[R5265]
ВЕЛИЧАЙШАЯ ВЕЩЬ ВО ВСЕЛЕННОЙ
ЧАСТЬ 1
“Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший” (1 Коринфянам 12: 31).
Апостол Иаков сказал, что всякий добрый и всякий совершенный дар нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения, ни тени перемены. Следовательно, каждый дар от Бога будет благословением. Даже о тех, на ком Бог исполнит приговор Второй Смерти, можно сказать, что они получат то, что в действительности не навредит их наилучшим интересам.
Размышляя над этими различными Божьими дарами, апостол Павел перечисляет некоторые из тех, которые были даны Церкви в начале Евангельского века. Читаем в Псалмах: “Ты... принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога” (Пс. 67: 19). Некоторые из этих даров были даны людям, которые стали последователями Господа Иисуса. После того как Иисус восшел на высоту, все Его последователи должны были с нетерпением ожидать, пока Он пошлет им от Отца силу и благословение святого Духа, который должен был прийти к каждому искренне верующему и сопровождаться дарами – некоторым видимым даром и проявлением, полезным и используемым.
В нашем контексте апостол перечисляет некоторые из этих даров: апостолы, пророки, евангелисты, учителя, пасторы; другие получили дары языков, исцеления, силу делать чудеса, изгонять сатану, толковать языки, распознавать духов. Кто-то получил один из этих даров, кто-то – другой, а кто-то получил несколько. Св. Павел имел различные дары. Он сказал, что говорил на большем числе языков, чем все они (1 Кор. 14: 18). Создается впечатление, что ранняя Церковь была высокого мнения о даре языков. Они очень стремились, чтобы Бог дал им этот особый дар.
Но апостол говорит им, что Бог имеет еще более ценные благословения, чем владение языками, которых они так горячо желали. Они должны были различать между различными дарами и желать лучших, отдавать предпочтение лучшим – различать умом, который дар лучше. Он утверждает, что лучше сказать пять слов на знакомом языке, чем десять тысяч на незнакомом и не быть способным их истолковать. Он сказал, что они должны молиться об истолковании – иметь желание не только говорить на незнакомых языках, но и давать толкование, то есть представлять правильное значение с целью понять. В этом письме к Церкви в Коринфе (12 и 14 главы) апостол выразил мысль, что разные языки и дары предназначались для служения Церкви, для ее общего блага.
ЦЕЛЬ, КОТОРОЙ СЛУЖИЛИ ДАРЫ
В то время дар языков был дан, чтобы обеспечить тем, чего у них не было. Ранняя Церковь не имела Библии. Изгнанные из синагог, они не имели доступа к Ветхому Завету, а Новый Завет еще не был написан. Поэтому Божий народ без этих даров имел очень мало из того, что было бы им в помощь, что могло бы их учить. Никто не был способен учить братьев. Только Божья сила могла дать им такую способность. Поэтому апостол Павел увещевал не пренебрегать собираться вместе. Видя приближение великого Дня Христа, они, очевидно, имели большое желание собираться и обсуждать эти темы Божьего Плана.
И когда они собирались, то большой пользой было, если кто-то поднимался говорить. У них было желание, они могли молиться (в зависимости от обстоятельств), чтобы Бог послал им определенное толкование. Вот так Церковь привлекалась друг к другу и держалась вместе. Они не знали, какое послание может прийти этим путем от Господа.
Мы не думаем, что Бог мог таким образом давать какие-то очень глубокие доктринальные знания. Но очевидно, что так Он давал Своему народу определенное молоко Слова, пока не был собран Новый Завет, написанный и составленный в доступной форме. Апостол Павел начинал с этих даров для Церкви. Но были еще большие дары, превосходящие дары языков, то есть определенные приготовления. Ап. Павлу хотелось, чтобы они были ораторами, говорили публично или же имели толкование незнакомого языка. Это свидетельствовало бы о более личном общении с Господом. Поэтому им следовало давать предпочтение именно такому дару перед менее важным.
Затем апостол говорит: “Я покажу вам путь еще превосходнейший!” – нечто лучшее, чем те особые дары, которые он обсуждал, нечто лучшее, чем владение языками, чем творение чудес, чем толкование. Он продолжает, показывая, что эти вещи минуют и больше не будут нужны Церкви, а он собирается рассказать им о вещах, которые никогда не минуют. Поэтому они должны узнавать и искать прежде всего наилучший дар. Они должны не только делать разницу между этими дарами и выбирать лучший, но должны смотреть дальше – стремиться к развитому состоянию сердца, которое было бы особо приятным Господу и [R5265] привело бы их к более тесной общности с Ним.
Далее он объясняет, что речь идет о Любви. Они могут иметь дар пророчествовать, творить чудеса, исцелять больных, изъясняться на языках, толковать и все же могут никогда не получить наивысшего благословения Господа, если не будут воплощать в своей жизни нечто лучшее – ЛЮБОВЬ. Не имеет значения, какими способными они могут быть, говоря языками, или толкуя, или делая чудеса и пр., для них гораздо важнее иметь Любовь. Затем он перечисляет различные свойства Любви: кротость, терпеливость, братолюбие и т. д. Сумма всех этих свойств – Любовь. Речь идет о любви к братьям, любви к друзьям, любви к ближним, любви к нашим врагам, которая делала бы им добро и совершенно не хотела вредить. Это намного выше.
