[R5278]
МАННА С НЕБА
Исход 16: 2-15

“Иисус же сказал им: «Я есмь хлеб жизни»” (Иоанна 6: 35).

Осознавая свое освобождение из рабства и божественную силу, примененную для них в победе над египетской армией, израильтяне ликовали. Моисей, их великий вождь, сочинил поэму, которая признана очень убедительной, красивой и отвечающей высоким критериям. Люди пели ее вслед за Моисеем, а женщины, по примеру Мариам, сестры Моисея и Аарона, взяли тимпаны и присоединились к припеву, то есть к общему хору голосов, покачиваясь и ритмично передвигаясь в том, что описано как танец:
“Пойте Господу [Иегове],
Ибо Он высоко превознесся”.

Пение песен хвалы является одним из наиболее интересных и похвальных способов поклонения. Но мы можем быть уверены, что они приемлемы для Бога только тогда, когда исходят из сердца и действительно отражают его чувства. Мы опасаемся, что многие гимны, как и многие молитвы, никогда не поднимались выше головы тех, кто их возносил. Мы действительно опасаемся, что небрежное, неуважительное пение в действительности может быть оскорбительным для Господа как богохульство – как произношение святого имени напрасно. Если так, то результат, конечно, будет совершенно противоположным благословению, завися от того, насколько поющий понимает безбожность своего поведения. “Не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно”.

Мы не имеем в виду, что наказанием будут какие-то несправедливые или безжалостные мучения, будущие или настоящие, но мы действительно верим, что такое поведение влияет на непочтительное сердце, делая его более холодным, более равнодушным и менее восприимчивым к влиянию Божественного Послания благодати. О! Если бы все христиане пели, исполнившись духом, а также пониманием, и если бы никто другой не пел гимны, то земные звуки звучали бы менее приятно, чем в действительности. И тогда небесное эхо и аромат этих гимнов были бы более приемлемыми для Бога.

ГОРЬКИЕ ВОДЫ, ПОТОМ ОАЗИС

Итак, путешествие к Землю Обетованную началось. Спустя некоторое время они, уставшие и жаждущие, пришли в поросшую зеленью местность, где было много воды, но та, к сожалению, была горькая, солоноватая! Всех охватило разочарование. Песнь благоговения была забыта; могущественная сила Иеговы, переведшая их через Красное море, была забыта; даже надзиратели Египта были забыты. Люди роптали на Моисея за то, что он забрал их из плодородных и богатых водой земель Египта. Они говорили, что было бы лучше, если бы они остались в Египте или даже умерли там. Они говорили, что Моисей и Аарон обманом вынудили их оставить землю изобилия и привели в пустыню, чтобы они умерли здесь от голода и жажды.

Господняя Мудрость указала Моисею на определенный вид дерева, которое, брошенное в воду, сделало ее сладкой и вкусной. Моисей объяснил людям, что, сетуя на него, они на самом деле сетуют на Бога, потому что он был лишь Божьим орудием в этом деле. Пустившись в путь, они оставили далеко позади горькие воды и оказались в Элим, замечательной местности, где отдохнули и обрели свежесть.

Священное Писание объясняет, что Бог имел особую цель и намерение в таком руководстве буквальным Израилем. Он давал им уроки, полезные для них, и, если бы те были правильно восприняты, то приготовили бы их через веру и послушание к Ханаану. “И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет” (Втор. 8: 2).

Урок для духовного Израиля еще более важен. Если буквальные израильтяне нуждались в развитии сердца и веры для приготовления к земному Ханаану, то насколько больше духовные израильтяне нуждаются во всем этом для небесного Ханаана, к которому они путешествуют со времени, когда оставили Египет – мир и его рабство греха! Стоит ли удивляться, что Бог позволяет на духовный Израиль многие серьезные затруднения – “горькие воды”, испытания веры и терпения?

Каждый святой Бога может иметь слезы в трудных испытаниях путешествия узким путем, но ропот непростителен никому. Каждый, скорее, должен сказать с Учителем: “Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?” Тем, кто приближается к источникам горечи с надлежащей верой в Бога, как делал Моисей, Господь открывает чудесные обетования, которые “устранят горечь из всех жизненных бедствий”.

Как Господь увел израильтян подальше от горьких вод к Елим и его отдыху и тени, так Божий духовный Израиль не подвержен искушению и испытанию сверх того, что способен вынести. В каждом искушении Господь предоставляет выход, когда часто оживляет душу Своих святых, [R5279] даруя им время освежения и покоя, готовя к испытаниям пустынного состоянии нынешней жизни (1 Кор. 10: 11-13).

