ПРИГОТОВЛЕНИЕ БОЖЬЕГО ОРУДИЯ
Исход 2: 11-25
“Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю” (Матфея 5: 5).
Нас часто удивляет, как обдумано действует Божественное провидение. Наша жизнь настолько коротка, и ограничения настолько многочисленны, что любые планы надо доводить до конца как можно скорее. Но не так со Всемогущим, Который “от вечности до вечности” (ВоП). Он имеет в Своем распоряжении неограниченное время и, соответственно, осуществляет Свою власть с большой рассудительностью. Для Его народа является большим утешением уверение, что Он знал конец в начале и совершает все по изволению Своей воли. Исследователи Библии получают благословение по мере того, как узнают, что Божественная воля всегда является благой – справедливой, мудрой и любящей.
Образование Моисея коротко подытожено в Священном Писании словами: “И научен был Моисей всей мудрости египетской”. Предание повествует о его учебе у философов того времени, говоря, что он был успешным египетским генералом; однако нам лучше держаться библейского описания.
Приближалось время, когда Бог собирался вывести израильтян из Египта в землю, которая, как Он обещал Аврааму, достанется им. Все это должно было стать образной иллюстрацией близкого и более удивительного освобождения Тем, Кто больше, чем Моисей.
В событиях из жизни Моисея можно увидеть Божье провидение. Господь назвал его “кротчайшим из всех людей на земле”. Бог искал кроткого человека для этого важного положения и решил, что его будет занимать Моисей. Сделать его кротким помогли уроки и трудности. Разве не очевидно, что если бы Моисей был заносчивым и высокомерным, он не был бы пригодным к обязанностям и ответственности, которые перешли к нему как вождю народа в пути из Египта к пределам Ханаана? По-видимому, ни один человек в мире не имел более трудного задания, чем то, которое ожидало Моисея на протяжении сорока лет. Можем быть уверены, что он был готов к таким тяжелым испытаниям только благодаря восьмидесятилетнему жизненному опыту, предшествующему Исходу.
Приемный сын принцессы Египта, Моисей, должно быть, считался придворным любимцем, будучи в опасности развить в себе спесь и высокомерие. Вместо этого он постоянно помнил о своих иудейских чертах, о том, что каждый знал о его принадлежности к пренебрегаемому и притесняемому народу. Естественно, все это должно было склонять к одному из двух: или он будет избегать евреев и все более отождествлять себя с египтянами, или будет проявлять веру в особые обетования, которых его народ, как дети Авраама, Исаака и Иакова, считается наследником.
Это, возможно, было его первое испытание. Будет ли он преданным Богу и Божественным обетованиям, касавшимся будущего? Согласится ли его вера с тем, чтобы избрать свой жребий с порабощенным и угнетаемым народом, теряя привилегированное положение у фараона, его семьи и всех влиятельных египтян? Св. Павел дает понять, что во всем этом Моисей был победителем. Он предпочел страдать с Божьим народом, чем увлекаться богатствами и почестями, которые могли ему принадлежать как приемному члену царской семьи (Евр. 11: 24-26). Уместно допустить, что если бы он стал на сторону египтян, то мог бы взойти даже на престол фараона.
Для Моисея обетование, которое Бог дал Аврааму и повторил Исааку и Иакову, и которое все еще ожидало своего исполнения, было более желанным, чем все богатства и почести земли. Моисей выдержал это испытание веры и преданности: “Он будет на стороне Бога любой ценой!” Похожими были испытания буквальных и духовных израильтян, продолжающиеся и в наши дни. Мир всячески побуждает иудея покинуть его отношения завета с Богом, а духовного израильтянина – оставить его духовное родство с Богом.
По-прежнему правдиво то, что дружба с миром означает вражду с Богом, а дружба с Богом означает вражду с миром, настолько откровенно другим и противоположным является царство тьмы по сравнению с Царством Света и всем, что с ним связано. Сегодня, как во времена Моисея, дальше правдиво то, что “все, желающие [в настоящее время] жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы”. Но так будет не всегда. Идет большое изменение. Любящий праведность будет возвышен, получит благословение, а любящий грех будет ограничен и наказан.
МОИСЕЙ РАЗОЧАРОВАЛСЯ И ПАЛ В УНЫНИЕ
Доверяя Господнему обетованию, Моисей верил, что наступило время для освобождения израильтян из рабства. Он знал о своем чудесном спасении и был уверен, что на основе Божьего Обетования Бог имеет для него особое задание. Поэтому он был готов и нетерпелив начать его выполнять. Но он не знал, что в действительности он не готов, и был далек от мысли, что будет нуждаться в дополнительных сорока годах особого обучения. Мысли, что наступило время выйти на свободу, не давали ему покоя: “Он вдохновит народ верой в себя. Люди должны знать, что хотя он воспитывался на дворе фараона, его симпатии были с ними, и на него можно полагаться как на вождя”.