Хотя элементы Любви являются развитыми чертами, отчего могут быть названы плодами, их можно также называть дарами. С яблони мы берем дары яблок; с персика мы получаем дары персиков; с груши мы берем дары груш и т. д. Поскольку мы имеем дело с развитием этих качеств Духа, они названы плодами Духа. Они намного лучше и намного желаннее, чем просто механические дары, которые вначале были даны всему Божьему народу, учитывая его особую потребность, но многие из которых миновали вскоре после того, как умерли апостолы.
ЛЮБОВЬ РАЗНОГО РОДА
Понятно и вполне обоснованно возникает вопрос: что такое Любовь? Библия отвечает: “Бог есть любовь”. Как нельзя полностью описать Бога во всем Его величии, так кажется невозможным полностью описать все, что содержится в слове Любовь. Любовь – самое могущественное из того, что есть в мире. Поэтому Любовь наиболее точно представляет Бога, потому что Он Наивысший, Всемогущий. Мы можем сказать, что Бог ни то, ни это, ни другое. Так и с любовью – мы можем описать ее, говоря, чем она не является. Ничто не может быть хорошим, если оно не согласуется с любовью, так же как ничто не может быть хорошим, если оно не в согласии с Богом. Описывая Любовь, апостол говорит, что она не мыслит зла, не гордится, не имеет склонности превозноситься, не раздражается, не радуется неправде и т. д.
Мы можем, конечно, вспомнить, что наше слово “любовь” охватывает разнообразие чувств. Например, любовь наседки к своим цыплятам, ее забота о них; любовь отца и матери к своим детям, их забота о них. Следовательно, любовь содержит заботу обо всем, что находится под чьей-то опекой. Бог имеет эту черту понимания, побуждающую Его заботиться обо всей вселенной – о всех живых существах, о всем, в чем имеется жизнь. Любовь обязывает Его заботиться о них.
В человеческой любви – естественной любви – мы обнаруживаем сочувствие, которое является очень сильной чертой. Далее мы имеем нечто, превосходящее сочувственную любовь, – уважение, признание определенной черты, достойной восхищения. Мы говорим, что любим определенные качества в чьем-то характере. Далее мы испытываем нечто большее, чем просто симпатию и уважение, – нас наполняет нежная любовь. Это очень реальная и глубокая заинтересованность каждым делом того, кого мы любим, глубокая, полная симпатии любовь, которая ни перед чем не остановится, даже если это земная любовь. Единственное, что может стоять выше нее, – это наша любовь к Всевышнему, которая должна доминировать в нас как превосходящая эту нежную любовь.
Далее следует духовная любовь к Господнему народу, которая старается избегать всех плотских предпочтений, пытаясь жить только как Новое Творение и заботиться о благополучии Нового Творения. Делая так, мы тесно привязываемся к Божьим вещам и ко всем, кто связан с нами в деле Евангельского века. Это наивысший род любви на любом уровне существования – на том, на который мы вошли. Бог есть любовь. Чем больше мы возрастаем в этой подобающей, духовной Любви, тем больше мы возрастаем по подобию характера нашего Отца, о Котором читаем: “Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Матф. 5: 48).
Эта любовь не ограничена только к тем, кто ее ценит, но обращена к тем, кто ее не ценит, понимая, что им что-то мешает придавать значение такой любви. Поэтому любовь является Божьим подобием. Она – это то, что следует ценить больше всего, без чего все остальное в жизни бесполезно. Лишиться любви – значит лишиться Богоподобия. Поэтому апостол переходит к перечислению характеристик этой любви: кротости, доброты, долготерпения, братолюбия, [R5266] набожности [Богоподобия] – Любви. Все это – лишь части, потоки Любви, вытекающие из неиссякаемого Источника. Все эти характеристики проистекают из Любви и сильны настолько, насколько сильна наша любовь.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ОСНОВА ЛЮБВИ
Далее мы спрашиваем, каким образом Любовь исполняет Божественный Закон. Божественный Закон не для того, чтобы удерживать от добрых дел. Нет необходимости, чтобы закон говорил: “Не будешь делать слишком много для своего брата или давать ему слишком много денег”. Никакой закон не нужен в этом направлении. Но Божественный Закон вмешивается и говорит: “Ты не должен быть ниже определенного критерия”. Поэтому Закон призывает только к справедливости.
Апостол Павел показывает, что поскольку Закон призывает к справедливости, то мы не будем убивать нашего ближнего ни поступком, ни нашим языком. Мы должны быть совершенно справедливы во всем, что касается нашего ближнего. Каждая мысль нашего ума должна быть справедливой, абсолютно справедливой. Таков критерий Божественного Закона. Мы нарушаем этот Закон, когда даем меньше, чем того требует справедливость. Поэтому Закон, представленный иудеям, говорил, чего они не должны делать. “Не произноси ложного свидетельства”; “Не кради” и т. д. перечисляло то, чего не следует делать. Кто любит своего брата, тот не пожелает украсть ни его собственность, ни доброе имя. Поэтому любовь исполняет все, что Закон мог требовать.
Любовь не знает границ. Например, сострадательная любовь Бога проявилась к человечеству после того, как Бог вынес смертный приговор. Этот смертный приговор должен оставаться, однако
“Любовь проложила путь,
Чтобы спасти мятежного человека.
И все шаги, показанные Любовью,
Освещают дивный план”.
