилась у нас – чтобы мы любили праведность и ненавидели беззаконие”. “Очень хорошо, – говорит Небесный Отец, – Я вас отдам в Школу Христа, где вы будете учиться праведности”.
Итак, изо дня в день мы учимся в Школе Христа. Часть общих наставлений любящим праведность и стремящимся учиться от Господа составляют разные уроки. Результатом нашего испытания будет жизнь или смерть. Мир еще не находится на таком испытании. Пока он не имеет никакой возможности получить жизнь. В Евангельском веке только Церковь находится под Заветом Жертвы, а, значит, на испытании относительно вечной жизни или вечной смерти. В следующем Веке свою возможность научиться послушности будет иметь мир. Тогда и для людей появится вопрос жизни и смерти.
Бог говорит: “Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие”. Проклятие – для каждого, кто любит беззаконие, а благословение – для каждого, кто любит праведность. Так в течение тысячи лет Царствования Христа мир будет на испытании вечной жизни или смерти. Все послушные получат вечную жизнь. Но все имеющие дух сатаны будут уничтожены Второй Смертью.
Лишь более чем победители будут Царственным Священством. Для нас нет оправдания, если мы попадем в Великое Множество. Поэтому заботьтесь о своем сердце с большим прилежанием. Смотрите за своим сердцем. Если оно в полном согласии с Божьей волей, у нас будет мало хлопот с языком. “Ибо от избытка сердца говорят уста” (Матф. 12: 34).
Наше сердце – наиболее удивительный орган нашего тела. Язык – наиболее искусный из всех наших членов. Господь принимает наши слова как показатель состояния нашего сердца. Но поскольку мы несовершенные, нам невозможно быть безошибочными в слове и поступке. Однако мы должны настойчиво и верно пытаться получить полный контроль над своими словами. Особенно надо остерегаться говорить плохое. Каждую склонность поносить других следует подавлять. Если нас злословят, мы не должны злословить в ответ. Эти черты принадлежат ветхой природе. Чтобы нравиться Учителю, мы должны держать свое сердце свободным от зла всякого рода. Если так делать, то сердце будет правильно наставлено Господом. Мы будем знать, что обязательно следует исправить плохое. Мы обязаны, полностью обязаны, делать добро, насколько это возможно. Наше сердце должно держать себя в правильном состоянии.
НЕДОСТАТКИ НЫНЕШНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тот же принцип применим ко всему миру, хотя не в таком далеко идущем масштабе. На людей влияют мысли, опыт. Плохих детей можно воспитывать в благоприятных условиях, чтобы они стали порядочными гражданами. Мы видели, даже между людьми в мире, как хорошие постановления жить честно, справедливо, благоразумно имели благословенное влияние на жизнь, делая мужчин и женщин благородными, даже если они не были христианами.
Мы видели и противоположное – тех, которые сделались преступниками, хотя этого могло и не быть. Некоторые из них родились в хороших условиях, но они читали плохие книжки и думали о грешных вещах. Мысли их сердца были плохими вместо хороших. Поэтому они предались злу. Позволив своему уму идти в определенном направлении, а подобного рода мыслям глубоко укорениться в своем сердце, некоторые из них стали очень плохими.
Нас глубоко поразил факт, когда мы увидели фотографии четырех человек с оружием, которых недавно осудили за убийство в Нью-Йорке. Если бы мы увидели их фотографии еще до того, как мы узнали, кто они, мы бы сказали: “Какие сильные характеры”. Их сердца сделались злыми, по-видимому, от плохого воспитания и неумения оценить принципы праведности. Собственно, так, по большей части, и происходят в настоящее время. Очень немногие видят принципы праведности вообще. Большинство руководствуется предрассудками, страхом и надеждами, которые так или иначе являются эфемерными, обманчивыми.
Поэтому видим, что общему воспитанию в наши дни недостает очень важной вещи. Хотя школы до некоторой степени подняли завесу невежества и суеверий, однако они не дают взамен полноценного, правильного взгляда на праведность. Дело в том, что Божественный характер и Божественные законы в целом игнорируют. Заметна попытка учить морали совершенно отдельно от Божественного Закона. Но этот путь, кажется, разрушает веру – лишает учеников веры во Всевышнего Творца. Итак, хотя мир делает замечательные успехи в образовании, он не может достичь собственных идеалов. Человеческий ум находится в падшем и испорченном состоянии и не способен видеть предмет морали с точки зрения, которую педагоги выдвигают перед ним.
