“К ДУХАМ ПРАВЕДНИКОВ, СДЕЛАННЫХ СОВЕРШЕННЫМИ”
“А вы приступили к горе Сион и к городу живого Бога, небесному Иерусалиму; и к мириадам ангелов, всеобщему собранию; и к церкви первородных, записанных на небесах; и к Богу, Судье всех; и к духам праведников, сделанных совершенными” (Евреям 12: 22, 23, ВоП).
Апостол обращается к Церкви, указывая на конец, то есть на завершение этого века. Контекст свидетельствует о том, что в конце века все, что поколебимо, поколеблется, за исключением непоколебимого. А непоколебимое – это Царство, которое будет введено в то время. Апостол сравнивает время его инаугурации с инаугурацией Завета Закона на горе Синай, когда весь народ слышал громы, звук трубный и видел молнии и дымящуюся гору; когда Моисей “вступил во мрак, где Бог”, и взошел на гору. Все это было образным – печатанием Завета Закона образным посредником, Моисеем (Исх. 20: 18-22).
Противообраз – это то, к чему мы приступаем, к чему Церковь придет в конце этого века. Тогда в мире будет замешательство, распри – громы, молнии. Как в образе, так и в противообразе люди будут удручены, полны испуга и тревоги. В конце времени скорби будет введен Новый Завет. Его посредником будет Иисус Мессия, прославленный Глава, и Церковь, Его Тело.
Апостол говорит (см. пер. Diaglott), что мы приступаем к “праздничному собору и собранию первенцев” (Жур.). В него будет входить Христос, Глава, и все верные этого века из прошлого и настоящего. Оно будет содержать Малое Стадо и Великое Множество, потому что вместе они составляют Церковь Первенцев, чьи имена написаны на небесах. Соответственно, эта демонстрация состоится после собрания Малого Стада. С каждым днем мы все больше приближаемся к тому времени – входим в него отчасти даже сейчас.
Апостол также говорит, что мы приступаем к тому месту, где “духи праведников” станут совершенными. Было бы неразумным допускать, что он сначала упоминает Церковь Первенцев, содержащую всех, а затем некоторую ее часть. Отсюда вывод, что это выражение касается другого класса. Наш ум, естественно, хочет знать об этом, обращаясь мысленно к Древним Достойным – классу, который только ожидает прославления Церкви. Так вот, они являются следующими по порядку. Поэтому св. Павел, рассказав о собрании Церкви Первенцев, говорит о другом классе – “духах праведников, сделанных совершенными”. Существует еще другая причина, почему это не может быть Церковь, а Древние Достойные: почему ни Церковь, ни Великое Множество не будут теми, кто будет праведными людьми, “сделанными совершенными”. Церковь становится духовным классом на том условии, что отказывается от человеческой природы.
А как применить это выражение к Древним Достойным? Мы сделаем это путем перестановки нескольких слов, а именно: “Мы приступаем к совершенным людям, чьи духи являются праведными”. Древние Достойные были праведными, хотя имели плотские недостатки. Апостол упоминает об этом классе, говоря, что они получат лучшее воскресение, хотя не такое хорошее, как Церковь. Древние Достойные получат лучшее воскресение в том смысле, что будут иметь усовершенствованную плоть, когда выйдут из гроба. Поскольку они были праведными в духе, то в начале реституционного времени станут совершенными людьми.
Символ горы обычно применяется в Священном Писании к царству. Гора Сион представляет Божье Царство. Эта гора Сион-Царство должна охватить всю землю. Царство вскоре будет установлено. Собственно, его установление и обсуждает апостол. В образе Царство также названо Городом. Строго говоря, гора представляет народ, а город представляет правительство этого народа. Упомянутый словесный образ очень распространен сегодня. Когда мы читаем, что Берлин делает то и то, мы знаем, что речь идет о немецком правительстве; когда мы читаем, что Санкт-Петербург делает то и то, имеется в виду российское правительство. Похоже Вашингтон представляет правительство Соединенных Штатов, а Лондон – британское правительство.
Наш стих относится к святому Божьему Царству. Тогда, чтобы не потерять его идентичности, а изложить мысль, что Город представляет Царство в целом, апостол говорит о Городе Бога как о Небесном Иерусалиме. Тем самым он склоняет наш ум к мысли, что если буквальный Иерусалим был столицей образного Божьего Царства, то Новый Иерусалим – высшее Правительство – должен быть Божьим Царством, которое будет управлять всей землей. Эти разные описания используются для того, чтобы показать нам противообраз царства земного Сиона, Иерусалима. Дальше идут другие высказывания, и одно из них касается праведных в духе, которые сделаны совершенными. Они уже стали праведными в духе, и теперь станут совершенными, получив обещанное Господом лучшее воскресение.
При этом мы имеем еще одно выражение: “к мириадам ангелов”. Ими, считаем мы, будут духовные ангелы Бога, которые выполнили так много службы для Бога. Полагаем, речь идет о тех же ангелах, о которых наш Господь вспоминал, говоря, что Он исповедает нас перед Своим Отцом и перед святыми ангелами, которые служили святым на протяжении века. Совершенно очевидно, что они должны встретить нас и видеть, как мы будем представлены Отцу.
R5294 (1913 г.)