Любовь сделала это, удовлетворив Закон относительно Адама, чтобы он мог освободиться от приговора Закона. Справедливость не могла возложить это обязательство на Логоса, поэтому Бог не мог повелевать Ему. Единственное, что Он мог сделать, это предложить Иисусу определенные стимулы. Бог предложил Ему радость стать спасителем людей и дополнительную радость быть высоко превознесенным в Божьей Любви и милости, к славным привилегиям Царства. Поэтому Любовь может использовать различные стимулы.
Наша любовь также должна быть справедливой. Мы никогда не можем брать то, что принадлежит одному, и отдавать другому. Симпатия может присутствовать, но Любовь не может действовать в нарушение Справедливости. Отсюда преимущество, которое имеют христиане, являющиеся исследователями Божьего Слова. Библия дает нам истинное понимание того, что такое справедливость. Она дает нам равновесие здравого ума. Небесный Отец имеет симпатию и любовь, но Он применяет эти черты согласно [R5266] принципам справедливости. Мы не ограничены рамками справедливости. Нашего брата осудил не наш закон, а Божий Закон Справедливости. Поэтому мы вольны проявлять свою любовь вне пределов простой справедливости.
Иисус привел пример одного человека, который задолжал своему хозяину большую сумму денег; и когда он не мог ее выплатить, хозяин простил ему. Тогда этот человек пошел к тому, кто задолжал ему несколько пенсов, и поскольку тот не мог заплатить немедленно, решил его наказать. Мы сами не можем быть совершенно справедливы и не можем правомерно требовать справедливости от других. Бог, Который совершенен и справедлив, имеет право требовать справедливости.
ЗЛЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ – НЕ ОТ ЛЮБВИ
Мы убедились, что любовь является той большой и величественной чертой, которая лучше всех других черт представляет нашего Небесного Отца. Любовь включает в себя очень многое, а не только великодушие и привязанность. Кажется, она включает в себя каждую хорошую черту – то, что может быть оценено за пределами справедливости.
Высказывание апостола: “Любовь не мыслит зла”, – не следует понимать в том смысле, что Любовь слепа ко злу или что те, кто имеет дух любви, слепы ко злу. Отнюдь, потому что Любовь ежедневно ранится от соприкосновения со злыми влияниями, и Любовь не может не знать, что ранит именно зло. Поэтому Любовь не должна быть слепой и говорить, что не существует зла – что нет ничего такого как грех, самолюбие и низость. Все это существует. Любовь находится в соперничестве со всем, что лишено любви.
Любовь “мыслит”, что существует зло, и наша цитата из слов апостола не отрицает это. Несовершенство перевода иногда может стать причиной кажущейся трудности. “Любовь не подозревает злое” – вот, вероятно, правильная мысль. Что значит подозревать злое? Отвечаем, что у нас есть много путей для того, чтобы прийти к тем или иным выводам. Мы видим некоторые вещи. Мы получаем знание различным образом, прямо или косвенно. И когда Любовь знает о зле, – это неплохо. Но подозревать злое – выдумывать злое, когда мы не знаем, – это плохо. Любовь не подозревает злое.
Когда мы увидели, что кто-то совершает злой поступок, или узнали каким-то образом, что было сделано что-то злое, и это оказалось в пределах нашей компетенции, Любовь не должна удерживать нас от наказания виновного. Но представьте, что дело является лишь слухом и не очень обоснованным известием. Тогда Любовь должна немедленно сказать: “Я не знаю, так ли это. Мне нужны доказательства”. Любовь хотела бы думать хорошо о каждом обстоятельстве, о каждом условии. Если бы мы увидели, что было совершено убийство, у нас не было бы оснований подозревать, кто это сделал. Мы могли бы подумать, кто, вероятнее всего, это сделал, чтобы затем провести расследование. Мы могли бы подумать о тех, у кого меньше любви, но мы не должны поспешно решать, кто убийца, на том лишь основании, что он/она имеет плохой, лишенный любви характер. Мы должны полностью доверять при отсутствии доказательств. Мы должны провести расследование.
Кажется, что некоторые самые серьезные преступления были совершены из подозрения в злом. Людей подозревали в злом без тени доказательства. Не нам говорить, что кто-то совершенно испорчен. Очень мало таких, кто совершенно испорчен. Но если кто-то подозревает злое даже в малой степени, то он показывает, что ему не хватает этого качества Любви. Кто имеет большое подозрение в зле, тот показывает, что у него очень малая степень Любви. Злое подозрение заставляет плакать бесчисленные тысячи. Подозрение других в зле причинило больше страданий в мире, чем все битвы вместе взятые!
Господний народ учится у Бога, учится все больше и больше контролировать свои мысли, слова и поступки. Наши мысли должны быть хорошими! Наши мысли должны быть великодушными! Наши мысли должны быть справедливыми! Мы не должны позволить злому подозрению поселиться в нашем уме и быть направленным против кого-то. Общий закон гласит, что ни один человек не может быть осужден, пока его вина не будет доказана. Те, кто совершил больше всего зла и создал больше всего хлопот, это те, кто подозревал других во зле. Поэтому лучше, если мы научимся этому как заповеди Господнего Слова, и блаженны мы, если видим деградирующую силу злословия и злого подозрения и полностью воздерживаемся от них.
“ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ”
Смысл этого наставления (любить наших врагов), наверное, в том, чтобы наши характеры получили развитие. Возмездие является естественным элементом ума, особенно падшего ума – плотского ума. Чем больше мы самолюбивы, тем больше мы склонны воздавать злом за зло, клеветой за клевету, ударом за удар.
