МИЛОСЕРДИЕ И ИСТИНА – СОСТАВЛЯЮЩИЕ ХРИСТИАНСКОГО ХАРАКТЕРА

“Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего”. “Чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим” (Притчи Соломона 3: 3; Михея 6: 8).
Милосердие и Истина являются великими принципами праведности. Можно сказать, что Истина и праведность синонимы. Правильное правдиво, а то, что правдиво – что является твердым, верным, непреклонным, подлинным – то обычно правильно. Запись не говорит нам обвязывать шею справедливостью. Справедливость – качество, которое нельзя слишком превозносить, разве только в нашем сердце и уме, как принцип Божественного критерия. Нам следует помнить, что нет ни одного праведного – никого совершенного. Следовательно, наше отношение к Справедливости не может быть таким, как нашего Небесного Отца. Он не признает никакого более низкого критерия, кроме справедливости, согласно которому следует измерять все остальное.

МИЛОСЕРДИЕ И ИСТИНА ПУСТЬ БУДУТ НА ВИДНОМ МЕСТЕ

Если мы приемлемы для Отца, то только благодаря праведности. Но если у нас нет праведности, ее надо получить от Христа, потому что Бог не принимает ничего, что лишено совершенства. Хотя мы несовершенны сами по себе, однако мы должны достичь (насколько это возможно) критерия справедливости в нашем поведении, при том, что мы не должны требовать полной справедливости от человечества. Поскольку никто не может возместить это людям, наш долг – быть доброжелательными к ним, подражая, тем самым, характеру Бога, Который милосерден. Хотя в Своих деяниях Он четко размежевывает обе черты – Справедливость и Милосердие, мы не должны этого делать.
Тот, кто придерживается принципов истины и праведности в своем уме, считается порядочным мужчиной (женщиной), который руководствуется истиной, чистотой, добротой. Однако тот, кто руководствуется только этими принципами, должен воспитывать в себе также примету милосердия. Мы должны обвязать ими шею как ожерельем, как красочной лентой. Как мужчина обвязывает шею галстуком, украшенным драгоценностью, которая с тех пор находится на видном месте, так и эти черты характера являются драгоценностями. Пусть они бросаются в глаза, потому что тогда они помогут вам стать лучше, сделают вас более приемлемыми для Господа.
Шея – наилучшее место, чтобы показать драгоценный камень. На ней камень особенно заметен как украшение. Так и мы должны уместить эти благородные черты характера там, где они будут видны во всех делах жизни. Покупаем ли мы или продаем, или делаем что-то еще, мы должны носить эти украшения. Они покажут снаружи, спереди, каким является характер мужчины или женщины. Когда мы встречаемся с другими, важно, чтобы их было видно. О нас не должно быть известно ничего плохого, ничего, что заслуживает презрения, ничего ничтожного.

ПЕРЕЗАПИСАТЬ МИЛОСЕРДИЕ И ИСТИНУ НА СЕРДЦЕ

Более того, мы должны написать милосердие и истину на своем сердце. Следует помнить, что изначально Бог написал Божественный Закон на сердце Адама. Знаем, что в Божественном сердце, Божественном характере есть приметы Истины и Милосердия. Бог милосерден, добр и полон любви. И как Бог имеет эти черты характера, так Он, создав человека по Своему образу, Своему подобию, создал его с этими чертами характера. Человек не был создан неправедным, неправдивым существом.
Но человек оставил начальное совершенство. После многих веков грехопадения и несовершенства ума и тела, когда каждый интерес побуждал к потаканию себе ценой других, эти принципы милосердия и истины в большой степени стерлись из нашего сердца, так же как первоначальная надпись на камне стирается от капель воды и погодных влияний. Со временем буквы трудно различить. Так и в человечестве некоторые откровенно потеряли всякое чувство справедливости, всякое чувство милосердия и почти всякое чувство терпения, доброты, братской доброжелательности и любви. Все эти приметы, принадлежащие сердцу, которые в начале туда поместил Бог, в той или иной степени стерлись – в одних больше, чем в других.

