[R5271]
БОРЬБА С БОГОМ
ПСАЛОМ 104: 23-36; ИСХОД 7: 11

“Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится” (Матфея 23: 12).

Несправедливое поведение вредит обеим сторонам – тому, кто вредит, и тому, кто пострадал. Если бы все признавали этот принцип, было бы меньше попыток вести себя несправедливо, предвзято, противозаконно. Библия особенно отвергает все формы беззакония и поддерживает справедливость, которая является только другим названием праведности. Все грехи являются большими и тяжелыми настолько, насколько они считаются проявлениями несправедливости, затрагивающими права других. Кажется, ни один урок не дается людям так трудно, как урок справедливости, которому Учитель дал краткое определение в Своем Золотом Правиле: “И как хотите, чтобы вам делали люди, подобно тому делайте им” (ВоП).

Нет человека, который не нуждался бы в том, чтобы следить за собой в этом направлении. Когда появляется возможность использовать другого, появляется испытание. Оно имеет тысячу разновидностей, но всегда это одно и то же – несправедливость. Ее может совершить работодатель по отношению к наемному работнику, отец – по отношению к ребенку, муж – по отношению к жене, ближний – по отношению к другу и наоборот. В любом случае, можем быть уверены, что тот, кто поступает несправедливо, окончательно пострадает так же сильно, как тот, с кем поступили подобным образом. Этот принцип находит убедительное отражение в нынешнем исследовании.

ЦЕНА РАБСТВА ДЛЯ ЕГИПТЯН

Египтяне под разным предлогом оправдывали свое обращение с евреями: мол, те стали численно сильными и могли бы помогать врагам Египта в случае нападения. Поэтому египтяне решили помешать умножению этого народа. Когда это не удалось, они поработили евреев. Эта рабство оказалась настолько успешным и полезным для египтян, что они пришли к выводу, что уже не могут обойтись без рабов. Поэтому в то время, о котором говорит лекция, египтяне были готовы задержать своих рабов почти любой ценой.

Несправедливость, предубеждение и беззаконие настолько завладели египтянами, что наказания, необходимые для освобождения евреев, были, безусловно, полным возмещением со стороны справедливости на них, эквивалентом всей несправедливости, которую они совершали. Правду говорит пословица: “Кто грешит, тот пострадает”, – получит справедливое возмездие когда-то и каким-то образом.

С одной стороны казни на египтян были чудом, а с другой – нет. Мы склонны считать все, что лежит за пределами нашего восприятия, чудесным, а все, что в пределах понимания – естественным. Телефон и беспроводной телеграф можно было бы назвать чудом, если бы мы не были в состоянии воспроизвести эти вещи и не знали бы, как достичь нужных результатов. Похоже, великолепные цветы наших дней, в отличие от простых цветов пятидесятилетней давности, кажутся нам удивительными, если мы не знаем, как их улучшили.

С другой стороны, для Бога ничто не является подобным чуду, потому что все происходит согласно Божественной Мудрости и Силе. Когда мы познаем законы природы и видим, как Всемогущий совершил определенные вещи, которые в прошлом мы называли чудесными, это не должно умалить нашего уважения к самим чудесам и к Тому, Кто их совершил.

Применяя этот принцип к нынешнему изучению, мы видим, что различные казни на египтян можно в той или иной степени считать разумно объяснимыми, но народ Бога тем более должен уважать Того, Кто показал такую силу. Говорят, что десять казней на египтян заняли период времени в десять месяцев. Очевидно, они были частью противостояния между богами Египтян и Иеговой, Богом евреев.

Фараоны считали себя представителями бога Солнца, тогда как их рабы, евреи, поклонялись великому невидимому, скрытому от глаз Иегове. Поэтому, когда Моисей по Божественному указанию явился перед фараоном, он сказал, что Бог евреев послал к нему слово и что израильтяне должны оставить Египет, чтобы поклониться Ему. Фараон насмешливо спросил: “Кто этот Бог евреев?” Это свидетельствовало о том, что он Его не признавал, а признавал могущественным бога Солнца египтян.

