“А КТО МОЙ БЛИЖНИЙ?”
Бытие 20: 12-21
“Люби ближнего твоего, как самого себя”.

Десять Заповедей, переданных Моисею, были написаны на двух каменных скрижалях. Одна содержала четыре заповеди, касавшиеся Бога, на других находились остальные шесть, касавшиеся человечества. Суть последних шести, являющихся нынешней лекцией, была выражена в словах Иисуса: “Люби ближнего твоего, как самого себя”. Перечень “не делай” можно продолжать до бесконечности, чтобы учесть тысячи случаев ежедневной жизни, но одно слово “люби” охватывает все. Кто любит своего ближнего, тот сознательно не будет вредить ему делом, словом или мыслью. Следовательно, любовь выражает полную меру требований Закона (Рим. 13: 10). Любовь означает свободу делать больше, чем требует Закон, но не меньше.
Хотя Господь доверил выполнение требований Закона только христианам и только им: через оправдание их немощей благодаря их родству с Христом, тем не менее, иудеи и многие другие получали частичное благословение по мере того, как пытались исполнять Божественный Закон. Телесный человек, не зачатый духовно, а значит, не Божий сын, по-прежнему отчужденный, получает благословение от развития характера настолько, насколько признает принципы праведности и стремится им подчиняться. Поэтому во все времена и перед всеми людьми было разумно и правильно высоко поднимать Божественные критерии.

ПОЧИТАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЬ ТВОЮ

Какими пожилыми, необразованными, простоватыми или злыми не были бы родители, они заслуживают внимания со стороны детей. Конечно, какая-то мера или степень уважения должна зависеть от характера родителей. При всем непослушании родителям, распространенном на каждом шагу, верим, как это не трудно признать, что причиной непослушания ребенка являются сами родители или опекуны.
Ребенок может быть недоразвитым. Недовольство и бунт в уме матери в период беременности могут повлиять на ребенка еще перед рождением, и тогда никакое воспитание не сможет полностью вернуть потерянное. В таком случае для родителей было бы хорошо проявить настойчивость и долготерпение к такому несчастливому, непослушному нраву своего ребенка.
А может родители только частично виновны; может их служитель проповедовал не Божьи законы, не их влияние на человека, не говорил о наказании за их нарушение, а вместо этого предавался высокопарным умозаключениям и рассказывал анекдоты, в которых не было ни пищи для духовной природы, ни помощи для понимания и преодоления слабостей человеческой природы. Возможно, это была не совсем вина матери. Возможно, отец забывал, что он также имеет обязанность перед своим потомком, чтобы поддержать супругу в критический час, склоняя ее к доброжелательным, мягким, благородным мыслям и т. д.
Во всяком случае, добросовестные родители имеют прекрасное задание воспитывать развращенного ребенка, давая ему пищу и предостережение от Господа. Тех, кто верно прилагает усилия в этом направлении, вряд ли можно недооценивать или не оказывать им поддержку, и мы тем более должны относиться с уважением к родителям всякого благородного мужчины или женщины, с которыми знакомы. Если чужие должны ценить родителей, то тем более это должно делать родное дитя.

ЭФФЕКТ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ

Один известный и влиятельный современный писатель считает, что воскресные школы, принося добро в одном направлении, могли наделать вреда в другом: через послабление уважения детей к своим родителям и освобождение родителей от осознания своей ответственности перед детьми. Родители в Божественном устройстве являются священниками Бога, особенно по отношению к своим детям. Насколько кто-то избегает этой ответственности или игнорирует почет такого положения, настолько его влияние на ребенка теряется, и один час в неделю в классе воскресной школы не может компенсировать постоянного родительского присмотра.
Статистика показывает, что юноши в возрасте от шестнадцати до двадцати лет составляют треть всех опасных преступников, и эта пропорция увеличивается. Поэтому все доброжелательные люди должны быть готовыми к тому, чтобы правильно воспитывать подрастающее поколение. Все должны особо способствовать этой Божественной заповеди, делая упор и настаивая на родительском авторитете и подчинении ему. Иудеям на основе этой заповеди была обещана награда продолжительной жизни и благополучия.

“НЕ УБИВАЙ”

Ничто в этой заповеди не запрещает убивать животных, если это нужно в интересах семьи, или хотя бы избавляться от котят или, наоборот, сохранять им жизнь. Также ничто не запрещает казнить преступников, потому что иначе это было бы в конфликте с Божественным Законом, изложенным в другом месте и практикуемым под предводительством Моисея и Божественным руководством.
Эта заповедь, однако, учит тому, что жизнь следует ценить, а не подвергать опасности. Дух этой заповеди, как говорил Иисус, содержит мысль, что мы не должны иметь свирепого духа убийства, который сдерживали бы только опасения перед последствиями. Следовательно, мы можем видеть, что дух этой заповеди должен влиять на тех, кто использует наемный труд или заботится о своих ближних, принимая все разумные меры, чтобы уберечь их от любых несчастных случаев. Позволять, чтобы самолюбивые интересы или любовь к деньгам сохраняли опасные условия труда свидетельствовало бы об отсутствии надлежащего духа повиновения этой заповеди и считалось бы антихристианским.

“НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ”

Одним из последствий грехопадения является распущенность половых влечений. Результат – непристойное поведение, разврат, отсутствие самоконтроля. Все эти тенденции ведут прочь от Бога, от праведности и от подлинного счастья. Семья, как одно целое (в составе мужа и жены), установленное Всемогущим в начале в Едеме, по-видимому, является краеугольным камнем праведности в семейной жизни и в государстве. Чистота, а не извращение – вот Божественное требование.

“НЕ КРАДИ”

Красть – это забирать чужую собственность. Если бы изобретения в отрасли электричества и пара не шагали в ногу с увеличением знаний, мир сегодня был бы раем для воров. И хотя морской разбой, пиратство, грабежи, кражи получают осуждение со стороны всех интеллигентных людей, многие имеют шанс прибегнуть к более изысканным формам воровства: через спекуляции с ценными бумагами, через создание фейкових компаний, которые рисуют радужные перспективы, как об этом свидетельствуют их названия, но в действительности организованные для того, чтобы эксплуатировать менее информированных и простодушных. Это и есть воровство.
Подавать фальшивые отчеты налоговым инспекторам является воровством. Попытка переправить товар через границу без уплаты пошлины является воровством. Отказ предоставлять соответствующие услуги за полученную плату является воровством. Но о наихудшей форме воровства, которая приносит больше вреда, чем все другие вместе взятые, дают представление слова Шекспира:
“Что деньги? Были деньги, сплыли деньги.
Они прошли чрез много тысяч рук.
Иное – незапятнанное имя.
Кто нас его лишает, предает
Нас нищете, не сделавшись богаче”.
А наставление “никого не злословить”, кажется, вообще малоизвестно. Как следствие, многие позорно оскверняют свой характер, разрушают счастье других и усугубляют бедствия и без того стонущего творения.

“НЕ ПРОИЗНОСИ ЛОЖНОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА”

Дух этого распоряжения можно нарушить тысячей способов, и его нарушают ежедневно, не только неправдиво рекламируя то, что мы продаем или хотим купить, но и тысячей способов злословя ближнего.

“НЕ ДОМОГАЙСЯ” (Иосиф.)

Жадность приходит перед воровством, перед убийством, перед злословием. Жадность является болезнью сердца, имеющей много общего с каждым другим преступлением, потому что в основе всех грехов лежит самолюбие, а самолюбие является жадностью. Она оправданно находится в конце списка. И тот, кто хочет держаться духа Божьего Закона, должен беречь свое сердце от жадности.

R5287 (1913 г.)