ЦЕЛЬ БОЖЬЕГО ПРОВИДЕНИЯ

Под условиями Нового Завета и посредством служения Царства Христа Бог намеревается переписать на сердце человека первоначальный характер, который был там и был стерт самолюбием. “Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет..  Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его” (Иер. 31: 31-33). “И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное” (Иез. 36: 26).
Божий Закон является Законом истины и милосердия. Истина содержит все праведное по отношению к Богу и человеку. Милосердие содержит все благодати характера. Тысячелетие будет временем для перезаписи этих черт в характере. А труд перезаписи Божественного характера на сердце, который будет происходить в мире впоследствии, в течение тысячи лет, уже начался в Церкви. Мы вписываем эти черты в наши сердца. Поступление в Школу Христа является добровольным, а не принудительным. В следующем веке человечество должно записать эти черты в своих сердцах с помощью Посредника. Чтобы привести человечество к праведности, потребуются розги. А если люди сознательно не будут хотеть повиноваться Законам праведности, они будут уничтожены.
Сегодня повиновение является добровольным делом. Мы говорим, что хотим, чтобы эти уроки были записаны в наших сердцах, и чтобы добиться этого, мы идем в Школу и подчиняемся великому Учителю. Тогда, через разные проявления провидения в нашей жизни, Он показывает, где мы не запечатлели эти черты в нашем сердце. Когда мы молимся о терпеливости, Он дает нам уроки опыта, чтобы породить эту черту в наших сердцах и укрепить ее еще больше. Когда мы молимся о любви, Он дает нам тесты любви. Когда мы молимся, чтобы развить милосердие, мы наталкиваемся на большую оппозицию, которая сможет развить милосердие. Вот так Бог дает возможности, чтобы вписать истину и милосердие в наши сердца.
Мы должны достичь такого состояния сердца, в котором будем любить истину и праведность и ненавидеть беззаконие и несправедливость. Как Божий народ, мы первые имеем возможность развить эти качества. И Господь говорит, что если мы окажемся верными в усвоении наших уроков, Он намеревается использовать нас во время тысячелетнего господства. Он намеревается сделать нас судьями мира – его правителями, учителями.

ИУДЕЙСКИЙ ЗАКОН ПОЛЕЗЕН ХРИСТИАНАМ

Слова нашего второго стиха были адресованы еврейскому народу, а не христианам, так как в то время, понятно, еще не было христиан. Они не выглядят пророческими, но являются предостережением для народа. Очевидно, иудеи считали, что Господь требует слишком много от них, а если так, то они чувствовали, что не должны воспринимать Закон слишком серьезно. Господь сводит весь вопрос к конкретной формулировке: Что требуется от тебя? Только эти три вещи, а именно: вести себя справедливо, любить милосердие и ходить смиренномудренно перед твоим Богом. Это, по-видимому, и есть общий итог Закона.
Господь наблюдал, как близко Израиль живет к требованиям Закона. В соответствующее время Он решил дать им обещанный Новый Завет, который заберет из плоти каменное сердце и даст сердце плотяное, делая их мягкосердыми. И если они будут ходить так, как того требует Закон, будут вести себя справедливо, любить милосердие и ходить смиренномудренно перед Богом, они, равным образом, получат благословение.
Хотя этот Закон был дан только евреям, однако принципы, которые он прививает, касаются всего мира. От каждого, кто хотел бы занимать то или иное положение перед Господом, требуется вести себя справедливо, любить милосердие и ходить смиренно. Поэтому каждое требование Закона, которое дает христианину представление о Божьих критериях, полезно для него. Оно показывает ему критерии совершенства. Но критерий христианина превосходит критерий Закона. Закон является лишь расширением Золотого Правила: “Делайте другим так, как вы бы хотели, чтобы они делали вам. Будьте справедливы к другим, если хотите, чтобы они были справедливы к вам. Будьте милосердны к другим, если хотите, чтобы они проявили милосердие к вам”.
Рассуждая над этими качествами и взвешивая, которое из них поставить первым, мы приходим к выводу, что в нашем поведении с другими мы не можем даже на миг подумать о том, чтобы отдать меньше, чем требует справедливость. Правда, мы можем быть милосердными настолько, насколько позволяют обстоятельства. Но думать надо прежде всего о справедливости. Конечно, в наших требованиях к другим мы, как уже было сказано, не можем рассчитывать на полную справедливость. Помните, что вся человеческая семья несовершенна. Если, по Божьей благодати, мы способны быть более справедливыми или милосердными, чем принято в целом, то это возможно лишь благодаря Божьему Духу.