Моисею было велено представить некоторые знамения, которые бы засвидетельствовали его полномочия как Божьего представителя. Согласно одному из них он должен был бросить свой жезл на землю, который должен был превратиться в змею. Это было достойное внимания знамение, и фараон позвал своих чародеев, которые показали такое же умение или что-то в этом роде. Некоторые предположили, что они сделали фокус, известный в Индии, когда змею гипнотизируют и постепенно вводят в оцепенение, после чего она становится похожей на жезл. Затем, освободившись от гипноза, она снова ведет себя как змея. Однако мы не уверены, что чародеи не совершили чего-то большего, потому что другие подражания поступкам Моисея через Аарона уже нельзя было приписать обману.

Какую силу они использовали? Отвечаем, что, согласно Священному Писанию, есть два источника тайной силы – Божественный и сатанинский. Несомненно, Бог на протяжении веков позволял сатане и падшим ангелам, называемым демонами, проявлять большую силу. Иначе невозможно объяснить парапсихологические феномены, известные в Индии и в последнее время в Европе и Америке. Говоря так, мы не обвиняем медиумов-спиритов в том, что они являются сознательными слугами злых духов, которые притворяются умершими. Скорее мы оправдываем их как полностью обманутых – слепых водителей слепых, которые все больше ведут мир под власть этих злых духов, стремительно увеличивая число сумасшедших, которых уже насчитывается один человек на сто взрослых.

ПРЕВРАЩЕНИЕ ВОДЫ В КРОВЬ

Считают, что казни начались в июне и закончились в следующем марте. Первая из них, превращение воды в кровь, была почти такой же удивительной, как превращение воды в вино нашим Господом в Кане. Некоторые полагают, что они нашли объяснение этому чуду. У нас нет основания сомневаться, что однажды мы будем полностью знать о том, как Бог использовал Свою силу для совершения такого чуда, а также как Господь Иисус изменил на химическом уровне воду в вино. Наверное, это простой процесс, если бы мы только знали, как его осуществить. Весь виноградный сок вначале является водой и, проходя химические изменения, превращается в вино. Наши ученые-химики все больше узнают о тайнах природы, и сегодня добавки вкуса плодов изготавливаются так называемыми синтетическими методами. Некоторые надеются довольно скоро изготавливать молоко таким путем (полный эквивалент коровьего молока) непосредственно из травы.

Путешественники рассказывают, что ранней весной, перед началом наводнений, они видели, как воды Нила становятся красными как кровь. В этот цвет вода окрашивается из-за наличия в ней некоторых микроорганизмов. Если бы Бог использовал такой метод, чтобы превратить воды Египта в кровь или во что-то похожее на кровь, то фараону, по-видимому, были бы известны такие изменения и раньше, и чудо, главным образом, заключалось бы в способности Моисея и Аарона добиться таких изменений неожиданно, по [R5272] своему велению, и затем остановить их. Последствия были достаточно пагубными, потому что рыба в реке погибла, а люди не могли пить воду. Но фараон и его двор продолжали вести себя несправедливо, отказываясь отпустить евреев.

Второе властное требование Иеговы, которое приказывало освободить израильтян, сопровождалось угрозой поразить жабами. Так и случилось. Земля кишела лягушками и жабами, их было полно на улицах, на полях, в домах, в спальнях, в кроватях, в бочках с едой – везде. Говорят, что иногда в Египте жабы плодятся в больших количествах, но, пожалуй, никогда их не было столько, как в этот раз. Это была знаменательная вещь. Но опять фараон, получив передышку, так и не убедился, что он борется с Иеговой. Опять он держался несправедливого рабства. Чародеям фараона кое-как удавалось воспроизвести первые две казни, но это только увеличило трудности. Они не могли избавиться от жаб. Фараон был вынужден обратиться к Моисею, говоря: “Помолитесь Господу, чтоб Он удалил жаб”.