Наш Господь учил абсолютно противоположному духу. Мы должны любить даже наших врагов, делая им добро в ответ на их ненависть, всегда сочувствуя их состоянию, желая им благословения от Господа, хотя они чувствуют совершенно другое к нам, о чем свидетельствуют гонения, которые они устраивают против нас. Господь говорит, что мы должны это делать, чтобы быть детьми нашего Отца на Небесах. Мы были зачаты святым Духом, и поступая таким образом, мы становимся все более похожи на Него в характере.
Возможно, в начале нашего опыта мы можем не понимать, почему нам следует это делать. Нам нужно упражняться в этом направлении, чтобы развить Его характер. Кто-то может спросить:
– Разве Бог не накажет Своих врагов?
– Да! “Господь... всех нечестивых истребит”.
– Разве Бог не наказывает тех, кто грешит?
– Да, все, кто грешит, пострадают.
– Тогда почему нам не следует действовать подобным образом?
– Потому что мы еще не готовы к этому. В свое время мы будем судьями людей, но мы не будем готовы к этому, пока сначала не усвоим урок любви. Мы были бы слишком суровыми и не были бы склонны делать для них все то добро, которое Бог хотел бы, чтобы мы для них сделали.
– Разве Бог требует от нас любить там, где Он не любит?
– О, нет! “Бог так возлюбил мир”, когда люди еще были грешниками!
– Разве у Бога нет любви к человечеству? Есть, Он имеет определенную любовь ко всему человечеству. Он позаботится, чтобы каждый праведный поступок получил справедливое воздаяние. И Он даст разумную скидку всем, с кем имеет дело. У Него широкая, сочувствующая любовь, и Он желает относиться снисходительно к ним, как считает наилучшим для них.
Когда мы практикуем любовь к нашим врагам, мы развиваем ту сторону нашего характера, которая больше всего несбалансированна. Если мы достигнем равновесия с этой стороны, то другая сторона также будет уравновешена. Естественно, мы хотим, чтобы все плохое было наказано, а все хорошее вознаграждено. Другими словами, в нашем несовершенном состоянии нам ближе справедливость, чем любовь. Поэтому, чтобы быть использованными Богом, мы должны воспитывать это качество любви. Мы видим, почему Бог сочувствует человечеству. Для всех нечестивых Он – огонь поедающий, то есть Он противостоит всему нечистому, и оно рано или поздно будет уничтожено.
А поскольку Господь видит в нашей человеческой семье, в нашем человеческом роде определенные элементы Богоподобия, Он имеет дело с людьми. Можем быть в этом уверены. Если бы с Божьей точки зрения Он видел, что люди только злые, постоянно злые, можем не сомневаться, что Он не принимал бы никаких мер для Реституции в следующем Веке. Именно потому, [R5267] что Бог видит, что некоторые из человеческой семьи скорее хотят быть хорошими, чем плохими, Он взялся за дело Искупления, которое заняло все это время, и т. д., чтобы дать людям вечную жизнь. Пока же Он предоставляет опыт нынешнего времени, который будет полезен им на протяжении всей вечности.
НАШЕ ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВРАГАМ
Мы не думаем, что Бог питает любовь к сатане, хотя вначале Он действительно питал к нему любовь. Но поскольку сатана сейчас является злым, жестоким существом, было бы неправильно, если бы Бог имел любовь к нему, и было бы неправильно, если бы мы имели любовь к нему. Мы не должны любить даже мирское состояние. Мы не можем служить Богу и Мамоне. Мы не можем любить Бога и Мамону, потому что они противоположны друг другу. Что касается сатаны, то не нам клеветать на него или выражать к нему злобные чувства. Он – враг Бога, и Бог способен разобраться с ним гораздо лучше нас. Поэтому мы не должны ни судить сатану, ни поносить его. Читаем, что даже Михаил не смел произнести укоризненного суда против него, но сказал: “Да возбранит тебе Господь” (Иуд. 9, ВоП).
Мы должны делать всякое добро, на которое способны, и быть как можно более полезными. Мы не компетентны судить, выносить приговор. Поэтому наша обязанность – полностью подчиниться, и в свое время Господь явит принципы праведности в отличие от принципов заблуждения. Он вынесет Свой справедливый вердикт в свое время Своим назначенным Путем.
Что касается тех, которые, вероятно, по невежеству являются противниками Церкви в настоящее время, то мы должны иметь к ним сочувственную любовь, а не любить как братьев. Бог отказывается принимать кого-либо из таких как Своих детей. Он просто проявляет к ним сочувственную любовь. Он не желает причинить им никакого вреда. Скорее, Он готовится помочь им. Вскоре Он обеспечит их всем необходимым, чтобы вывести из этого грешного состояния. Мы больше склонны считать, что весь человеческий род является таким, каким он есть, по причине грехопадения, а не из-за сознательной любви к греху. Принятие любой другой точки зрения было бы судом, а мы не уполномочены быть судьями сейчас.
Принимая эту точку зрения, мы признаем, что некоторые представители нашего рода пали больше в одном направлении, а некоторые больше в других направлениях, и что “все согрешили и лишены славы Божьей” – славного критерия, установленного Богом. Мы сами нуждаемся в Божественном сочувствии, и должны быть рады оказать сочувствие другим.
