[R5286]
ДЕСЯТЬ БОЖЬИХ ЗАПОВЕДЕЙ
Исход 20: 1-11
“Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим” (Луки 10: 27).
Божий Завет с Израилем у горы Синай предусматривал, что израильтяне, если они в совершенстве будут соблюдать Декалог – Десять Заповедей, засвидетельствуют, что они – совершенные люди и заслуживают вечной жизни. Тогда они смогут получить главное благословение под Заветом Авраама – станут Духовным Семенем Авраама, через которое Бог обещал благословить мир.
Св. Павел выразил дух наиболее достойных из иудеев, которые стремились исполнять Божью волю и получить благословение. С отчаянием в душе он воскликнул: “Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?” Правда, их ум был жив к обетованиям и надеждам, но их плоть была несовершенной, деградировавшей из-за грехопадения, как и всех прочих людей. “Так что вы не то делаете, что хотели бы (Гал. 5: 17).
Исследователи Библии с удивлением смотрят на простоту Декалога и сразу спрашивают, какую из его черт иудеи и другие не могли выполнить полностью, удовлетворительным образом. Действительно, все выглядит очень просто, и так казалось иудеям, пока мы не осознаем, что замечательный Закон Бога, представленный Десятью Заповедями, содержит глубокий смысл, не видимый внешне.
Длину, ширину, высоту и глубину значения этого Закона, по-видимому, не мог увидеть никто, пока наконец Иисус не “возвеличил и прославил” его. Он говорит, что ненависть к брату является зарождающимся преступлением, а прелюбодейное желание в сердце – нарушением седьмой заповеди. Это бросает новый свет на весь предмет и объясняет, почему после грехопадения Адама никто из иудеев или язычников никогда не смог выполнить этот Закон за исключением Иисуса.
Великий Учитель также объясняет, что первая скрижаль Закона, касающаяся обязанностей человека перед своим Творцом, означает нечто большее, чем простое желание избегать почитания изображений и пустой болтовни. Она означает признание настоящего Бога и того, что Он должен занять первое место в человеческом сердце. Она означает, что нужно любить Господа Бога “всем сердцем своим, и всею душою своею, и всею крепостию своею, и всем разумением своим”. Любое разделение сердца, сил, ума, души нарушает эту заповедь.
БОЖИЙ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЗАКОН ЧЕЛОВЕКУ
Впервые Божий Закон был дан человеку вовсе не на горе Синай. Действительно, изложение Закона на горе Синай было не для всего человечества, а только для иудейского народа. Это было изложение условий, на которых они могут стать Царственным Священством, чтобы благословить все народы.
Первоначальный Закон Бога был дан человеку в Эдеме, после его сотворения. Божий Закон был написан на сердце Адама в том смысле, что Адам был создан по Божественному образу – с приметами ума и сердца, которые полностью были в согласии с его Творцом. Он любил праведность и, очевидно, имел бы ненависть к беззаконию, если бы было что ненавидеть. Но в то время еще не было ничего такого.
Мы поражены наступившей переменой, в условиях которой дети Адама не имеют образа Бога и не любят праведности, а, наоборот, любят грех. Пророк говорит: “С самого рождения отступили нечестивые, от утробы [матери] заблуждаются”. Он рассказывает нам, когда пришла эта перемена: “Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя” (Пс. 51: 7).
После грехопадения человека процесс деградации проходил так быстро, что первенец Адама, Каин, стал убийцей. Наверное, отчаяние матери Евы от потери в Эдеме, от борьбы с терниями и сорняками на земле под проклятием ожесточило ее ум, вызвало гнев и раздражение, которые сказались на ребенке. С тех пор и поныне этот путь в целом ведет вниз, хотя при этом случаются благородные от рождения дети, менее запятнанные грехом – менее деградированные. А еще Священное Писание информирует нас, что “нет праведного ни одного”.
