ОТЧЕТ РАЗВЕДЧИКОВ
Числа 13: 1-3, 17 до 14: 25
“Если Бог за нас, кто против нас?” (Римлянам 8: 31)

Первое путешествие израильтян было из Египта к горе Синай, где они пребывали около года. Их второе путешествие началось после назначения семидесяти старейшин и после того, как Мариам вернулась в лагерь. Начало путешествия сопровождалось определенной церемонией – трублением серебряных труб, столпом облака и огня впереди, а также обращением Моисея: “Восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя”. Это был утренний клич израильтян; а вечером, когда сонмы Израиля готовились к ночному отдыху, Моисей молился: “Возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым”. Другими словами, “Будь с нами”.
Их путь вел безлюдной, неплодородной пустыней, выжженной солнцем, которая очень отличалась от равнин Синая, где они восстановили силы и отдохнули. Дорога к Кадеш-Барнеа, у границ земли Ханаан, простиралась приблизительно на 160 миль. Ее сопровождали неизвестные опасности – змеи, кочевые отряды арабов, отсутствие воды и так далее. Израильтяне с женщинами, детьми, имуществом, скотом, овцами и т. п., вынуждены были передвигаться медленно. Путешествие, по-видимому, заняло один или два месяца, пока они не прибыли на место во время первых спелых кистей винограда – в июле.
Кадеш-Барнеа, первый пункт назначения, был живописной местностью, хорошо наводненной, чем разительно отличался от пустыни Паран. Здесь они отдохнули и набрались сил, обращая свой взор к северным горам, к своей Земле Обетованной, поскольку находились у ее южных границ.

КОЛЕБАНИЯ ИЗРАИЛЬТЯН

Моисей, полный веры, предложил идти дальше – войти в землю Ханаан, Землю Обетованную. Он уже проявил веру в Бога, Который показал Свою милость к ним всевозможным образом: освободил из Египта; перевел через Красное Море; опреснил воды в Мерре; дал победу над врагами, амаликитянами; послал манну, а затем и куропаток; проявил к ним милость, заключив Завет у горы Синай; показал Свое присутствие с ними в Палатке и в столпе облака днем и в столпе огня – ночью.
Но израильтяне колебались. Они совершенно не умели воевать. У них был небольшой опыт стычки с амалекитянами возле горы Синай, когда они уступали, пока Бог не помог им: когда руки Моисея были подняты вверх в молитве за них. Осторожность одолела веру. Они уговорили Моисея послать двенадцать разведчиков. Те, по-видимому, были разделены и пошли с двумя проводниками – Халевом и Иисусом. Одна группа прошла всю землю и вернулась через сорок дней; другая прошла более короткий путь и вернулась раньше. Разведчики были осмотрительными и представили достойный доверия отчет о земле, говоря, что ее города имеют высокие стены и их трудно будет захватить, особенно без надлежащего военного снаряжения. Они сообщили также, что видели исполинов – по-видимому, кого-то из тех семей, из которых потом был Голиаф, убитый Давидом в сражении. Отчет этих десяти назван плохим, потому что они изложили дело с точки зрения трудностей, в отличие от отчета, сделанного Халевом и Иисусом, названного хорошим, потому что он вселял уверенность. Эти двое отметили наиболее положительное – плоды, урожайность края, вспомнили мед. Их отчет сопровождала вера, тогда как первый сопровождали опасения, поскольку он не учитывал божественного провидения и руководства.
Разведчики должны были считать себя скорее теми, кто должен узнать о путях и средствах, как войти в землю Ханаан, чем теми, кто должен решать возможно ли туда войти. Все возможности уже были учтены Божьими обетованиями, поэтому Халев и Иисус проигнорировали первый отчет. Если Бог сумел освободить их от египтян и амалекитян, сумел дать им воду в пустыне и хлеб с неба, то, безусловно, Он способен сделать все необходимое, чтобы выполнить Свое обетование, чтобы ввести их в обладание Ханааном.