[R5275]
НАИБОЛЬШАЯ ВЕЩЬ ВО ВСЕЛЕННОЙ
ЧАСТЬ ІІ
ФИЛОСОФИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ
“Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас”. “Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших”. Это означает, что если мы будем настаивать, чтобы другие кротко признавались во всем, что сделали не так, и будем доводить дело суда до крайности, то это будет свидетельствовать о том, что наше собственное сердце находится в плохом состоянии. А тогда лучшее, что мог бы сделать для нас Господь, – это дать нам немного нашего собственного лекарства. Этим Он научит нас исправительной лекции, чтобы таким образом мы могли стать доброжелательными к другим.
Итак, прощение и доброжелательность к миру – это то, к чему Бог склоняет и обязывает Своих детей после того, как они вошли в Его семью. А все это для того, чтобы дать нам урок. “Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания,.. то вы... не сыны”. Эти уроки все более усиливаются по мере нашего возрастания в благодати и знании (Евр. 12: 7, 8).
По мере возрастания наших знаний мы видим, что все подверглись грехопадению из-за непослушания одного человека. И это дает нам основание для доброжелательности. Наша доброжелательность возрастает по мере того, как мы становимся более зрелыми детьми Бога. Бог желает, чтобы к тому времени, когда мы будем готовы закончить школу, мы были очень полезны. Быть доброжелательными к нашим врагам, как бы они ни относились к нам, – вот что должно быть приятно нашему сердцу. Мы знаем, что они делают все это из-за влияния на них противника. И у нас [R5275] должно быть желание благословлять их и делать им всевозможное добро. То, что они сделали нам зло, не должно менять нашего отношения к ним – делать добро всем людям, когда у нас есть возможность, молясь за тех, кто злобно нас использует и преследует.
Суть не в том, чтобы специально посвящать наши молитвы нашим врагам и гонителям, а в том, чтобы мы молились за них, а не против них. Кто-то незрелый в духовных вещах мог бы подумать: “Я буду молиться Богу, чтобы Он наказал их”. Но Иисус говорит, что мы не должны этого делать. “Молитесь за врагов ваших”. Что же мы будем просить для них? Он не говорит. Лучшее, что мы можем попросить для них, это то, чтобы мы могли быть использованы, чтобы нам быть полезными, если возможно, в разрушении их предубеждений, чтобы глаза их понимания могли открыться. Это лучшее, что мы могли бы просить для них. Мы можем молиться за них об этом, и Бог благословит нас. И если будет возможность, чтобы мы помогли им, Бог покажет, как это сделать.
СНАЧАЛА СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПОТОМ ЛЮБОВЬ
Бог очень велик. Мы очень малы. Это удивительная вещь знать, что Бог любит нас! Языческие религии не признают ничего подобного. Мысль, которая побуждает их приверженцев: их богов нужно умиротворять, иначе они причинят им вред. Что касается Бога любви, то эта мысль присуща учениям Библии, и эта черта Его характера не проявляется выразительно в Ветхозаветных Писаниях – в Его отношениях с израильтянами. Бог очень ясно показал Свою Справедливость и позволил, чтобы грешника постигло наказание. Мы уверены, что Он любит ангелов. Но Бог подверг человека осуждению и наказанию. И год за годом, столетие за столетием это наказание исполнялось.
Тогда Господь предложил Израилю возможность вернуться к Его милости, если он будет исполнять Закон, и это снова казалось хорошей возможностью для них. Но Израиль потерпел неудачу. Когда человек деградировал, стал больным, умирающим, человечество потеряло свою красоту в Божьих глазах. Человек потерял те драгоценные качества, которые делали его угодным Богу. “Потому что все согрешили и лишены славы Божией”.
Мы переходим к новозаветным временам и находим нечто новое – двойное свидетельство, что Бог возлюбил весь мир даже тогда, когда все были грешниками, а также свидетельство, что Он любит Церковь. “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”. Наказанием для человечества была погибель, поскольку оно было непригодно, чтобы жить и радоваться Божьему благословению. Бог имел сочувственную любовь ко всем Своим созданиям, находившимся под таким осуждением. Как проявлялась эта любовь? Мы спрашиваем и находим ответ, что в качестве первого проявления Его Любви Он дал Своего Сына, чтобы Тот умер за мир. Здесь Он только начал показывать нам, как Он велик и как велика Его Любовь.
ОСНОВАНИЕ БОЖЬЕЙ ЛЮБВИ
Писание уверяет нас, что большая трудность человечества в том, что оно слабое, падшее, невежественное, находится в узах суеверия и введено в заблуждение противником. Поскольку Бог видел, что в действительности сердца людей не находятся в таком плачевном состоянии умышленно, добровольно, Он предусмотрел выход из этого. Если бы мы были сознательно, умышленно злыми, то Господь не имел бы к нам никакого сочувствия вообще. Когда Бог смотрит на нас как род, Он видит, что лишь немногие имеют знание о Нем и о Его характере Справедливости, Мудрости, Милосердия и Любви, а также о принципах Его правления. Потому Бог сказал: “Я посмотрю, что можно сделать для этих творений. Я составлю План, в котором каждый из них может быть восстановлен благодаря дару Моего возлюбленного Сына, Логоса. Они будут подняты из греха и деградации, и это будет единственным уроком о чрезвычайной греховности греха, в котором они будут нуждаться всю вечность. Предусмотренное Мною будет достаточно широким, чтобы включать Адама и весь его род”.