БОЖИЙ КРИТЕРИЙ ПРАВЕДНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Ходить смиренно перед Господом означает находиться в таком состоянии ума, в котором мы можем учиться у Него, можем воспринимать Его доброту и собственную малозначительность, можем принимать каждое указание, которое Он посылает. Хотя Бог создал наш род по Своему образу, мы в значительной степени потеряли этот образ. Поэтому надо быть очень смиренными во всем и готовыми учиться всему.
Сравнивая Божьи требования к Израилю, как они представлены в стихе, с Его требованиями к Церкви, мы можем сказать, что Бог не требует от Церкви большего. Это то, что справедливость может требовать от каждого создания. Особенность положения Церкви в том, что оно не исходит из требования, а является привилегией. Но мы видим, что в Церкви действует более возвышенный принцип, чем тот, который находился в Законе, а именно, принцип жертвования. Как Иисус любил Отца и праведность и пожертвовал Своей земной волей, земными амбициями и привилегиями, так Он дал пример нам, чтобы мы следовали за Ним. От Него не требовалось ничего сверх справедливости, но разрешалось сделать больше. Так и с Церковью. От нас не требуется ничего сверх справедливости, но разрешается сделать больше. Если мы представляем наши тела в живую жертву и верны до конца, Господь причислит нас к тем, кому Он пожелает дать, к тому же очень скоро, славное Царство, о котором мы молимся.

РАЗНЫЕ СТЕПЕНИ ЛЮБВИ

С тех пор как мы добровольно вошли в это состояние жертвования, оно становится для нас рабством, потому что мы дали обеты и теперь связаны этими обетами. Мы обещали отдавать свою жизнь, следуя призыву: “Соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве”. Господь по-прежнему не требует от нас того, что превосходит справедливость. Но Он ждет и надеется увидеть, в какой степени мы будем верны требованиям нашего Завета. Если мы жертвуем собой с Иисусом, то станем сонаследниками с Ним. При своем посвящении мы взяли на себя Его иго. Можно ли вернуться назад и получить привилегию Реституции? Нет, мы отказались от нее полностью! Единственное, что нам остается – выполнять наш Завет Жертвы, потому что бунт против этого Завета будет означать Вторую Смерть, вечное уничтожение.
Есть разные степени любви. Степень, к которой мы посвятились, это жертвенная любовь, которая превосходит то, что справедливо по отношению к брату, соседу или врагу. Это любовь Бога, всепоглощающая и всеобъемлющая.
Все согласятся, что требования упомянутых стихов очень разумные. И Бог не может требовать меньше от тех, кто учится, чтобы в будущем судить мир, однако все эти черты, перечисленные пророком, содержатся в одном слове – Любовь. Любовь требует обращаться справедливо с нашими ближними, с нашими братьями, с нашими семьями, с собой; воспитывать в себе умение ценить права других – их физические права, их моральные и интеллектуальные права, их свободу, поскольку, если мы их ценим, мы ни в коем смысле слова не будем пытаться ограничивать их или отрицать. Кроме того, Любовь ведет нас к духу жертвы, который охотно отдает саму жизнь за братьев.

R5309 (1913 г.)