ПЛОХОЙ ЧЕЛОВЕК, БОЯВШИЙСЯ БОГА
ЧИСЛА С 22: 1 ПО 23: 10.
“Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих” (Иакова 1: 8).
После того как израильтяне вошли в Ханаан и были полностью признаны как Божий святой народ, казалось, что все отношения между Богом и язычниками прекращены. До этого, очевидно, Бог так или иначе признавал людей веры – например, Авраама, Иова, Мелхиседека и Валаама. Последний является центральной фигурой нынешней лекции. Валаам жил у реки Евфрат, в стране, которую оставил Авраам, придя в Ханаан. Он был известен далеко повсюду как человек, чьи высказывания, как хорошие, так и плохие, обязательно сбываются. Другими словами, его считали оракулом.
Когда царь моавитян увидел, что израильтяне побеждают всех, с кем сражаются, он сильно испугался их, хотя они не досаждали моавитянам. Он посоветовался с правителем мадианитян, а затем отправил послание за четыреста миль к Евфрату, чтобы Валаам пришел произнести проклятие против израильтян. Было предложено значительное вознаграждение.
Пророк Валаам спросил у Господа, стоит ли ему отправляться с таким поручением. Ответ был: “Нет”: Господь благословил Израиль, а не проклинал. Валаам высказал свое решение, и посланники отправились домой. Балак был еще более настойчив и послал новых посланников, занимавших более высокое положение, предлагая более высокую награду. Валаам знал мнение Господа на этот счет, но любил деньги и каким-то образом надеялся заполучить некоторую плату неправедности. Спросив во второй раз, может ли он пойти с этими людьми, он получил разрешение.
Именно в этом путешествии Валаам получил упрек от своей ослицы. Ангел Господень стал на пути в узком месте, где ослица, видя ангела, не могла пройти. Глаза Валаама не открылись, и он не видел ангела. Ослица, когда Валаам стали бить ее палкой, начала упрямиться. Даже это чудо не остановило корыстолюбивого Валаама. Он жаждал богатства и готов был на все, лишь бы получить его, останавливаясь, где придется.
Валаам был принят Валаком, царем Моава, с почетом. Он приказал построить алтари и принести жертвы Богу. Это было желание иметь вид благочестия, даже стремясь поступать вопреки Божественной воле, которую он уже знал. После принесения жертв он начал свое пророчество, которое, как надеялся царь, будет проклятием, но которое на самом деле было благословением, поскольку слова были вдохновлены Богом. Как писал св. Петр: “Изрекали его [пророчество] святые Божии люди, будучи движимы Духом Святым” (2 Пет. 1: 21.) Царь жаловался, что вместо проклятия пришло благословение. Валаам возразил, что он с самого начала сказал, что будет бессилен произнести что-либо, кроме Божественного послания.
Разочарованный царь, боясь израильтян, пытался каким-то образом применить против них черную магию. Он взял пророка на другую возвышенность и призвал проклясть по крайней мере это войско. Снова поставили алтари; снова принесли жертвы. И снова не пришло ожидаемое проклятие вместо благословения. Отчаявшись и рассердившись, царь настоял на том, что хотя бы часть должна быть проклята, и повел пророка на другое место, с которого было видно еще меньше войск. Но и в этот раз все закончилось благословениями, а не проклятиями – в третий раз.
ЧЕЛОВЕК С ДВОЯЩИМИСЯ МЫСЛЯМИ
Двоящиеся мысли пророка Валаама в полной мере проявились в его поступках, как мы это уже рассмотрели. Он хотел быть пророком Господа и говорить Его Слово в Его имени; но он также хотел богатства и почестей, которые их сопровождали. Он хотел то, что Божье провидение не сочло нужным дать ему. Добро и зло – Божий путь и путь богатства – оба были перед ним. Что он изберет всем сердцем? Он не выбрал ни то, ни другое. Он пытался получить и то, и другое – быть слугой и глашатаем Бога и получить награду за совершенно другой путь (2 Пет. 2: 15, 16).
Увы, как много во все века имели дух Валаама! Иисус предостерегал от этого духа, говоря: “Не можете служить Богу и маммоне”. Сколько убедилось в истинности слов Учителя! Сколько узнало, что Господь лишит Своих советов и общения тех, кто в своем сердце почитает беззаконие и кто, даже если он не любит служить ему, то, по крайней мере, любит его награду. Давайте вспомним, что Бог смотрит на внутренности – на сердце. Давайте вспомним, как было написано об Иисусе: “Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой [R5323] елеем радости более соучастников Твоих” (Пс. 44: 8).
В отношениях Бога с нашим Искупителем Он показал пример принципов Своего праведного правления. Человек с двоящимися мыслями ненадежен во всех отношениях – не угоден Богу, не приемлем для Него.
СЕРДЦЕ С СОКРОВИЩЕМ
Учитель сказал: “Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше”. Те, кто привязывается чувствами преимущественно к земным вещам, с трудом избегают ловушек, связанных с ними. Единственный безопасный путь Валаама заключался в преданности Богу всем сердцем. Зная мысли Господа об этом, он должен был довольствоваться ими и в полной мере отвергать всякое предложение, направленное в другую сторону. Князьям, принявшим второе предложение царя Валака, следовало учтиво, но твердо сказать, что Божественная воля – закон для пророка Валаама; что он ни на минуту не допустит мысли противоречить Божественной воле; что деньги, богатство и почести в качестве стимула пойти против воли Бога будут оскорблением. Пусть каждый из нас применит этот урок в жизненных делах. Пусть Бог будет первым в наших сердцах, а также в наших словах и поступках.