ПРОЯВЛЕНИЕ БОЖЬЕЙ ЛЮБВИ
Первая черта этого Плана начала проявляться тогда, когда наш Господь Иисус пришел в этот мир. Поэтому Священное Писание говорит, что Христос “явил жизнь и нетление через благовестие”. Какое благовестие Он принес? Благословение всему человечеству, которое будет искать Его с честным и искренним сердцем! Он явил благовестие, что все, показавшие свою любовь к Нему, будут иметь вечную жизнь, и что особый класс, который покажет особую любовь к Господу, сможет стать наследниками Божьими и сонаследниками с Иисусом Христом, Его Сыном. “Такое великое спасение... получило свое начало в том, что оно было изречено Господом” (2 Тим. 1: 10; Евр. 2: 3, ВоП.).
Не все могут слышать это Послание, потому что некоторые настолько пришли в оцепенение от ослепления противником, что не могут поверить ему. Для них это вообще не благая весть, а нелепость. Библия говорит, что такие не имеют ушей, чтобы слышать. Другие могут слышать немного и говорить, что существует один шанс на миллион избежать вечных мучений. Еще у других глаза и уши более открыты, и они способны кое-то услышать, кое-то оценить лучше, чем большинство. Апостол говорит, что “неверующим... бог века сего ослепил умы” (2 Кор. 4: 4).
Возвращаясь к дням Иисуса, мы видим, что, когда Он проповедовал, многие люди с удовольствием слушали Его слова. Они говорили: “Никогда человек не говорил так, как Этот Человек”. Он говорил людям, что Бог любит их. А люди говорили: “Книжники и фарисеи не хотят иметь с нами ничего общего, а этот человек любит нас и говорит нам, что Бог нас любит, что Бог не презирает нас, даже если мы – бедные, ничтожные грешники! Действительно, «никогда человек не говорил так, как Этот Человек»”.
Но поскольку их ум не был свободным, они не были способны оценить все, что Он говорил. Они считали, что Послание, которое Он принес им, может быть выдумкой, и не решались верить ему. Они спрашивали: “Поверил ли кто-нибудь из книжников и фарисеев и стал учеником Иисуса?” И когда они узнавали, что поверили немногие, то говорили: “Наверное мы не в состоянии судить. [R5276] Они – наши руководители, и мы должны следовать за ними”.
Но были и такие, которые смогли лучше понять суть дела. Иисус сказал им: “Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат”. И тогда тем, кто мог видеть и слышать, Иисус дал некоторые особые лекции, касающиеся их, и не только их, но и определенного особого общества, класса в течение всего Века. Он сказал, что поскольку они проявили чуткость сердца, то приятны Ему. Он сказал, что чем больше они будут подражать Ему, тем больше будут входить в общность с Отцом и становиться участниками Его Любви.
И когда некоторые делали этот шаг посвящения, Иисус говорил им: “«Сам Отец любит вас», потому что вы встали на защиту праведности, потому что, увидев эти принципы праведности, вы были готовы поступать в соответствии с ними. И Отец любит вас, потому что вы стремитесь идти узким путем, который труден. Другой путь – это широкий путь, ведущий ныне к смерти и уничтожению. Узкий путь, на который Я вам указываю, дорогие Мои [R5276] ученики, является путем к жизни. Вам дорого обойдется быть Моими учениками, но Отец любит вас, и Я буду любить вас, и Мы откроемся вам. И хотя вы будете иметь испытания и трудности, вы будете иметь Божий мир, господствующий в ваших сердцах”. Тогда ученики сказали, что они оставят все и последуют за Ним.
КАК СОХРАНЯТЬ СЕБЯ В БОЖЬЕЙ ЛЮБВИ
Апостол Иуда советует: “Сохраняйте себя в Любви Божией”. Здесь апостол обращается к тем, кто перешел из состояния, царящего в мире, в эту особую Божью любовь, – к тем, кого Он привел в Свою семью, кого принял как Своих детей через Иисуса Христа. Бог любит нас не потому, что мы делаем какие-то великие и удивительные вещи. Его особая любовь к нам началась тогда, когда Он дал нам зачатие по причине совершенного нами посвящения, потому что мы вошли в Завет Жертвы. И Отец рад всем, кто желает быть запечатленным Его Духом, кто желает стать Его детьми. Он начал любить нас как младенцев во Христе, и Он любит нас по мере того, как мы становимся сильнее, и будет любить до конца!
Апостол дает понять, что в нас происходит рост. Мы сначала являемся младенцами, затем детьми, затем юношами, а еще позже более развитыми. Когда мы узнаем о принципах справедливости, которые наполняют характер Небесного Отца, мы должны радоваться ими и не иметь никаких других критериев перед глазами. Мы должны говорить: “Это веление нашего Отца, критерий нашего Отца”. Поэтому мы преобразуемся все больше и больше, и все другие критерии, не исходящие от Небесного Отца, нам все более неприятны.
На нашем пути мы должны беречь себя в Божьей любви. Нам нужно беречь себя в Его Любви, когда мы младенцы; нам нужно это делать, когда мы дети, и нужно это, когда мы более развиты. Как мы можем это делать? Храня Его заповеди. Так мы приводим тело в подчинение совершенной воле Бога во Христе. Тот, кто поступает так, видит, что он растет. Изо дня в день мы должны расти, прибавлять и становиться все более Богоподобными. Так мы все больше преобразуемся с каждым днем. Так мы должны беречь себя в Его Любви.