Третьей казнью были мошки. Д-р Мерринс (Merrins) говорит: “Выражение "мошки", скорее всего, означает "клещи", хорошо известные в Египте. Это маленькое создание цепляется к жертве, высасывает кровь и за несколько часов раздувается от размера песчинки до горошины. Временами кажется, будто пыль земли превратилась в клещи. Кучи разлагавшихся жаб неизбежно превратились в места, в которых плодились бесчисленные насекомые”. Он цитирует слова сэра Самуэля Бейкера (Samuel Baker): “Я часто наталкивался на сухие пустынные места, в которых было столько клещей, что земля буквально кишела этими паразитами – большущими врагами человека и скота”. Чудо в этом случае заключалось в размножении клещей в невиданном количестве и в самых неожиданных местах – не только в безлюдных местах пустыни, но и по всему Египту”.

Стоит заметить, что первые три казни постигли как израильтян, так и египтян, зато следующие казни, как Моисей сказал заранее, обошли израильтян стороной. Земля Гесем была защищена.

Казнь песьими мухами, очевидно, была, как говорит псалмопевец в этой лекции, наказанием различными насекомыми – мошкой, комарами, домашними и кровососущими мухами. Несчастные египтяне страдали от них, неся справедливое возмездие за собственную несправедливость, тогда как израильтяне были сохранены во время этой казни. Фараон смягчился и сказал: “Я отпущу вас... Только не уходите далеко”. Но когда Божье милосердие забрало казнь, он снова ожесточил свое сердце. В конце концов он сомневался, были ли эти трудности каким-то особенным наказанием от Господа, поэтому не позволял евреям идти.

КАЗНЬ НА СКОТ

Затем пришла казнь на скот. Это был ужасный мор (от лат. morior – умирать) – болезнь, чем-то напоминающая ящур, который несколько лет тому назад принес заболевания и смерть скота по всему миру. Израильтяне выращивали скот и выпасали его, однако этот падеж обошел землю Гесем, давая свидетельство о Божьей опеке: “Дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле”. Материальный ущерб от падежа был, по-видимому, огромным.

Тогда пришла казнь прыщей и гнойников. Представьте себе народ, от царя до простого слуги, покрытый отвратительными чирьями!

Седьмой казнью была буря, град и огонь: “И Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле”. Это была ужасная буря: “И был град и огонь между градом, весьма сильный”, “И падал град на всю землю Египетскую”. Урожай был уничтожен, а имущество понесло ущерб.

Восьмой казнью были полчища саранчи. Они, по-видимому, напоминали настоящее бедствие в виде нашествия полевых кузнечиков, которое несколько лет назад принесло опустошение в Канзас и Небраску. Гигантские полчища саранчи и раньше прилетали в Египет из Нубии. Они покрывали землю на мили вокруг, иногда толщиной до пятнадцати дюймов. Безвредная сама по себе, саранча является врагом, от которого трудно избавиться, который поедает всю зелень, прежде чем улетит. Посреди этого бедствия фараон признался в своем грехе и попросил прощения. Но как только опасность миновала, он снова ожесточил свое сердце, чтобы поступать наперекор Господу и Его праведности. Успех неправедности и надежда извлечь пользу из нее в будущем подтолкнули его к дерзкому противостоянию силе, которую он теперь считал Силой Всемогущего.

Девятой казнью была тьма по всей земле. Она, очевидно, несколько напоминала лондонский туман, когда ничего не видно, а фонари малопригодны, и во время которого трудовая активность преимущественно замирает. Эта тьма могла быть вызвана поднятой в воздух пылью, как считают некоторые, или еще тысячей способов, которые Всемогущий может избрать. Однако земля Гесем, которую населяли израильтяне, была исключением, и это было еще одним доказательством для фараона, что он имеет дело с Богом Израиля.

Глубоко пораженный, фараон на этот раз уступил больше, чем раньше, позволив народу уйти с детьми, хотя предупредил, чтобы они оставили стада и отары в Египте. Когда это предложение получило отказ, он приказал Моисею уйти от его лица и больше не появляться под угрозой смерти. На эту угрозу Моисей невозмутимо ответил: “Как сказал ты, так и будет; я не увижу более лица твоего”. Следующая казнь, как было известно Моисею, должна была стать последней, и жестокое сердце фараона должно было уступить ей.

R5271 (1913 г.)