“БУДЕМ ВНИМАТЕЛЬНЫ ДРУГ КО ДРУГУ”
РИМЛЯНАМ 14: 7-21
“Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается” (Римлянам 14: 21).
Эта лекция является, пожалуй, одним из самых убедительных призывов в Библии в пользу полного воздержания от спиртных напитков. Правда, она обращена только к христианам, как и весь Новый Завет. Тем не менее, те, которые не стали последователями Иисуса, могут оценить приведенный аргумент, и ко многим из них он промолвит – не на основе самых высоких христианских критериев, а исходя из требований Золотого Правила.
Многие, по всей вероятности, будут считать, что не нужно делать разницы между Золотым Правилом, как признанным критерием для всего человечества, и христианским правилом жизни. Но это не так. Золотое Правило [R5324] – делать другим так, как мы бы хотели, чтобы делали нам, – является простым правилом справедливости. Все должны его признавать. Все должны его придерживаться, и никто не может этому возразить.
Правило христианской жизни, как учил Господь и показывал на собственном примере, гораздо требовательнее, чем Золотое Правило, касающееся всех людей. Ставшие последователями Христа, разумеется, подлежат Золотому Правилу, но они также добровольно вошли под более строгое правило. Их Завет с Господом предусматривает выполнение Его воли – праведное поведение, – и они всегда готовы пожертвовать всем и даже самой жизнью. Именно это имел в виду апостол, когда говорил, что Христос не угождал Себе. Хотя Его воля была совершенной, Он отказался от Своих прав, привилегий, свобод ради того, чтобы служить человечеству и этим положить основу для выполнения славных замыслов Небесного Отца для нашего рода.
Нынешний призыв Церкви обращен к тем, у кого “те же мысли, что и во Христе Иисусе” (Кас.). Это призыв для тех, кто жертвует собой. Св. Павел говорит: “Так умоляю вас, братья, милосердием Божьим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего” (Рим. 12: 1). Это жертвование не должно проводиться бездумным или бесцельным образом. Мы не должны жертвовать правильными и хорошими вещами с единой целью страдать. Правильные и хорошие вещи должны приносить нам радость, разве что Бог откроет наши глаза, чтобы видеть привилегии и возможности для самоотречения, что позволит нам продвигать Его Дело и прислуживать благодатью и истиной тем, за кого Христос умер.
“ИБО НИКТО ИЗ НАС НЕ ЖИВЕТ ДЛЯ СЕБЯ”
Давайте сначала рассмотрим нашу лекцию с точки зрения посвященного народа Бога, а потом тех, кто любит праведность, но еще не присоединился к Господу и Его верной горстке последователей, жертвующих собой.
Что касается мира, то люди живут для себя и умирают для себя. То есть, их собственные интересы находятся для них на первом месте. Упомянутые слова могут касаться только Христа и Церкви, потому что никто другой, кроме них, не заключил такого Завета самоотречения, отдавая настоящее со всеми его привилегиями и интересами взамен за обетование духовной жизни впоследствии, в воскресении.
Все они, на условиях своего Завета, должны жить для Господа, чтобы выполнять Его волю, а не собственную, чтобы служить Ему, а не себе, чтобы отдавать жизнь, подвизаясь добрым подвигом против греха. Все они, умирая, умирают для Господа в том смысле, что считаются членами Тела Христа, каждый член которого должен умереть для плоти, прежде чем все укомплектованное Тело может быть прославлено за завесой. Следовательно, к ним относятся слова: “Потому, живем ли или умираем, – [всегда] Господни”.
Если так, то христианин не должен иметь собственной воли в том, что он живет или умирает, или в любых других делах. Все следует полностью подчинить и поручить великому Главе Церкви. Смерть Христа за всех является достаточной не только для мертвых, но и для живых. Тот, кто признает Его и полностью посвящен Его службе, полностью доверяет Ему в жизни и смерти.
Апостол затем показывает, что составляющие Церковь, которая есть Тело Христа, не должны судить друг друга, потому что весь суд передан Главе, Искупителю всех. Каждый, принятый сейчас как член Церкви, должен окончательно выдержать проверку со стороны Главы Церкви, потому что наше нынешнее членство в Его Теле является испытательным. Преданность, верность Главе Церкви сегодня принесет нам в конечном итоге членство в Его славном Теле, Церкви за завесой, в качестве сонаследников в Царстве, Его Невесты.
Итак, аргумент апостола в том, что мы должны избегать осуждать друг друга и довольствоваться тем, чтобы как можно лучше ободрять друг друга. Если написано, что каждое колено склонится перед Богом и каждый язык признает Его, то это означает, что наш окончательный отчет как членов Церкви Христа будет перед Богом, то есть перед нашим Господом Иисусом как Его Представителем.
ИТАК, ДАВАЙТЕ СУДИТЬ СЕБЯ
Еще один аргумент апостола: вместо того, чтобы судить, осуждать сочленов посвященного Тела, мы должны быть полны сочувствия к ним. Мы должны осознавать, что в полной мере не знаем их испытаний, трудностей, их окружения, унаследованных особенностей. Это должно сделать нас очень сочувствующими ко всем братьям. Наше острое чувство справедливости, наша любовь к праведности, наша ненависть к беззаконию должны найти свое главное проявление в самокритике, в желании не делать ничего, от чего брат бы претыкался – ничего, что обескуражило бы брата или подтолкнуло его к тому, чтобы отпасть от веры и дел, требуемых Господом.
Какой чудесный урок: воевать, скорее, с собой, чем с врагами! Как легко многим оправдывать собственные слабости в то самое время, когда они придирчивы и критичны к недостаткам других! Господь предостерегал Свой народ от такого поведения: “Ибо каким [какого рода] судом судите [брата], таким будете судимы [Господом]” (Матф. 7: 2).