НАДЕЖДА БУДУЩЕГО
Испытания человеческого рода на протяжении шести тысяч лет не дают оснований надеяться, что кто-то может привлечь к себе внимание Бога исходя из условий человеческого совершенства, способности и готовности исполнять Божественный Закон. Только Иисус исполнил Закон, только Он один, поскольку Его жизнь происходила не от Адама, а непосредственно от Отца. Он стал человеком через изменение природы. Зачатый чудесным образом, Он был “святым, непричастным злу, непорочным, отделенным от грешников”.
Бог отказывается даровать вечную жизнь кому бы то ни было за исключением совершенных, которые будут исполнять Его Закон в совершенстве и с радостью. Какая, в таком случае, надежда для нашего рода? Мир в целом имеет одну надежду, тогда как для Церкви Христа, основанной в Пятидесятницу, есть совсем другая надежда. Надежда мира заключается в том, что Бог в Свое время установит Мессианское Царство. Оно будет праведным Царством, потому что его правители и судьи будут Царственным Священством.
Это Мессианское Царство начнет устранять князя мира сего и вязать его на тысячу лет. Беззакониям земли быстро придет конец, и начнется правление “железным жезлом”. Все, что будет сопротивляться праведности, будет разбито на куски. Вместо тьмы, невежества, суеверий, сомнений и страха придет свет знания о Божьей славе. В скором времени он наполнит всю землю. Под его влиянием все грешное отступит, получив наказание, а все праведное получит поддержку наградами в виде благословения. На земле будут происходить Господние суды, и жители земли будут учиться праведности (Ис. 26: 9).
Как следствие, вскоре каждое колено преклонится перед Богом и каждый язык будет исповедовать Ему во славу. При этом все сознательные мятежники, любители греха, будут уничтожены Второй Смертью – примут “вечную погибель”. Под этим управлением мир вернется к состоянию человеческого совершенства, от которого отпал Адам. Привилегия вернуться к образу Бога и Его Закону, переписанному на сердце, обеспечена всем жертвой на Голгофе: “Иисус... по благодати Божьей вкусил смерть за всех” (Евр. 2: 9).
Все они, став снова совершенными, как был Адам вначале, и получив, вдобавок, опыт добра и зла, приобретенный в течение семи тысяч лет, будут, после окончательного Божьего одобрения, иметь вечную жизнь и даже в малейшей опасности никогда снова не будут ошибочно избирать грех как путь к счастью.
ЦЕРКОВЬ И ЗАКОН
Церковь Христа избирается из человечества, которое родилось в грехе. Эти члены не поставлены под Закон из Синая в том смысле, чтобы от них требовалось соблюдать его совершенным образом для обретения вечной жизни: “Ибо вы не под законом, но под благодатью” (Рим. 6: 14). Тем не менее, Церковь очень ценит Закон, потому что, глядя на его дух, видит, какой она должна быть в случае совершенства, видит, ради чего стоит прикладывать наибольшие усилия, видит, как много ей не хватает до совершенства во плоти, и видит еще, как благодать Господа Иисуса Христа покрывает ее плотские недостатки. Все это настолько верно, что апостол говорит, что праведность (истинная сущность, то есть дух) Закона исполнилась в нас, которые ходим не по плоти, но по духу (Рим. 4: 8).
Другими словами, те, которые посвятили свою жизнь, чтобы следовать за Иисусом, пожертвовав всеми земными правами ради выполнения Божьей воли, делают больше, чем Закон мог требовать. Закон не требовал, чтобы человек отдавал свою жизнь за другого человека, а требовал, чтобы он любил своего ближнего как самого себя. Поэтому Христос и Церковь, идя узким путем жертвы, выполняют требования духа Закона, даже если в плоти Церкви из-за унаследованных слабостей нет ничего совершенного. Ее члены пожертвовали земную природу, и Отец относится к ним как к Новым Творениям. Поэтому они судимы не по плоти, но по духу – по намерениям их сердца.
R5286 (1913 г.)