[R5307]
НАКАЗАНИЕ ЗАВИСТИ И РЕВНОСТИ
Числа 12: 1-16
“Любовь... не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует” (1 Коринфянам 13: 4, 5).
Св. Павел включает зависть и, соответственно, ревность в свой перечень дел плоти и дьявола вместе с гневом, злобой, ненавистью и раздором. Это дела дьявола, потому что они являются приметами сатаны. Как упоминает Библия, амбициозность сатаны подтолкнула его к зависти Всемогущему и, наконец, к попытке установить на земле империю (с подчиненным ему человеком), которая бы конкурировала с небесными владениями Иеговы. Его амбициозность и ревность привели к несогласию, противостоянию – к неправильному освещению Божественного характера, чтобы ввести в заблуждение наших первых родителей.
Упомянутые плохие черты являются делами плоти в том смысле, что процесс умирания (когда наш род, отравленный сатаной, попал под Божественный приговор, которому сатана способствовал) содержал разного рода плохие дела, плохие стремления. Наш род, слабея, умирая, теряя равновесие, становился все более податливым на эти враждебные влияния.
Св. Павел убеждает весь Господний народ сбросить с себя эти сатанинские приметы и вместо них принять Божественные приметы, которые имеют Божественное одобрение, которые действуют в нас и делают нас более Богоподобными. Они изображены как смирение, кротость, мир, долготерпение, братская доброжелательность, любовь. У нас есть уверенность, что те, которые станут Божьим святым народом на наивысшем уровне небесной славы, разовьют упомянутые черты в полной мере, делая их господствующими. Апостол подчеркивает, что таким будет дан свободный вход в “вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа” (2 Пет. 1: 11).
Это Царство не будет представлять всех спасенных из числа человечества, а будет Божественным орудием, чтобы дать спасение всем племенам земли. Тем не менее, сегодня открыто только это одно предложение спасения, и только придерживаясь установленного пути и воспитывая эти различные черты, можно сегодня стать пригодным к вечному Царству и быть принятым в него. Поэтому все члены этого Царства, как утверждает св. Павел, должны быть копией дорогого Божьего Сына, нашего Искупителя, – не копией во плоти, а копией в своем сердце и намерениях. Это означает быть как можно более совершенными во плоти, как можно более соответствовать Божественным требованиям.
Действительно, Библия определенно учит, что все, кто когда-нибудь достигнет вечной жизни и Божественной милости (даже на земном уровне как совершенные люди в земных телах), должны избавиться от всего, что связано с духом сатаны и грехом, должны вернуться к первоначальному образу и подобию Бога, образцом которого был Адам, прежде чем он согрешил в Саду. [R5308]
РЕВНОСТЬ И ЗАВИСТЬ МАРИАМ
Нынешняя лекция рассказывает о серьезной ошибке, совершенной Аароном и Мариам, братом и сестрой Моисея, которые были старше его. Можем без опасений сделать вывод, что хотя оба они присоединились к греху, инициатором была Мариам. Такой взгляд полностью подтверждается последствиями этой лекции, которая показывает, что Божье наказание досталось ей, а не Аарону.
Началом всего было проявление чувства гордости за семью. Моисей взял в жены женщину ефиоплянку, кушитку. Не знаем, была ли это первая его жена, с которой он обручился в земле Мадиамской и которая только теперь присоединилась к нему, когда израильтяне должны были отправиться в путешествие в Ханаан. Некоторые предположили, что первая жена Моисея умерла и что Сепфора была его второй женой. Как бы там ни было, факт остается фактом, что в то время она пришла к Моисею в лагерь Израиля и как жена большого и влиятельного вождя стала первой госпожой народа.
Предварительно положение ведущей госпожи, без сомнения, занимала Мариам. Естественно, что она переживала утрату своего положения и влияния, которое ему сопутствовало. Она особенно остро ощущала это теперь, когда размышляла, что ее новая невестка была из чужого народа. Этот факт, по-видимому, придавал ревности Мариам религиозную окраску, и она, наверное, думала и приходила к убеждению, что ее враждебное отношение к невестке не происходит из зависти, а имеет высокую моральную основу, руководствуясь уважением к Богу, уважением к Его народу, Израилю, и к тому, что ожидало семя Авраама в Земле Обетованной в будущем.
