[R5296]
ПРАКТИЧЕСКИЕ УРОКИ ИЗ ЖИЗНИ ИЛИЯ

“Он – Господь; что Ему угодно, то да сотворит” (1 Самуила 3: 18).

Господь через Самуила передал Илию весть о том, что его дом постигнет несчастье. Слова нашего стиха были сказаны в то время, когда он услышал, что от Господа должна прийти беда, и свидетельствовали об уступчивости еще перед несчастьем, а не после него. Следовательно, эти слова показывают смирение Илия.

Илий много лет был судьей Израиля и, как говорит запись, был примерным, справедливым во всех своих поступках. Зато его сыновей называли “негодяями [букв. сыновьями Белиара]” (РБО), потому что они были нечестивцами во всем. Поэтому, хотя влияние Илия было полезным для народа Израиля, однако существовало и противоположное влияние, которое возрастало при его попустительстве, с его согласия. Если бы эти нечестивцы не были из его семьи, Илий, наверное, повел бы себя с ними в соответствии со своими полномочиями судьи. Но перед нами пример человека, хотя набожного, однако слабого как глава семьи. Как глава дома, он должен был воспитывать детей как следует – в праведности, иначе они должны были бы перестать быть членами его дома и попасть под определенные ограничения, которые он, законодатель, должен был бы наложить на них.

НЕДОСТАТОК В ХАРАКТЕРЕ ИЛИЯ

Из этого рассказа мы можем взять урок того, чего Бог ожидает от нас и наших семей. Если ребенок повсюду сует свой нос, ворует, ведет беспутную жизнь или еще как-то вредит, христианский родитель не должен позволять такие вещи. Он обязан каким-то образом положить этому конец. Однако если ребенок имеет мнение, отличное от нашего, о том, чем является уважение к Богу, мы не должны считать, что его надо ограничивать.

Мы должны помнить, что это послание досталось Илию через мальчика Самуила. Самуил, как было принято у пророков в те времена, услышал Господний голос, который звал и говорил к нему. Полагая, что это голос Илия, мальчик побежал к нему и спросил: “Вот я! ты звал меня?” Илий ответил, что он его не звал, и велел ложится спать. Это повторилось трижды, и Илий догадался, что мальчика зовет Господь. Тогда он сказал, чтобы Самуил лег спать, а если его позовут снова, ответил: “Говори, Господи, ибо слышит раб Твой”, что должно было означать, что он готов служить Господу. Самуил сделал, как ему было велено, и [R5297] Господь рассказал ему, что из-за небрежности Илия к поступкам его семьи, она будет отстранена от священства.

ДОСТОЙНОЕ ПОХВАЛЫ УНИЖЕНИЕ ИЛИЯ

Стоит с удивлением отметить, что Илий не выказал никакого чувства обиды на того, кого употребил Господь! Илий принял Самуила в свою семью, когда мальчика в детстве посвятили его родители. Теперь, когда Илий увидел, что Бог, несомненно, обошел его и обратился через мальчика, обстоятельства дали достаточно причин, чтобы в нем от негодования воспламенился надменный дух. Однако поведение Илия свидетельствовало, что у него мягкое сердце. Когда Самуил объяснил, что именно Господь рассказал ему, тот ответил: “Он – Господь; что Ему угодно, то да сотворит”. Господь решает. Так будет правильно! Так будет хорошо! Пусть Господь сделает то, что Ему угодно, даже если это будет означать бедствие для моей семьи, даже если это будет лишением ее священства.

Лишение священства означало, что сыновья Илия умрут, потому что они были священниками из линии Ааронова священства. Это очень хороший пример абсолютного подчинения. Если в некоторых отношениях Илий был слабым, то в других – сильным, как видно из его скромности и подчинения. Покорные и готовые учиться часто сталкиваются с большими трудностями в том, чтобы быть достаточно решительными в своих отношениях с другими, находящимися под их контролем. Черта характера, которая склоняет их к тому, чтобы быть смиренными и подчиненными Господу, склоняет также к доброте и снисходительности к другим. Поэтому хорошо было бы научиться твердо придерживаться воли Господа относительно других, и при этом быть смиренными и уступчивыми перед Господом, Его провидением и замыслами.