Но если бы в какой-то момент нашего поприща мы сошли с дистанции и перестали воспитывать эти качества, перестали слушаться Бога, то мы все больше будем терять Его Любовь, пока наконец не перестанем пребывать в Его Любви, и проклятие, гнев Бога, будет пребывать на нас. Таким образом, мы оказались бы в гораздо худшем состоянии, чем вначале, потому что во втором случае это было бы делом знания, тогда как в первом случае это было делом неосведомленности, наследственности. В этом плохом состоянии Бог не имел бы никакого сочувствия к нам.
Так будет в будущем с миром, когда в Божьем провидении он будет приведен к полному знанию и полной возможности, когда он начнет понимать Бога и Его праведность. Если люди не будут стремиться к единству с Ним, то будут уничтожены во Второй Смерти (1 Тим. 2: 4; Деян. 3: 22, 23).
НАШЕ НАИВЫСШЕЕ СТРЕМЛЕНИЕ
Господь Иисус сказал: “Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа”. Наша любовь к Богу и Божья любовь к нам – это, конечно, две разные вещи. Мы почитаем Бога еще до того, как любим Его. Мы вначале не знаем о Нем достаточно, чтобы любить Его. Мы знаем, что сами имеем очень мало сил, что окружены трудностями, что противник обступает нас со всех сторон. Следовательно, начало Мудрости в том, чтобы иметь почтительный страх перед Богом.
Когда мы больше узнаем о Боге, мы видим, что Он не желает причинять вред никакому творению. И когда мы возрастаем в познании Бога, наша любовь к Нему возрастает соответствующим образом. Мы возрастаем в познании того, как сильно Он любит нас. Мы не знали этого вначале. Бог не желает открывать Себя никому, кроме тех, кто имеет Его Дух. Поэтому наивысшее стремление, которое мог бы иметь каждый из нас, – это желание познать Его, чтобы мы могли знать больше о Его удивительной Любви, Его удивительном мире, поскольку обладание этим знанием приближает нас к Богу. Как говорит св. Иуда, мы должны продолжать сохранять себя в Божьей Любви.
Чтобы прийти к полному познанию Бога, сначала надо прийти к пониманию Его Слова и следовать путем послушания, что позволило бы любить Господа и понимать Его План. И все, действуя вместе, – любовь, понимание, желание быть послушным – ведет вперед и вверх к цели, которую Господь установил перед нами.
ЧТО СОСТАВЛЯЕТ БОЖЬЮ ЛЮБОВЬ?
Выражение “Божье Слово” иногда употребляется, когда речь идет о Библии, а иногда – когда говорится о Божьем послании. Мы должны быть преданы Тому, от Кого получили всякий благой и совершенный дар. Мысль, что даровавший нам жизнь заслуживает нашего внимания к Его Слову, нашего повиновения ему, как нельзя более уместна. Некоторые склонны быть своевольными, а некоторые склонны питать уважение к человеческим словам, человеческими догмам. Они не обращают достаточно внимания на Божье Слово.
Божье Слово – великий Критерий, которым все из Его народа должны регулировать свою жизнь. Мы можем иметь определенное мнение относительно Божественного Плана, или другие могут предлагать нам мысли относительно Божьей воли, но любые мысли, наши собственные или других, надо подвергать рассмотрению в свете Божьего Слова. Конечно, мы сначала должны убедиться, что утверждение Библии, что она является Божьим Словом, подкрепляется действительно хорошим доказательством. Затем мы должны проследить, не являются ли различные отрывки вставками или добавлениями, чтобы мы имели Божье Слово как можно более чистым. Но открыв Божье Слово, мы должны исполнять его в смысле уважения к нему и послушания ему. Мы должны стараться регулировать нашу жизнь и все наши поступки этим Словом. Тот, кто исполняет Божье Слово, в результате увидит, что Божья Любовь усовершенствовалась в Нем (1 Иоан. 2: 5).
Тогда возникает вопрос: что такое Божья Любовь, и в каком смысле она может усовершенствоваться в нас? Апостол Иоанн, очевидно, говорит о той любви, которая самым совершенным образом представлена в Боге, – любви чистой, свободной от всякого самолюбия, всякого загрязнения, Божьей Любви, потому что она является праведным принципом, основополагающим принципом Его характера. И все те, кто придерживается Божьего Слова, должны иметь тот же род любви, которую имеет Он.
Сначала у нас была любовь из долга. Мы знали, что Бог совершил для нас великие дела, за которые мы должны быть очень благодарны. Нас в этом отношении обязывал долг. Также мы любили Бога, потому что Он сказал, что даст Свою милость тем, кто любит Его. Поэтому некоторое время в нашей любви могла быть определенная мера самолюбия. Но мы верим, что мы можем иметь совершенную Божью любовь. Если бы требовались совершенные дела плоти, мы могли бы сомневаться в нашей способности иметь совершенство. Но поскольку это вопрос сердца, то нам возможно иметь его, потому что мы можем быть чистыми сердцем. Поэтому чем больше наши сердца становятся свободными [R5276] от самолюбия и греха, тем больше мы будем ценить этот правильный, высокий критерий Любви, и он усовершенствуется в нас. Эта Любовь будет влиять на наш ум, и все наше поведение, наши мысли будут руководствоваться ею.
