[R5261]
МОИСЕЙ, ПРИЗВАННЫЙ К СЛУЖЕНИЮ
ИСХОД 3: 1-14

“Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят” (Матфея 5: 8).

Моисею было сорок лет, когда ему, обескураженному, пришлось бежать от фараона. Затем ему было восемьдесят, когда Бог призвал его стать вождем Израиля. Первые сорок лет его жизни были обычным обучением, а последние – особым обучением кротости. Теперь он был готов к служению именно в то время, когда Бог пожелал использовать его. Тот, кто был готов возглавить израильское воинство без особого Божественного поручения и разрешения, теперь был настолько обескуражен, что не доверял себе даже тогда, когда Господь позвал его. Он извинялся, умолял о своей непригодности и т. д., не понимая, что только теперь он действительно пригоден.

Так и с некоторыми Божьими детьми сегодня. Они мало осознают важность урока кротости – смирения, умения учиться. Тот, кто усваивает этот урок, получает самую важную подготовку к Божественному служению: “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” – кротким, готовым учиться, послушным. Апостол, опираясь на этот принцип, призывает Церковь: “Итак смиритесь под крепкую руку Божию [покоритесь всему, что Божье провидение принесет вам в жизни], да вознесет вас в свое время” – после того, как Он сделает вас готовыми к возвышению и служению, которое Он желает совершить (1 Пет. 5: 6).

Моисей пас стада Иофора и, возможно, размышлял о том, как мудро, что за сорок лет до этого ему не удалось побудить своих братьев к бегству из Египта. Теперь, в свете зрелых лет, он мог видеть, каким геркулесовым было бы его задание в качестве их вождя. С годами он мог видеть опасности и невзгоды путешествия пустыней. Он мог лучше понять трудности, которые могли подстерегать его народ при попытке овладеть Ханаанской землей – как бы им противостояли жители земли, более опытные, чем они, в умении воевать и т. д. Вполне возможно, что он философски размышлял о безрассудстве человеческих амбиций и пришел к выводу, что народ, не готовый к освобождению, был так же мудр или даже мудрее его самого, когда оставался в рабстве.

ГОРЯЩИЙ КУСТ, КОТОРЫЙ НЕ СГОРАЛ

Размышляя, пока его стада паслись на склоне горы, Моисей заметил нечто необычное. Он увидел куст, который горел, но не сгорал. Чем пристальнее он всматривался, тем любопытнее ему становилось, и он решил все разузнать. Когда он подошел к кусту, из него раздался голос, поведавший, что это явление – демонстрация Божьего присутствия и силы. Моисей подчинился снять сандалии, потому что это была святая земля из-за присутствия Господнего ангела. Затем он закрыл свое лицо, с благоговением слушая Божественное послание.

Божье послание положило в сознании Моисея основу для его надежд и надежд израильтян. Слова “Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова” предоставили этому Божьему человеку более ясное понимание того, что означало это событие. Этим Бог напомнил ему об особом завете, который Он заключил с Авраамом, возобновил с Исааком и подтвердил Иакову как вечный завет. Таким образом, Моисей получил подтверждение того, что Бог не забыл об обещанных благах. Его вера и надежда, должно быть, были восстановлены. Он узнал, что пришло Божье время освободить израильтян и войти в Землю Обетованную – Ханаан, землю, текущую молоком и медом, то есть очень богатую, очень плодородную.

Если в течение этих сорока лет, а возможно и раньше, Моисей снова и снова задавался вопросом, действительно ли Бог заботится об израильтянах и почему Он позволяет им находиться под гнетом египтян, то теперь он получил заверение от самого Бога, что Бог знает и заботится об этом, давая понять, что по некоторой веской причине Он все эти годы ждал и воздерживаться от помощи, которую мог дать в любое время, и что Он удерживал ее с некоторой целью [R5262]. Объяснение Господа завершилось приглашением Моисея стать Его слугой, посланником и глашатаем перед фараоном с призывом освободить подневольных израильтян.

“Я БУДУ С ТОБОЮ”

Тогда Моисей, который за сорок лет до этого был полон уверенности и мужества и готов был вести израильтян, но которому теперь не хватало уверенности в себе, ответил Господу: “Кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?”. Это означало: “Господи, Ты, конечно, знаешь, что я потерпел неудачу; при всех преимуществах образования, которые у меня были, я гожусь только на то, чтобы быть пастухом овец. Господи, конечно, должен быть кто-то гораздо более сведущий, чем я, для руководства Израилем, иначе я боюсь, что мой народ никогда не покинет Египет”.