Надо помнить, что именно Мариам, будучи маленькой служанкой, следила за дочерью фараона, когда та пошла купаться в Ниле в месте, где в корзинке из папируса был найден Моисей. Эта самая Мариам поспешно привела в дом свою мать, чтобы та была кормилицей для найденного ребенка, Моисея. Эта самая Мариам, несомненно, вместе с Аароном имела особые привилегии, пользуясь доверием Моисея во всех делах Израиля под Господним руководством. Эту самую Мариам Господь признал пророчицей. Это она, когда израильтяне перешли Красное море и воды вернулись обратно, уничтожив преследователей-египтян, возглавила израильских женщин в песне триумфа.
Глядя так, все это могло стать оправданием для зависти Мариам. Но на самом деле мы не можем представить себе зависти, присутствие которой – хорошей или плохой – находило бы оправдание. Ни один добрый человек не может дать приют зависти, ревности и т. д., не обманывая себя мыслью, что особые обстоятельства в его случае полностью оправдывают его поведение.
С презрением восприняв поведение своего брата как нелепое, Мариам начала убеждать себя, что Бог вряд ли будет использовать особым образом в Своей службе того, кто потерял свое привилегированное положение. Ее отравленный ум начал видеть доказательства, что Господь оставил Моисея, потому что иначе он не попал бы в то, что, по ее убеждению, было большой ошибкой. Она поделилась своими опасениями с братом Аароном, и оба, наверное, начали серьезно думать и молиться по поводу падения вождя Израиля и необходимости, которая легла на них, исправить его ошибки.
Аарон, вероятно, имел слабый характер и использовался только как представитель Моисея. Свою слабость он проявил тогда, когда в отсутствии Моисея, который был на горе, уступил уговорам израильтян, сделал им золотого тельца и способствовал идолопоклонству, которого они захотели. Мариам, видимо, тоже согласилась в то время, что это единственный путь, чтобы успокоить мятежный дух народа.
Отрывок наводит на мысль, что Мариам начала распространять свои мятежные догадки в лагере Израиля, говоря, что ее брат Аарон придерживается таких же убеждений. Понятно, надо было приготовить народ и помочь Господу, напоминая, что Моисей не единственный вождь народа, что Мариам и Аарон также пророки и таким же образом и в такой же степени находятся в отношениях с Господом, как Моисей. Такое коварное приготовление людей должно было сделать их готовыми к тому времени, когда Бог полностью оставит Моисея и будет говорить только через Мариам, а Аарон будет ее устами.
“И УСЛЫШАЛ СИЕ ГОСПОДЬ”
Довольно часто Господний народ и другие забывают, что Господь не небрежен к Своим делам, к Своим интересам, а делает все по совету Своей воли. Мы, как исследователи Библии, должны все больше учиться оценивать этот большой факт и помнить, что успех в Господнем деле не может прийти силой, или человеческой властью, или хитростью, а только Господним Духом, Господней Силой, Господней Волей и благодаря им.
Господь положил конец заговору в самом его корне, призвав Моисея, Аарона и Мариам перед Свое лицо перед Палаткой. Все трое послушались и пришли. Мириам, вероятно, надеялась, что наступил момент, когда Господь покажет, что она правильно угадала Его намерения лишить Моисея права быть вождем и на его место поставить ее. Разоблачение, однако, оказалось совсем другим. Бог, правда, сказал, что Мариам и Аарон в какой-то степени занимали положение пророков, и Ему было угодно использовать их, однако при этом Господь так же ясно показал, что Его отношения с Моисеем находились на значительно более высоком уровне. К нему Бог обращался непосредственно, выразительным языком, а не через сны и видения. Поэтому Бог немедленно положил конец амбициям, которые были основой для ревности, зависти, заговора и злословия.