УРОК ДЛЯ ДУХОВНЫХ ИЗРАИЛЬТЯН

Духовные израильтяне могут извлечь для себя различные уроки из того, что постигло образный народ. Если смотреть с личной точки зрения, то можно увидеть, что каждый христианин имеет особенное приглашение от Всевышнего войти в отдых Ханаана и получить благословение, обещанное Господом. Он покидает сатану и мир, представленных фараоном и египтянами. Верою он принимает твердое решение оставить противника ради праведности и послушности Богу, благодаря провидению и руководству Которого он приходит к месту, где заключает Завет.
С тех пор он как Новое Творение путешествует дальше, окруженный трудностями пустыни, пока не становится искусным воином креста. Здесь он осознает новую жизнь, новые перспективы, находящиеся перед ним, которые отвечают Божьим обетованиям. Ему следует немедленно с верой и отвагой войти и завладеть всеми хорошими вещами духовной жизни.
Враги земли символизируют слабости плоти и сопротивление падшей природы. Их надо победить. В меру того, как он побеждает их, он входит в наследство, обещанное Господом, овладевает им и радуется ему. Некоторые делают это быстро, благодаря вере; другие задумываются над трудностями и, к сожалению, слишком часто попадают в отчаяние, боязнь, неверие и сетование, нередко сожалея, что они оставили мир, и не прочь вернуться назад.
Оба отчета разведчиков представляют разные точки зрения, с которых можно смотреть на обетования Бога. Для глаз веры все является возможным, зато для глаз неверия все вещи на пути к завоеванию плоти становятся невозможными. Так в путь, и завладеем Землей! Будем мужественны и будем сражаться! Бог с нами и даст нам победу, если мы проявим надлежащую веру!

ПОДДЕРЖИВАЕТ ЛИ БОГ ВОЙНУ?

Усваивая этот урок и помня, что израильтяне напали на землю, находившуюся во владении других, что вторжение означало гибель многих израильтян, а также жителей Ханаана, многие недоумевают: “Вряд ли стоит верить тому, что Бог дал такой приказ Моисею и израильтянам”. Они говорят: “Сравните это со словами Писания, что Иисус является Князем Мира, и что Бог «прекращает брани до края земли»”. Агностики спрашивают: “Как это согласовать? Где справедливость того, чтобы отправить израильтян отнять землю у жителей Ханаана и даже убить их? Ведь, согласно некоторым стихам Писания, они должны были напрочь искоренить все народы земли – хананеев, хеттеев, ферезеев, иевусеев и прочих”.
В ответ мы говорим, что для понимания Библии мы должны смотреть на это с библейской точки зрения, а не с точки зрения наших вероучений, сформулированных в Средневековье, с точки зрения наших собственных несовершенных суждений. Библия является последовательной, замечательной, Богоподобной лишь тогда, когда мы рассматриваем вещи в ее собственном свете.
Прежде всего мы должны помнить, что Библия полностью отрицает теории наших вероучений, которые говорят, что все убитые хананеи пошли прямо в вечность мучений и там страдают, так как не познали истинного Бога и Иисуса Христа, Которого Он послал стать Спасителем. Библия говорит, что эти народы и все люди в мире являются детьми Адама и гибнут по причине смертного приговора. Когда они умирают, то уже не являются живыми. Они мертвы. Умерли ли они от мора или от голода, или от чахотки, или от пневмонии и т. п., все равно. Они пострадали от приговора, вынесенного Богом: “Смертью умрешь” (Быт. 2: 17).
Поэтому нет разницы в том, как мы умираем, и сколько это длится – долго или коротко. В случае амаликитян и других народов Ханаана Бог огласил, что их беззаконие наполнилось. То есть, Божественная Справедливость решила, что для них жить дальше не будет пользой ни для них самих, ни для кого-то другого. Они стали бременем для земли.
Бог употребил израильтян как образный народ, через который давал образы и тени будущих благ. Он собирался отдать Ханаан Израилю и этим предоставить еще один образ того, как противообразный Израиль войдет в противообразный Ханаан и завладеет им. Уничтожение людей земли должно было иллюстрировать уничтожение дел плоти и дьявола, которое Его народ должен провести в себе, если стремится вести доброе сражение веры и побеждать плохие наклонности, укрепившиеся в его собственной плоти.