Человеческий ум нуждается во влиянии своих высших органов, чтобы поддерживать низшие органы. Хотя эти просветительские влияния полезны во многих отношениях, в других отношениях они губительны, потому что не прививают почтительности к Богу и Божественной воле. Поэтому люди не могут понять высшие принципы. Единственные, кто имеет правильное отношение, это те, кто стремится иметь новые мысли, подчиненные Божественному замыслу, принимая ум Христа вместо собственных представлений и суждений и, тем самым, возрастая в Него во всем. Вот таково наше счастливое положение.
ВЛИЯНИЕ МЫСЛЕЙ НА ЗДОРОВЬЕ
Существует еще другой взгляд на стих “Потому что, каковы мысли в душе его, таков и он”, предложенный представителями Христианской Науки, а именно: “Что у нас на уме, таковы и мы”. Из этого они берут для себя кое-что хорошее. Они говорят, что если кто-то думает о приятном, благородном, то это влияет на него. Мы считаем, что наши друзья из сторонников Христианской Науки частично правы, однако частично неправы. Они полагают, что если человек считаем себя хорошим, что он хороший; если он считает себя больным, то заболеет. В этом есть доля истины.
Половина людей в мире болеет, потому что люди думают, что они больные. Если бы они думали не о своей боли, а о чем-то более полезном, то, наверное, чувствовали бы себя во всех отношениях лучше и сильнее. Ум связан с нашим состоянием. Кто раскисает от головной боли, тот делает себе хуже. Кто пытается отогнать эти мысли и обратить внимание на другие вещи, тот, бесспорно, помогает себе.
Чем меньше мы думаем о боли, тем лучше для нас. Если мы говорим о ней, она усиливается. Плохо также слишком сочувствовать друг другу. Конечно, иногда было бы жестокостью не проявить сочувствия, но нет смысла побуждать больного сетовать на свое состояние. Мы становимся сильнее в меру того, как пытаемся избегать мыслей о наших болезнях.
Ошибка сторонников Христианской Науки в том, что они зашли с этим принципом слишком далеко. Даже считая себя здоровыми, мы от этого не станем здоровыми. Негоже обманывать себя и говорить, что нас ничего не болит, когда в действительности болит. Золотую середину представляет Библия: не говорить, что нас ничего не болит, не говорить, что смерть является “смертельною ложью” и что смерти нет. Мы можем или способствовать процессу умирания или иметь более полезные мысли и, тем самым, иметь полезное влияние на себя и на других.
Кто-то вспомнил, как этот принцип действует в палате для больных. Некоторые люди, заходя в палату, начинают проявлять большое сочувствие, а покидают больного с чувством, что ему значительно хуже, чем на самом деле, хотя они должны были поддержать его ободрительными словами. Не нужно говорить больному: “Ты выглядишь очень плохо!” Лучше сказать: “Как ты чувствуешь себя сегодня утром? Ты хорошо отдохнул?” Многие даже не замечают, как хорошо они отдохнули, и не благодарят за это. Мы можем сказать: “Надеюсь, ты благодарен Господу за отдых и рад этому замечательному дню. Глянь, как солнце светит в комнату! Послушай, как поют птички!” Состояние некоторых людей, когда они больные, действительно напоминает “неизъяснимые стоны”. Поэтому больные люди нуждаются в том, чтобы кто-то принес солнце в их комнату.
Итак, дорогие друзья, давайте решим, что поскольку мы вступили в завет с Господом быть мертвыми для старой жизни, для старых стремлений, для вещей прошлого, мы должны от них избавиться. Мы бы хотели думать так, как Господь хочет, чтобы мы думали; смотреть на все жизненные дела так, как Он хочет, чтобы мы смотрели, и находиться под влиянием того, что Он излагает нам в Своем Слове. Если будем так делать, то как Новые Творения мы будем возрастать по подобию характера Господа.
R5246 (1913 г.)