Бог также дал наказание. Когда Божественное Присутствие, представленное в столбе облака, отступило от них, Моисей и Аарон увидели, что их сестра поражена проказой. Аарон понял, что все это также свидетельствует, что он помогал и поддерживал сестру в грешном замысле. Он признал, что его брат Моисей действительно самый главный среди Божьего народа, и тогда воскликнул с отчаянием и просьбой смилостивиться: “Прошу, господин мой, не поставь нам в грех, что мы поступили глупо и согрешили. Да не уподобится она тому мертвецу” (Иосиф.).
Тогда Моисей воззвал к Господу: “Боже, исцели ее!”. Бог выслушал Моисея и исцелил ее, и повелел обращаться с ней так, как с каждым другим человеком, которого признали исцеленным от проказы. Такие должны были оставаться семь дней вне лагеря под наблюдением, чтобы видеть, не появятся ли еще симптомы болезни, прежде чем им будет разрешено вернуться в лагерь.
ЗАКОН БЫЛ ТЕНЬЮ
Апостол объясняет, что разные вещи, которые Господь повелевал Израилю под его Заветом Закона, были пророческими тенями, иллюстрирующими более возвышенные вещи, касающиеся Духовного Израиля. Так, например, болезнь проказы, практически неизлечимая, разве что благодаря Божественному вмешательству, была образом греха. Семь дней отлучения от своего народа представляли полный, завершенный период испытаний относительно отказа от греха, очищения и возвращения к согласию с Богом.
Из сегодняшнего исследования можно извлечь разные уроки. Но, наверное, все согласятся, что ревность, зависть, построенные на самолюбии, находятся среди наиболее обманчивых грехов и являются одними из самых серьезных в глазах Бога, что бы не думали о них другие.
Приведенный стих является напоминанием св. Павла Церкви. Надо помнить, что Церковь является особым классом, призванным Евангельским Посланием из всего человечества, чтобы стать последователями Иисуса и сонаследниками с Ним. Ее призыв является призывом к жертвованию с Иисусом всех земных прав и требований, к полному подчинению во всем Божественной воле и порядку. Ее завет предусматривает полное подчинение главенству Спасителя и, подобно Ему, она должна быть преданной каждому принципу и устройству Божественного Замысла.
Это не оставляет места для дел плоти и дьявола. От них надо избавляться, оставлять их, потому что они не нравятся Богу. Наоборот, на их место должны прийти плоды и благодати святого Духа, чтобы последователи Иисуса, как и Он, могли окончательно обрести полноту Божественной милости, а также славу, честь и бессмертие одесную Его Силы.
Хотя все люди должны стараться оставить дела тьмы и подчиниться Божественному устроению под руководством Князя Жизни, однако Церковь, особо посвященная Богу, должна помнить, что все ее надежды на славу, честь и бессмертие связаны с развитием правильных черт характера и противостоянием злу. Помните также, что “любовь... не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует”. Поэтому любовь представляет полный критерий Золотого Правила и полный характер Бога, потому что “Бог есть Любовь” (1 Иоан. 4: 8).
Немедленное наказание Мариам и его последствия напоминают нам о факте, что такой немедленный ответ на грех будет правилом в Мессианском Царстве и принесет быстрые результаты. Все люди в определенной степени осознают, что тот, кто грешит, пострадает, однако наказания, то есть страдания, возникающие из греха, часто являются такими общими, что не ассоциируются с тем, кто страдает. Поэтому некоторые не берут ничего из этого урока.
Кроме того, наша ошибочная теология Средневековья побудила многих из нас к ошибочному мнению, будто наказанием за грех являются вечные мучения. Так мы прямо противоречили Божьему устройству, отвлекая внимание от существующей расплаты и наказания за грех и делая будущие наказания такими абсурдно нелепыми, что никто в них не верит или, даже если верит, то склоняется к ошибочному предположению, что предсмертная молитва о прощении позволит полностью избежать наказаний. Мы не способны улучшить Божественное правило: “Что посеет человек, то и пожнет”, – будь то в настоящей жизни или в грядущей, – но ни в коем случае не дьявольские и вечные мучения.
R5307 (1913 г.)