Бог ответил на это: “Я буду с тобою”. “Я не рассчитываю, что ты сделаешь это сам. Я понимаю, что это большое задание, громадный труд, но «Я буду с тобою»”. Чтобы придать этому убедительность, Господь не только сказал, что Моисей должен вести народ, но что они должны прийти к этой самой горе, “горе Божьей”, и поклониться Ему здесь.

Моисей, помня о своей предыдущей неудаче, был осторожен. Он спросил, что ему ответить израильтянам, если он скажет, что в этот раз Бог послал его, а они поинтересуются: “Кто? Какой Бог? Как Его зовут?” Божественный ответ гласил, что имя Бога – “Я ЕСМЬ СУЩИЙ” – самосуществующий. Но Моисей стал настолько недоверчив к себе, что не мог и подумать о том, чтобы взяться за такое великое дело. Он настаивал на том, что египтяне не отпустят народ. Он все больше и больше убеждался, что их намерением было оставить израильтян в качестве своих рабов. Другим возражением было то, что сами израильтяне не поверят, что Бог действительно явился Моисею.

В ответ на эти возражения Господь дал Моисею некоторые знамения, убедив его в том, что он говорит с Всемогущим, и заверив, что те же знамения будут убедительными для израильтян и египтян.

НЕКРАСНОРЕЧИВЫЙ И НЕКОМПЕТЕНТНЫЙ

Моисей был настолько кроток, что, полностью доверяя Господу и уповая на Его силу, не мог поверить, что он добьется успеха даже с Божественной помощью. Наверное, Бог решил, что для такого важного дела найдется кто-то другой. Моисей сказал: “Я не речистый... я тяжело говорю и косноязычен”. “Более того, я неопытен как слуга или пророк Господа, и Господь, должно быть, просто испытывает меня, чтобы увидеть, не буду ли я достаточно опрометчив, чтобы взяться за такое дело, хотя на самом деле намеревается использовать кого-то другого”. Но нет! Господь ответил: “Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить” (Исх. 4: 10, 12).

Так и сегодня истинный народ Господа Евангельского века духовно зачат и, тем самым, уполномочен и квалифицирован быть послами Бога, говорить Истину в любви, во имя Бога и как слуги Господа Иисуса Христа. Но некоторым из нас порой кажется невозможным осознать, насколько велика честь, оказанная нам Богом, пригласившим нас быть Его посланниками и глашатаями в передаче Его Послания миру или братьям в Церкви. И тогда, будучи уверенными в том, что Господь будет с нами, некоторые подвергаются опасности быть слишком поспешными и своенравными в этом. Если такие не нуждаются в ободрении, то, несомненно, те, кто, подобно Моисею, нуждается в ободрении, находятся в меньшей опасности пострадать от великой чести, которая связана со служением Богу в любом качестве.

Кротким сейчас, как и Моисею в древности, Бог говорит: “Я буду с тобою... Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить”. Если один урок состоит в том, чтобы не доверять себе, своим собственным суждениям или силе, то другой важный урок в том, чтобы иметь полное доверие к Богу, абсолютное доверие. Только после того, как этот урок будет усвоен, можно действительно быть пригодным как Божий глашатай. Если речь идет о Моисее, то смирение, отсутствие самоуверенности, кротость настолько ярко проявились в нем за сорок лет обучения, что он молил Господа, чтобы, даже если он будет использован, кто-то другой стал его глашатаем. Бог услышал его просьбу и дал ему его брата Аарона в качестве спутника и глашатая, когда он пойдет к фараону с требованием от имени Господа.

Тем не менее, Аарон не был компетентным для этого великого труда. У него не было образования, как у Моисея. Поэтому Бог решил, что Моисей должен быть богом, правителем для своего брата Аарона, а тот должен быть его слугой, глашатаем, когда будет говорить по полномочию кроткого и смиренного Моисея, на которого, благодаря его кротости, Бог возложил ответственность.

Все в Писании указывает на то, что смирение – качество, крайне необходимое для всего Господнего народа, который будет использован Господом в каком-либо важном или особом для Него деле. Если бы последователи Господа могли постоянно помнить об этом и настойчиво строили свой путь соответствующим образом, то, можем быть уверены, они были бы использованы в большей степени. Любое служение Господу – это честь; и чем больше нам позволено служить, тем больше будет наше благословение в настоящей жизни и наша награда в будущей жизни. Поэтому давайте, как говорит апостол, смиряться под могущественную Божью руку, чтобы Он возвысил нас в свое время.

R5261 (1913 г.)