ПРИЕМЛЕМОЕ И НЕПРИЕМЛЕМОЕ ПОКЛОНЕНИЕ
“Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Иоанна 4: 24).
Поклонение – это внешнее проявление почета к святым вещам, которые нравятся Богу, сделанное должным образом и из правильных мотивов. Понятно, можно принять позу поклонения, но не поклоняться так, как это приемлемо для Бога. В Своем разговоре с самарянкой наш Господь говорит о способе поклонения, который Отец готов принять. Кто-то может поклоняться, склоняясь до самой земли, но при этом не нравиться Отцу. Поэтому Господь отмечает, что приемлемым является поклонение, принесенное Богу в Духе и Истине.
Наш Господь делает разницу между поклонением в Духе и поклонением в Истине. Мы можем иметь Истину и знать многое о Господе, но если мы не приходим к Нему в Духе – в надлежащем состоянии сердца, – наше поклонение не будет приемлемым, несмотря на то, сколько мы можем знать. С другой стороны, человек может быть язычником и при этом иметь большую меру Духа поклонения, но он не может приемлемо поклоняться, если не имеет Истины. Возьмите для примера сотника Корнилия. Он часто молился и давал щедрую милостыню нищим, но при этом был язычником. У него было настоящее стремление сердца приблизиться к Богу, но Бог не принимал его в то время. Почему? Потому что он не имел Истины и не мог ее принять до определенного времени для язычников. Но, видим, когда пришло время, этот язычник первый принял от Бога знание Истины и мог поклоняться не только в Духе, но и в Истине. Он получил заверение, что теперь его молитвы приняты Богом.
Истина, посланная Корнилию, является той важной вещью, которую мы все должны иметь, чтобы приблизиться к Богу и быть принятыми. Истиной, обязательной для Корнилия, было то, что он грешен, что Бог позаботился об Искупителе в лице Иисуса, о возмещении за грех. Он узнал, что, становясь последователем Иисуса и стремясь выполнять Божью волю, он, как объяснил Иисус, будет в единстве с Божьим порядком. В этом заключалась большая Истина, о которой узнал Корнилий. Он получил Святой Дух и вошел в семью Бога.
Тот же принцип действует сегодня. В языческих землях есть люди, которые имеют Дух поклонения, но без Истины об Иисусе. А человек должен знать эту Истину, прежде чем может поклоняться Богу как положено.
Так было с самарянкой, к которой были обращены слова нашего стиха. Самаряне была язычниками, которые поклонялись Богу на горе Гаризим, горе Самарии. Им было радостно от того, что Бог является их Богом. Когда самарянская женщина спросила Иисуса, она сказала: “Мы поклоняемся Богу на горе Самарии, а вы, иудеи, говорите, что единственное место для поклонения Богу находится в Иерусалиме”.
Иисус, объясняя ей, сказал, по существу, следующее: “Вы поклоняетесь сами не знаете чему, а мы, иудеи, знаем Истину об этом, знаем, чему поклоняемся. Мы, иудеи, можем поклоняться Богу под Божественным Заветом, заключенным с нашим народом; мы имеем привилегию приходить к Богу в молитве, и Бог слышит наши молитвы и отвечает на них. Мы поклоняемся так, как повелел Бог”. Он мог бы добавить: “Многие из вас имеют дух поклонения, но у вас нет Истины”. Самаряне могли стать иудеями-прозелитами, но они не видели в этом необходимости и не становились ими.
Во время Евангельского века мы имеем привилегию через Христа стать сонаследниками с Ним. Некоторые уже вошли в Божью семью. Если же мы будем приходить с Истиной, но без правильного Духа, наши молитвы не поднимутся выше нашей головы. Лишь пришедшие к надлежащей общности с Богом, как дети Отца через Иисуса Христа, нашего Господа, могут поклоняться в Духе и Истине. Они и только они получат выполнение необычайно великих и драгоценных обетований.
R5321 (1913 г.)