Но если Валаам, попав в заблуждение, пошел так далеко, что отправился в путь с надеждой каким-то образом получить награду нечестия, то он должен был прийти в себя после происшествия с ослицей. Даже ослица знала, что лучше не пытаться идти наперекор Высшей Силе. Очевидно, что большая сила ума и отвага человечества по сравнению с животными могут быть использованы с большой пользой.
Мы видим, что сердце Валаама заблуждалось. Он по-прежнему оставался пророком, но переставал быть святым пророком с каждой минутой, когда заигрывал с соблазнительным богатством, наградой за неправедность. Увы, его разум испортился, развратился от любви к деньгам! Хотя внешне он все еще оставался верным Богу, не произнося ложного послания, внутренне его согласия с Богом уже не существовало. Зараза, возникшая из крохотного желания получить деньги, быстро распространилась, пока не поглотила все благородное и истинное в этом человеке. Гниль, порча, начавшаяся в его сердце, подобно болезни в сердцевине красивого яблока, распространялась до тех пор, пока не осталось ничего, кроме внешней формы.
Исповедующий Бога человек погряз в трясине греха в своем желании получить предложенное Валаком богатство. Он сказал царю: “Мне не позволено проклинать Израиль, потому что он благословлен Господом. Но я объясню тебе, что благословение Господа с ними, потому что они – Его посвященный народ, находящийся в отношениях завета с Ним, стремящийся повиноваться Его Закону. Единственный способ, которым ты мог бы навлечь проклятие на Израиль, – это вынудить его к соблазну неповиноваться Богу”.
Следуя совету Валаама, царь Валак поговорил с начальниками мадианитян и настоял, чтобы жены и дочери влюблялись в израильтян и приобщали их к развратным религиозным обрядам, практикуемым мадианитянами. В какой мере им удастся вовлечь израильтян в грех и идолопоклонство, в такой мере проклятие Закона Израиля падет на Израиль. Грустно признать, но верно, что знание – опасная вещь для тех, кто злоупотребляет им! Сегодня так же верно, что никто не может стать таким успешным орудием сатаны, как имеющие некоторое знание о Боге!
БОГ ПОЗВОЛИЛ ТАКОЙ УРОК
Бог мог воспрепятствовать всем этим козням, как может воспрепятствовать злым делам и планам сегодня. Но Он позволил событиям идти своим чередом, и таким образом был преподан великий урок как для того времени, так и для настоящего и промежуточного времени. Замысел был успешным. Некоторые из жен и дочерей начальников мадианитян прельщали некоторых начальников Израиля к прелюбодеянию, поклонению идолам и оргиям. После этого среди израильтян, согласно их завету с Богом на Синае, на Гевале и Гаризиме, началась язва.
Завет Бога с Израилем заключался в том, что, пока они будут верны Ему и Его Закону, их враги не смогут одержать над ними победу. Они должны быть Его народом. Они будут иметь благословение во всех своих земных интересах. Но если они будут пренебрегать Его уставами и заниматься идолопоклонством, Он наведет на них различные язвы. Такой способ не только давал им наказание за их неправильные поступки, но и служил уроком, предупреждением, чтобы удержать их от излишеств, распространенных среди язычников.
Мы должны помнить, что смерть тысяч израильтян в таких случаях была полным наказанием за их грех. Они не попали в ад вечных мучений, а просто уснули, ожидая лучшего Дня Мессии, антитипа Моисея, когда они пробудятся от сна смерти и обретут полное, ясное знание тех вещей, которыми наслаждались тогда только образно.
Бог не только наказал израильтян в соответствии с условиями их Завета Закона, но также наказал мадианитян и Валаама. Под Божественным руководством Моисей призвал по тысяче вооруженных мужей из каждого колена. Эта армия полностью уничтожила мадианитян как народ, включая пророка Валаама, который, чтобы получить вознаграждение за свои гнусные советы, очевидно, остался наблюдать за делами беззакония.
Наш прославленный Искупитель в Своем последнем послании к Церкви предсказал, что некоторые из Его последователей будут подражать Валааму и ради земной выгоды будут ставить камни преткновения на пути братьев. Предполагается, что блудодеяние и ложное поклонение будут на более высоком уровне, чем те, о которые преткнулся буквальный Израиль, поскольку все другое в этой христианской эпохе также является антитипичным.
ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ПРОРОЧЕСТВО ВАЛААМА
Несколько отрывков из пророчества Валаама очень поразительны по своему исполнению. Например:
“С вершины скал вижу я его,
И с холмов смотрю на него:
Вот, народ живет отдельно
И между народами не числится”.
* * *
“Проклинающие тебя – прокляты;
Благословляющие тебя – благословенны”.
* * *
“Вижу Его, но ныне еще нет...
Восходит звезда от Иакова
И восстает жезл от Израиля...
[Происшедший] от Иакова овладеет”.
Конечно, мы видим, как исполнилось высказывание, что Израиль будет отделен от всех других народов. Какой еще народ того времени сохранил свою самобытность?
Насколько верно утверждение, что те, кто проклял Израиль или сделал ему вред, сами навлекли на себя беду! Окидывая взором весь мир, мы видим, что каждый народ, который плохо обращался с Израилем, получил суровое наказание или поражение. Напротив, Великобритания и Соединенные Штаты, народы, которые благословили иудея, в свою очередь получили большие благословения.
Строки, относящиеся к Царству Мессии, одинаково верны. Жезл действительно восстал от Израиля. Тот, Кто будет владычествовать на земле, является потомком Иакова по плоти. Как яркая и утренняя Звезда, Он ведет к славному восходу солнца – рассвету Мессианского Дня, который рассеет ночь на земле и принесет благословения вместо проклятия.
R5322 (1913 г.)