Случай показать свое усердие к братьям подвернулся тогда, когда он увидел, как египтянин несправедливо обращается с одним из них. Моисей вмешался в спор. В стычке египтянин был убит, а израильтянин уцелел. Моисей решил, что никто из египтян об этом не знает, и зарыл убитого в песок. Теперь он не сомневался, что его братья молча примут его как их друга и защитника и будут относиться к нему с доверием, как к своему вождю, ожидая, пока Божье провидение откроет для них дверь, чтобы оставить Египет. Но все эти мечты развеялись, когда на следующий день он увидел, что среди его братьев нет такого доверия к нему, на которое он надеялся, что они, вместо того чтобы быть его последователями, готовы выдать его египетским властям за помощь одному из их народа.
Вконец разочарованный, полный опасений на свою жизнь, Моисей бежал в пустыню мадиамскую. Казалось, вся его преданность и все сорок лет воспитания и развития напрасны. Он думал, что готов стать вождем Господнего воинства и вести его, а тут за один час все его надежды рухнули, а сам он стал беглецом, боясь показаться во дворце египтян или среди собственного народа. “Зря потраченная жизнь, – наверное думал он, – сорок лет надежд и ожиданий, которые никогда не осуществятся”.
МОИСЕЙ – ПАСТУХ В ИОФОРА
Беглец присел на краю колодца. И тут пастухи приводят свои отары к воде. Среди тех, кто ухаживал за овцами, были дочери Иофора. Часть пастухов отнеслась к ним недоброжелательно, не только не помогая им, а, наоборот, препятствуя. Моисей, имея врожденное чувство справедливости, вступился за них и помог натаскать воды для отар, а затем попутно пришел с ними к их дому. Иофору понравился незнакомец, хотя тот не открылся ему, кто он. Обученный всему египетскому знанию, один из военачальников Египта, он теперь был совершенно подавлен, усмирен, сговорчив, готов учиться.
Моисей взял себе в жены одну из дочерей Иофора и на протяжении сорока лет был смиренным пастухом овец. В то время он еще не понимал Господнего провидения в своих делах и все эти годы учился важнейшей лекции повиновения, полного подчинения Божественной воле. Когда урок был усвоен, у Бога наступило время, чтобы Его слуга, дважды наученный, занял важнейшее положение, к которому никогда не был бы пригоден без таких испытаний.
Божье поведение с Моисеем иллюстрирует общие принципы Его поведения со всеми, кого Он хочет сделать особенными слугами, готовыми к особенной службе. Наш Господь Иисус, находясь на небесных дворах, засвидетельствовал Свою преданность и доверие к Всевышнему. Как средство для Его следующего возвышения, Ему была дана возможность стать Спасителем человечества и, тем самым, выполнить Божественный Замысел. Он охотно согласился: “Хотя Он и Сын, научился послушанию от всего того, что претерпел” (Евр. 5: 8, ВоП). Поэтому апостол говорит, что за то, что Он показал полное подчинение воли Отца “даже до смерти, и смерти крестной”, Бог возвысил Его в воскресении – не только так высоко, как Он был прежде, но еще выше, “превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого” (Фил. 2: 9-11; Еф. 1: 20-23; 1 Пет. 3: 22).
Похожим образом в Евангельского веке Бог зовет из мира святое общество, Малое Стадо, чтобы оно находилось с Иисусом в Его большом деле будущего, в благословении всех племен земных, как об этом Бог обещал Аврааму, говоря: “И благословятся в тебе все племена земные”. От каждого, кто отвечает на это особенное приглашение, требуется продемонстрировать свою преданность Богу “при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны”. Иногда этих святых, как св. Павла, позорно называли “сором для мира.. всеми [попираемым] доныне” (2 Кор. 6: 8; 1 Кор. 4: 13).
Такие оскорбления часто исходили от несчастных, слепых рабов греха, а в иной раз, как говорит Библия, от делающих так “по их собственному желанию” (ВоП). Тем не менее, все Божьи сыны, которых Он сейчас принимает как членов Царственного Священства (чтобы они стали членами класса Невесты), должны быть испытаны относительно своего повиновения – своего подчинения Божественной воле. Только те, которые усвоят эту лекцию и станут копиями дорогого Божьего Сына (Рим. 8: 29), будут “способными участвовать в уделе святых во свете” (ВоП), – будут приготовленными к славе, чести, бессмертию и Божественной природе, обещанной Богом Его верной, избранной Церкви.
R5251 (1913 г.)