“ЧТО ЭТО?” МАННА

Израильтяне роптали на Бога и Моисея (Его словесное орудие и слугу) по причине слабой веры. Однако действительно верившие в божественное провидение, сохранившее их от казней Египта и переведшее через Красное море, были убеждены, что Бог не оставит их голодать в пустыне. Но большинство, очевидно, роптало из-за недостатка веры.

Так и сегодня. Как говорит св. Павел: “Не во всех вера”. Мы не обвиняем их за это. Очевидно, условия окружения или наследственность имеют очень большое отношение к нашим возможностям относительно веры. Некоторые вследствие рождения, раннего воспитания и большего опыта имеют большое преимущество над другими, насколько это касается нынешнего века, потому что Бог постановил, что послание настоящего времени будет к тем, кто имеет ухо веры. “Имеющий ухо да слышит”. Каждый, кто имеет ухо для Божьего Послания и может проявлять веру, имеет большое благословение, в смысле возможности, которой нет у других, – возможности сделать свое звание и избрание твердым под призывом этого Евангельского века.

Мы благодарны Богу, что Его Слово учит о наступающем Веке, в котором Мессия будет благословить ценными возможностями тех, кто не имеет уха, чтобы слушать, и чуткого сердца в настоящем времени. Мы благодарны Богу, что Его Слово определенно говорит, что в наступающем веке, Тысячелетнем веке, все слепые глаза и все глухие уши откроются. Тогда исполнится Писание, что Иисус является истинным Светом, который должен окончательно просветить каждого человека, приходящего в мир (Иоан. 1: 9). Но возможности Мессианского века не предоставят такого возвышенного благословения, как высокий призыв этого века, предложенный каждому имеющему ухо, чтобы слушать, и глаза, чтобы видеть его.

В ответ на ропот израильтян Бог той же ночью послал им большое количество перепелов. Если они, истощенные голодом, тосковали по горшкам мяса в Египте, то должны были увидеть, что Бог способен дать им мясо в пустыне. Некоторые агностики считают, что в этом замечательном обеспечении перепелами есть ошибка, потому что они думают, что перепела покрыли землю на высоту почти пять футов (около 1,5 м – прим. ред.). Объяснением является то, что перепела, перелетая над Суэцким заливом, очень устали и летели низко над землей – около пяти футов, – поэтому израильтяне могли легко и много их поймать.

Бог обещал, что на следующий день у израильтян будет достаточно хлеба. Утром землю покрыли маленькие крупинки, светлые на вид, немного больше горчичного зерна и на вкус подобные медовикам. Это должно было стать их ежедневной пищей. Ее необходимо было собирать, и это давало всем занятие, без которого они не были бы счастливы. Это требовало приготовления. И для каждого человека была назначена определенная порция.

С манной был дан урок великодушия, потому что любое количество, сохраненное на следующий день, портилось. Израильтяне ничего подобного раньше не видели, поэтому спрашивали: “Что это?”. И это стало его названием – “Что это?” или “Man hu?”, “Манна”. Ее сбор помогал помнить также о субботе, потому что в субботу ничего не падало, а двойная порция, собранная в предыдущий день и сохраненная той ночью, не портилась.

ХЛЕБ С НЕБА

Иисус напомнил Своим последователям о манне, данной в пустыне, и сказал, что она образно символизировала Его Самого, истинный Хлеб. Как израильтяне погибли бы без пищи, так духовные израильтяне не имели бы достаточно сил для путешествия без небесной пищи. Иисус назвал Себя Истиной. Поэтому каждый, кто ест этот Хлеб с неба, потребляет Истину. “Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина”. Лишь потребляя много, регулярно, ежедневно нашего Господа, Его заслугу и Его милосердные приготовления для нас, мы можем становиться сильными в Нем, можем верно продолжать путешествие и войти в духовный Ханаан.

Как каждый израильтянин был обязан собирать манну для себя, так каждый христианин обязан собирать и усваивать Истину. Мы должны выполнять нашу собственную часть относительно духовного, а также земного. Нельзя надеяться, что благодати святого Духа достигнут совершенства без предварительного насаждения, обрезания, обработки. Кто-то хорошо сказал: “Хождение в школу не делает учеником; сидение на скамье в церкви не делает христианином”. Чтобы возрастать сильными в Господе и в могуществе силы Его, мы обязаны питаться Им ежедневно – должны оценивать и присваивать заслуги Его жертвы.

R5278 (1913 г.)