Если вы слишком критичны и хотите мерить других полным мерилом совершенства, то это свидетельствует о том, что вы признаете высокое мерило, и это ваше признание позволяет Господу мерить вас тем самым высоким мерилом. Если бы мы помнили, что милостивые будут помилованы, мы бы с радостью проявляли чрезвычайное милосердие к другим, чрезвычайную снисходительность в вынесении суда и упрека, надеясь, что Господь будет столь же снисходительным к нам (Иак. 2: 13).
Этим Господь не устанавливает низкого критерия и не хочет, чтобы Его народ думал легкомысленно о собственных слабостях и неудачах, а также слабостях и неудачах других. Он, наоборот, устанавливает высокий критерий любви, сострадания, доброжелательности. В Божьих глазах главной является Любовь. Поэтому каждый, в ком любовь и сочувствие достигли наивысшего развития, может считаться Господом высоко развитым в том, что наиболее важно в Его глазах, наиболее важно для места в Его посредническом Царстве.
НЕТ В СЕБЕ САМОМ НИЧЕГО НЕЧИСТОГО
“Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого [лишенного святости]”, – пишет апостол. Он имеет в виду загрязнение не одежды или тела, а еды, которая должна была стать для иудея несоответствующей, церемониально нечистой. Иными словами, хотя иудею было запрещено употреблять в пищу мясо свиней, кроликов, устриц и т. п., суть не в том, будто эта пища делала его действительно нечистым или плохим в Божьих глазах. Нет. Эти ограничения были наложены как испытание его преданности и послушания Богу, так же как запретный плод Едема был с тех пор нечистым для Адама и Евы.
Аргумент апостола в том, что иудея, который умер для всех надежд получить вечную жизнь через соблюдение Завета Закона и присоединился ко Христу, ограничения Завета Закона более не обязывали. Понятно, что к язычнику, который никогда не был под Заветом Закона, его ограничения, когда он принял Христа, также не имели никакого отношения.
Заложив такую ??широкую основу, апостол отмечает, что если тот или иной человек настолько изменит свое умственное видение, что решит, что он находится под ограничениями, он будет отвечать согласно своему пониманию, своему суждению по этому поводу. Если, например, христианин решил, что он должен избегать есть свиное мясо, эта мысль в его уме становится обязательством, и для него нарушить собственную совесть означало бы добровольно, сознательно совершать грех, поскольку было бы злом делать то, что он считает злом, какой бы безобидной эта вещь не была бы сама по себе.
Теперь переходим к заключительному аргументу. Кто-то, осознавая собственную свободу, как это делал апостол, может есть свободно, как ему угодно, безо всякого упрека со стороны своей совести или в Божьих глазах. Но нужно принимать во внимание другого брата, который еще находится во тьме относительно своей свободы: его нельзя заставлять нарушать собственную совесть. Скорее брат, чей ум просвещен, должен уступить другому и воздержаться от использования своей свободы, чтобы не искушать брата к нарушению его совести.
Этот вопрос еды церемониально нечистого мяса или теоретически нечистого мяса, после того как им потрясали перед идолом, больше не является актуальным для христиан, поскольку общее знание на эту тему получило большое распространение.
Особое применение упомянутой лекции к христианам существует еще в другом направлении. Например, представим себе, что брат привык с детства пить пиво и т. п. и убежден, что это не наносит ему никакого вреда. Но, допустим, есть определенное число братьев, не столь крепких как он физически и умственно, которые не могут употреблять спиртных напитков без вреда для себя; и, допустим, что пример пьющего брата продолжает быть соблазном для других. Как ему поступать дальше?
Аргумент апостола, кажется, в том, что брат, сильный умственно, нравственно и физически, должен с радостью воздерживаться от чего-либо, что станет преткновением для его брата или для другого, на кого он имеет влияние. “Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер” (Рим. 14: 15). Если Христос возлюбил мир настолько, что оставил Свои небесные богатства и славу, чтобы умереть за грешников, то разве мы не должны, по мере наличия в нас Его Духа, с радостью отдавать свою жизнь за братьев, как к тому везде поощряет апостол? Если [R5325] так, то не должны ли мы с еще большей готовностью отказываться от использования сравнительно незначительных свобод ради нашего более слабого брата, за которого умер Христос? Это убедительный аргумент. Кто может его опровергнуть?
“Да не хулится ваше доброе”. Ваше знание, ваше оценивание свобод – это хорошая вещь, желанная, однако вы должны научиться так распоряжаться этой свободой, чтобы никто не истолковал это неправильно и не подумал, что вы делаете плохо. Лучше воздержаться от ваших свобод, оберегая других от соблазна, слишком большого для них, и увеличивая ваше влияние через верное воздержание от всего, что может показаться злом в глазах других, независимо от того, каким бы правильным это не было в ваших глазах и каким бы верным не было ваше собственное толкование Божественного Закона на этот счет.
“НЕ ПИЩА И ПИТЬЕ”
Апостол добавляет еще один аргумент (стих 17). Он отмечает, что польза, связанная с нашим членством в зачаточном Божьем Царстве, заключается не только в больших привилегиях и свободах есть и пить, но прежде всего в праведности, мире и радости в Святом Духе, которые принадлежат нам, поскольку мы являемся членами этого класса Царства на испытании. Тот, кто служит Христу таким образом, весьма угоден Богу и имеет одобрение людей. “Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает”.
Применение Золотого Правила в мире, видимо, решило бы многие вопросы настоящего времени. Тем, кто слабее вас, делайте своим увещеваниями и примером все то, что вы бы хотели, чтобы они делали вам увещеваниями и примером, если бы вы сами были слабее, а они – сильнее.
R5323 (1913 г.)