[R5263]
ЛЮДИ СУДЬБЫ
ИСХОД 5: 1-14

“Блаженны плачущие, ибо они утешатся” (Матфея 5: 4).

Наполеона называли человеком судьбы и, конечно же, многое, связанное с его жизнью, выглядит так, будто провидение Господа имело к нему какое-то отношение. Это не означает, что он был слугой Бога – отнюдь нет! Но это означает, что Божественная Мудрость во все времена была способна руководить человеческим гневом, чтобы он служил Ему, а остальной гнев сдерживался, и таким образом все вело к исполнению Божественной цели. Каковы были Божественные цели во дни Наполеона, не было ясно до конца даже святым Бога, жившим тогда. Действительно, можем сказать, что эти цели до сих пор понятны Божьему народу лишь частично, хотя исследователи Библию могут видеть глазами веры многие пути, какими кампании Наполеона привели к изменениям, оказавшим, несомненно, большое влияние на прогресс мира в течение последнего столетия. Для слуха веры Бог говорит, что все Его цели исполнятся: “Так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его” (Ис. 55: 11).

Фараон, царствовавший в Египте в то время, когда Бог освободил израильтян, также был человеком судьбы. Можем быть уверены в этом даже больше, чем в случае с Наполеоном, потому что у нас есть Божественное заверение об этом: “Но Я возвысил тебя для того, чтобы показать тебе всю Мою силу, и чтобы Имя Мое стало известно по всей земле” (Исх. 9: 16, МБО). Св. Павел утверждает, что Бог ожесточил сердце фараона, чтобы тот не отпустил народ Израиля на свободу. Он цитирует Божественное Слово: “Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою, и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле” (Рим. 9: 17).

Но Божий народ сильно заблуждался относительно смысла этих слов, когда в прошлом истолковывал их так, будто Бог создал фараона злым, жестокосердным человеком, а впоследствии еще больше ожесточил его сердце. Это не так! Писание утверждает, что все Божьи дела совершенны. Он никогда не создавал несовершенного человека. Адам был создан по подобию своего Создателя, по Его моральному образу. Именно грех посеял хаос, сделал человека самолюбивым и жестокосердным.

ВЗГЛЯД С ДРУГОЙ СТОРОНЫ

Это вырождение передавалось от родителей к детям по наследству, так что фараон по своей природе был тем, кем его сделали предки, в дополнение к его собственным вожделениям. Св. Иаков говорит: “Бог... не искушает никого” (Иак. 1: 13). Нет ничего более убедительного, чем то, что Бог никогда напрямую не использовал Свою могущественную силу, чтобы ожесточить сердце человека. Напротив, все провидения, благословения, наставления и милости Господа направлены на то, чтобы смягчить сердце, лишить его каменности.

Исследователи Библии теперь понимают, что апостол хотел сказать нам, что из числа князей Египта Бог возвел на престол этого царства упрямого правителя, на сердце которого Божьи милости, после того как одна язва за другой были прекращены, оказывали лишь ожесточающее действие. И Бог возвел этого князя на престол, чтобы преподать великий урок Божественной доброты, мягкости и прощения, а также проиллюстрировать принцип, согласно которому величайшее Божье благословение для человечества – свободная воля – может быть извращено сатаной для нанесения ему величайшего вреда.

Однако не все люди судьбы находятся в оппозиции к Богу. Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Давид, Соломон и пророки, а также Иисус, Его апостолы и все Его последователи являются людьми судьбы – предсказанными, “призванными Богом”. С этими людьми судьбы Господь ведет себя одинаково и таким же образом. Его милости, доброта и благодатные обетования оказывают на них смягчающее действие, делая их нежными сердцем, прощающими, любящими, более и более склоняя к развитию благодатей святого Духа – “кротости, мягкости, терпения, долготерпения, братолюбия, любви”.

Судьба этих людей лишь частично вершится в нынешней жизни. Им позволено заплатить немалую цену за сохранение общения с Богом и наследование Его обетований. Это стоит им дружбы мира, и часто они теряют то, что высоко ценится у людей, но это приносит им “мир Божий, который превыше всякого ума”. И этот мир, и радость, и утешение среди скорбей – лишь предвкушение богатства Божественной благодати, которую Бог сберег для них в Царстве Мессии.

Те из святых, которые жили до того, как Искупитель принес Свою жертву за грехи, должны иметь лучшее воскресение к земной природе, чем остальное человечество, и быть “князьями на всей земле” как человеческие представители Мессианского Царства в течение тысячи лет. Людям судьбы, начиная со времени Первого пришествия нашего Господа и далее, уготована более высокая награда – изменение природы. Вождь их спасения, Искупитель, уже достиг Своей судьбы большого возвышения, “превыше ангелов, начальств и властей” – “одесную” Бога (Фил. 2: 9; Еф. 1: 20, 21).