С ХАНАНЕЯМИ НЕ ПОСТУПИЛИ НЕСПРАВЕДЛИВО

Хотя справедливость не обязывает Бога давать кому-либо вечную жизнь, Он решил так сделать. Для этого Христос уже умер за грехи всего мира с хананеями включительно, а также с израильтянами. Без этого Плана искупления весь род погиб бы под смертным приговором. По Божьей благодати, однако, мы не должны погибнуть, а должны освободиться от смертного приговора. Итак, читаем: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб” (Иоан. 3: 16).
Как весь мир попал в состояние смерти через неповиновение одного человека, так все должны спастись от состояния смерти через повиновение Одного, “человека Христа Иисуса, Который отдал Себя как выкуп за всех” (ВоП). “Как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых”. “Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут”, – Церковь как Начатки (1 Кор. 15: 21, 22; Отк. 20: 6).
Словом, Божье предложение заключается в том, что Мессианское Царство, члены которого сейчас выбираются из мира, – Церковь, Невеста, – будет в течение тысячи лет вместе с Искупителем благословить, поднимать и восстанавливать все народы земли из греха, деградации, смерти, могилы.
Иисус объясняет, что содомляне будут принадлежать к классу, который будет восстановлен в процессе воскресения. Также хананеи пройдут реституцию (Иез. 16: 55; Мар. 6: 11; Деян. 3: 19-21).

УШИ ГЛУХИХ ОТВОРЯТСЯ

Божье благословение можно будет получить не иначе, как через веру в Господа Иисуса как Искупителя. Но обетование Бога в том, что Он, как истинный Свет, просветит “всякого человека, приходящего в мир”. Хананеи, содомляне и все люди, жившие до Иисуса, должны иметь такую же возможность, как другие, услышать Послание о Божьей милости – возможность поверить в Иисуса, Искупителя, и повиноваться Его голосу.
То же самое будет применимо ко всем язычникам настоящего времени, а также к миллиардам тех, кто жил от дней Иисуса доныне. То же самое будет касаться большого количества язычников, живших в христианских землях, но глаза и уши которых были закрыты сатаной – ложными учениями, – и они не могли ни понять, ни оценить Послания Божьей Любви. Священное Писание утверждает, что все слепые глаза отворятся и все глухие уши услышат, и что знание о славе Бога наполнит всю землю.
Церковь под главенством Иисуса является Духовным Семенем Авраама. Через нее придет тысячелетнее благословение Мессианского Царства для каждой нации, каждого народа, племени и языка (Гал. 3: 29).
Все люди должны спастись от наказания смерти Адама. Все должны иметь полную возможность познать Спасителя и принять Его. Со знанием придет ответственность. Кто добровольно и сознательно отвергнет благодать Бога и изберет грех вместо праведности, тот будет считаться злостным грешником, недостойным вечной жизни или дальнейшей милости Бога. Такие, как говорит Библия, умрут Второй Смертью. Из нее уже не будет искупления, потому что Христос больше не умирает. Следовательно, из нее уже не будет воскресения. Как говорит св. Павел, они будут наказаны вечным уничтожением (2 Фес. 1: 9). По словам св. Петра, они погибнут как бессловесные животные (2 Пет. 2: 12).
Нынешняя жизнь не является концом надежды ни для кого, кроме пришедших к ясному знанию о Боге и избравших грех с полным сознанием. Что касается других преступлений, Библия утверждает, что все они получат справедливое наказание: “Что посеет человек, то и пожнет”. Но ужасное учение о вечных мучениях, которое увело стольких от Бога и Библии, не является библейским учением, а частью того, что св. Павел называет “учениями бесовскими” (1 Тим. 4: 1).

R5313 (1913 р.)