УРОКИ ДЛЯ ХРИСТИАН

Как христиане, мы можем извлечь ценные уроки из этого случая. Мы должны убедиться в своей готовности принимать Истину любым путем, каким Господу будет угодно послать ее нам – будь то устами маленького ребенка или необразованных людей, таких как св. Петр и св. Иоанн.

Священникам во дни апостолов, по-видимому, было трудно слушать необразованных людей, которые с силой говорили Послание от Бога. Возможно, они высказывались так: “Бог вряд ли будет говорить через заикающиеся уста! Он наверняка не обойдет нас, кто провел годы в исследовании, кого считают священниками Божественного порядка!” С таким плохим состоянием сердца и ума они отвергли не только покорных людей и их Послание, но и самого Господа.

Таков и дух мира. Кто верен в представлении Божьего Слова из Библии, будет привлекать к себе все меньше внимания со стороны светски мудрых. Постоянно растет число людей, которые думают, что дела творения возникли в процессе эволюции. Они все больше считают, что Библия не является Божьим Словом; что апостолы были только обманутыми, введенными в заблуждение людьми; что Иисус сам не понимал, что Он делает. Они считают, что Он был хорошим человеком, и, несомненно, Бог был с Ним, потому что Его учения несли с собой добро. При этом они думают, что могут предложить лучшую мудрость, – они, великие учителя, которые хотели бы создать новую Библию, по своему сердцу!

В наши дни по-светски мудрые воспринимают вещи с ложной точки зрения. Они смотрят в ложном направлении, и совсем не хотят видеть Новую Эпоху, которая приходит. Поэтому они не поймут, что происходит, пока солнечный свет Истины не начнет заливать мир. Тогда, оглядываясь вокруг, они начнут осознавать истинное Солнце Правды и начнут понимать всю ситуацию. Мы рады, что они обратятся и взглянут на вещи с другой точки зрения. Но все истинные Божьи дети готовы принимать Божье Послание из каждого источника, который может им попасться.

Особенно важной мыслью нашего текста является то, что Илий смиренно принял несчастье. Это было хорошее состояние сердца. Не выступая против Божественной воли, а покорно склонившись перед ней, он показал, что причина его бед в слабости плоти. Видим, что сегодня существует похожее состояние дел. Обязанность Господнего народа – увидеть, что нынешний порядок номинальных церковных систем проходит и вскоре будет свергнут в большом времени скорби. Это послание естественно вызывает возмущение в сердцах большинства. Они хвастались своим финансовым могуществом, своей мощью и т. п. Поэтому упоминание о падении естественно вызывает у них возражения. И мы не должны удивляться, что их гнев поднимается против нас, когда мы говорим им о времени скорби, которое перед нами.

ПРЕДАННОЕ, НО НЕРЕШИТЕЛЬНОЕ СЕРДЦЕ

Для Илия известие, что его семья будет лишена священства, было сильным ударом. Так и наше Послание о Царском Священстве не является приятным посланием для номинального христианства. Но некоторые из Господнего народа в нем сегодня не симпатизируют ходу событий. Это те, которые будут говорить: “Он – Господь; что Ему угодно, то да сотворит”. Таково будет состояние Великого Множества. Они слабы в своем отстаивании Господа, однако покорны во время скорби и преданы Господнему делу и связанным с ним интересам.

Самуил, по-видимому, лучше представлял бы класс Малого Стада, а Илий – класс Великого Множества. Последний в некоторых отношениях слаб, но верен в своем сердце Господу. Вместо этого мы должны пытаться копировать тип Самуила – настолько для нас неприемлема неправедность и грех и настолько мы в согласии с праведностью. Мы готовы говорить Божье Послание, которое неизбежно окажется весьма неприятным. Конечно, неприятно говорить сейчас о близком бедствии, которое охватит церковь и государство, так же как Самуилу, по-видимому, было очень неприятно выполнить свой долг – пойти к лучшему другу, благотворителю, и принести от Господа весть о беде для него и его семьи.

Было бы хорошо, чтобы мы говорили об этих вещах доброжелательно, а не холодно, не со злорадством. Мы сочувствуем людям относительно состояния вещей настоящего времени и всего того, что, как видим, приходит на них. Все чаще поступают известия о служителях, которые начинают понимать, что Божья сила покидает их вероисповедания, что со всех сторон есть доказательства, что они ошибались доктринально, что общая тенденция настоящего времени ведет к общественному беспокойству и потрясениям.

R5296 (1913 г.)