Верный отряд, идущий по Его стопам Узким Путем, ищущий, согласно Божественному обетованию, славы, чести, бессмертия и сонаследования в Царстве Мессии, является людьми судьбы. Но они еще не обрели свою судьбу. Им предстоит подождать, пока полное число избранной Церкви будет призвано, избрано и окажется верным. Тогда они обретут свою судьбу путем славного изменения в Первом Воскресении, потому что “плоть и кровь не могут наследовать Царства Божьего”. Благодаря своему изменению они будут усовершенствованы в Божественной природе как их Учитель. (2 Пет. 1: 4.) Какая славная судьба! Соединенные браком со своим Господом на небесном уровне они станут Его сонаследниками, Царственным Священством, чтобы царствовать с Ним тысячу лет с целью благословить мир человечества, ради восстановления которого Христос умер (Отк. 20: 6).

В конечном итоге судьбы тех, кто был верен до Креста, и тех, кто был верен после Креста, соединятся в Царстве, как говорит св. Павел. Древние Достойные, хотя и доказавшие свою верность, не могут стать совершенными, пока Церковь, имеющая еще более возвышенную судьбу, не достигнет своей славы (Евр. 11: 38-40).

“Я НЕ ЗНАЮ ГОСПОДА”

В свое время Моисей в сопровождении Аарона, который выступал в качестве его глашатая, предстал перед фараоном и передал Божественное послание об освобождении израильтян. Он был встречен насмешками; фараон заявил: “Не знаю Господа [Иегову], и Израиля не отпущу”. Некоторое время казалось, что весь труд напрасен. Это было время испытания веры не только Моисея и Аарона, но и всех израильтян. Фараон с большим ожесточением в сердце издал указ о том, что выработка израильтян должна быть увеличена. Израильтяне занимались принудительным трудом, делая кирпичи для общественных зданий. Очевидно, кирпичи делались из необожженной глины, а в качестве связующего использовалась солома. Согласно новому правилу, израильтяне должны были делать то же количество кирпичей в день, но дополнительно должны были искать по полям и изгородям солому, которая могла бы послужить им в качестве связующего материала. Таким образом, их задание практически удваивалось, и если они не выполняли его, то их избивали. Можно ли удивляться, что менее верующие израильтяне роптали на Моисея и Аарона и обвиняли их в увеличении им работы! Тем не менее, благодаря этому горькому опыту народ был еще более готов принять свободу, которую Бог впоследствии предоставил ему в Своем провидении.

И разве это не верно по отношению к некоторым нашим духовным свободам? Да, поначалу наши усилия угодить Богу и повиноваться Ему приносят даже больше испытаний плоти, больше противодействия со стороны Противника. Но Господь укрепит нашу веру и позволит нам оценить привилегию освобождения от власти греха и [R5264] смерти и вступления в Его семью.

Подтверждение рассказа о бедствиях израильтян было обнаружено французским ученым М. Э. Навилем (M. E. Naville) в 1884 году. Он нашел город Пифом, который строили израильтяне (Исх. 1: 11). В Британском музее в Лондоне, а также в музее Метрополитен в Нью-Йорке выставлены на обозрение некоторые из этих самых кирпичей. По размеру они прямоугольные, четыре на восемь дюймов, и около двух дюймов толщиной, необожженные, но очень твердые. Другой путешественник, описывая стены Пифома, говорит: “Нижние ряды этих стен (и на некотором расстоянии вверх) сделаны из хороших кирпичей, в которые добавлена измельченная солома; но выше по кладке ряды кирпичей не так хороши. Солома в них длинная и скудная, а в последних рядах вообще нет соломы, но есть осока, камыш и водные растения, которые были смешаны с грязью при их изготовлении”.

ПОДГОТОВКА К ХАНААНУ

Из записи Книги Исход 1: 14 в целом можно понять, что израильтяне были вынуждены учиться всякому ремеслу и занятию своих хозяев. Со времен Авраама они были пастухами, а здесь, занятые этой работой, они были вынуждены как бы пройти производственную школу в передовой цивилизации того времени. Это было суровое, но очень полезное обучение и, несомненно, большая подготовка к тем вызовам, которые стояли перед ними. Можем ли мы сказать, что все это было случайностью? Не лучше ли сказать, что Господь в Своем провидении был с ними – смирял их, а также готовил к более широким возможностям, которые Он намеревался им предоставить?

Тот, кто способен различить руководство Господа в отношении древнего типичного Израиля, должен быть полностью готов заметить и оценить Божественное провидение в своем собственном случае как духовного израильтянина. Тем не менее, немногие уроки труднее усвоить, чем этот – что Бог надзирает дела всех, кто действительно Его. Однако хорошо помнить, что только вступившие в отношения завета с Богом и поддерживающие эти отношения могут применить к себе утешительные слова св. Павла: “Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу” (Рим. 8: 28). Наш нынешний опыт разочарований, испытаний, досады, противостояния и т. д. предназначен для того, чтобы произвести в нас мирные плоды праведности и таким образом “произвести в безмерном преизбытке вечную славу”.

R5263 (1913 г.)