Следовательно, совершенствование этой Божьей Любви в нас свидетельствовало бы о том, что мы имеем наивысший идеал – что мы любим так, как любит Бог. Мы любим своего ближнего, то есть осознаем, что он имеет определенные права, которые мы рады уважать. Мы скорее поможем нашим ближним идти вперед, чем сделаем им что-нибудь, что способно как-то помешать их прогрессу. Бог не является завистливым, ревнивым, ненавистным Богом, а Богом Любви. Бог является истинным Богом, а не тем, кто представлен в вероучениях.
Оценивание Божьего Слова дает нам необходимое наставление и руководство. Всякий грех является самолюбием, а всякое самолюбие является грехом. Когда Божье дитя начинает видеть Божий характер яснее, когда оно желает учиться у Бога, оно попадает под влияние Божьего Духа. Исследуя Слово, оно получает о нем более ясное представление. Так мы возрастаем в познании Бога. Это постепенный процесс. Бог хочет, чтобы все Его разумные создания были оживлены духом Его Слова – Любовью.
ЛЮБОВЬ, ОСНОВАННАЯ НА ВЕРЕ
Мы видим, что описанная выше любовь не является любовью, основанной на незнании. Наоборот, это любовь, основанная на ясном знании о Боге, на искренней вере, полностью понимающей то, что Он сказал. Например, кто-то может иметь некоторую любовь к Богу, но впоследствии [R5277] более ясное понимание Божьего характера может поколебать этот род любви. Божье намерение в том, чтобы человечество в полной мере поняло Его порядок, и когда оно оценит Его характер, то будет иметь искреннюю веру и любовь, которая оценивает все черты Его Плана.
Мы все понимаем, что в наших жизненных испытаниях Бог дает нам некоторое представление о Себе. Когда мы начинаем познавать Его и любить, потому что знаем Его, мы таким же образом приобретаем веру в Него – целостную веру. Это вера, основанная на знании Божьего характера и Плана. Об ангеле можно сказать, что он имеет веру – хорошо развитую веру. “Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе”. И Бог хочет, чтобы все Его разумные создания поклонялись Ему на основе этой целостной веры – подлинной веры, хорошо развитой веры, скрепленной, твердой веры. Поэтому Бог хочет, чтобы все люди пришли к познанию Истины (1 Тим. 2: 4).
Бог устроил так, чтобы мы сначала использовали ту истину, которую имеем, и таким образом больше ценили ее; затем мы обретаем больше знаний и больше ценим их. Хорошо развитым знанием пока что не обладает никто, кроме Церкви, да и мы не имеем полного знания. Но Божья воля такова, чтобы мы все пришли к оцениванию Истины. Это не должно быть простым знанием, а полным углублением в него, чтобы мы могли больше его оценить. “Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя” – чтобы мы могли лично и близко познать Господа. Для этого необходимо приспособить свои сердца к этой Мудрости, чтобы мы возрастали в благодати, возрастали в знании, чтобы познавать Его Любовь.
Такой метод будет применяться и в следующем Веке. Цель Царства Христа – привести человечество к полному, ясному оцениванию Божьего характера. Те, которые достигнут этого и будут одобрительно воспринимать Божий характер, оценят принципы Справедливости, Любви и Милосердия, представленные в Нем. Только осознав эти качество в собственном сердце, можно ценить их в Боге. Только те, кто оценит их, будут иметь вечную жизнь. Даже достигнув полной тысячи лет, они все еще могут не принадлежать к классу, которому Бог даст вечную жизнь.
ЦЕЛЬ ЗАКОНА – ЛЮБОВЬ
Нужна не только вера – даже если это хорошо развитая вера, – нужно также чистое сердце. Мы не смогли бы обрести хорошо развитую веру, если бы не имели чистого сердца. Чистое сердце – это полностью посвященное сердце, ум, полностью преданный Господней воле. Такое состояние необходимо, прежде чем мы можем войти на Господний путь и продвигаться по нему. Бог не принял бы нас вообще, если бы мы не имели любви и чистоты сердца. Но необходимо еще что-то. Мы должны хранить это с доброй совестью. Наша совесть должна быть способна говорить: “Я имею не только хорошее желание относительно того, что правильно, но и хорошие старания”. Мало сказать: “Я поступил правильно”. Наша совесть должна быть способна сказать: “Я сделал все, что было в моих силах”. Все, что меньше этого, не будет приятно Богу.
Следовательно, цель, намерение Божественного Закона – развить в нас любовь, полностью посвященную Господу, любовь, похожую на Его любовь, которая будет отвечать доброй совести и незыблемой вере, прочно основанной на учениях Божьего Слова, которая стремится знать Божью волю, исследует Писание и радуется Божьему Закону, и которая может сказать, как пророчески выразился псалмопевец: “Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой!”
Кто-то может видеть принцип справедливости и говорить: “Вот критерий, которым надо руководствоваться”. Другой видит любовь и говорит: “Есть самый лучший критерий! Разве это не прекрасно? Я желаю полностью подчиниться этому!” Третий осознает, что совершенство является критерием Божественного Закона и, посвятившись полностью исполнять Божью волю, говорит: “Закон Твой, Боже, утешение мое”. Он радуется Божьей Справедливости, радуется Божьей Любви. Он видит больше, чем просто “будешь” и “не будешь”. Он видит вещи с Божьей точки зрения. Он видит принципы Божьего характера, которые управляют Вселенной. Поэтому все, когда-либо сумевшие оценить вечную жизнь, должны научиться смотреть на вещи с точки зрения Любви.
R5265, R5275 (1913 г.)