ЧТОБЫ ПОБЕЖДАТЬ, НЕОБХОДИМО МУЖЕСТВО
“Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!” (Псалом 30: 25).
Священное Писание везде поощряет Господний народ быть полным веры, надежды, уверенности, доверия. Когда мы смотрим на мир, то видим особые причины, почему так должно быть. Большинство людей в мире наполнено страхом, плохими предчувствиями, недоверием, тревогой. По той же причине люди не способны использовать как можно лучше свои возможности. Они знают о западнях греха и затруднениях в разных направлениях, поэтому имеют все основания не доверять, бояться.
Но Господний народ вошел в особое родство с Господом, а Господь – с ним. Господь заверил, что будет присматривать за его делами, и не делал бы этого, если бы такого родства не существовало. Поэтому Господний народ должен надеяться на Него, доверять Ему. Он должен считаться с тем, что Господь сказал, и мужественно держаться мысли, что его дела находятся под Господним присмотром.
Божий народ оставил мир и вступил под знамя Господа Иисуса Христа – знамя праведности, истины, святости, противостояния греху и противнику. Правда, его осаждают сильные враги. Против него выступает сам сатана, который стремится оказывать сопротивление, как оказывал сопротивление всем Божьим планам. Он не может прямо напасть на Господа, но он может атаковать Его План и тех, кто верит в Бога. Он поднимал бунты, мятежи и преследования во дни Господа и впоследствии подстрекал к преследованию Господнего народа.
Сатана делал это не сам, а посредством своих введенных в заблуждение слуг. Он всегда оказывал сопротивление праведности и всем тем, кто ее любит. Помня об этом, Господний народ должен иметь большое мужество, потому что, если противнику позволить разбить мужество Господнего народа, он быстро выведет его из строя. Воин, который оставил бой, не лучше того, кто не вступил в бой. Вместо того, чтобы терять мужество, мы должны отказаться от наших земных интересов в пользу нашего Отца и доверять Ему, что Он будет вести нас в этой жизни, руководить всем ко благу тех, кто “призван по [Его] изволению”.
Кроме противника, нам противодействует и дух мира в целом. Мир считает нас безрассудными за то, что мы думаем, что имеем особенный Божественный присмотр – что Бог любит нас. Люди говорят: – Бог создал все миры, тысячи ангелов и т. п. Неужели вы думаете, что Он как-то особо заинтересован вами? Они говорят, что если существует Бог, то Он настолько велик, а мы такие маленькие, что Он вовсе нас не замечает. Тем самым они хотят ослабить нашу веру. И так думает весь мир, даже если он об этом не говорит. Когда мы сталкиваемся со светскими людьми, то видим, что они насмехаются над нашим простодушием, хотя и не говорят нам ни слова. Мы нуждаемся в мужестве и надежде на Господа, как к этому призывает наш стих.
А еще есть наша плоть. Каждый из нас имеет оппонента в себе, в своем теле. Священное Писание объясняет, что в то время, когда мы отдали себя Господу, а Он дал нам Свой Святой Дух, мы прошли преобразование и стали духовными существами в зародыше. Этот зародыш имеет смертное тело, чтобы развиваться до момента воскресения, когда мы перейдем от земного к небесному состоянию. “Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное” (1 Кор. 15: 42-44).
Пока мы в плоти, она провоцирует нас всяческим образом. Как Новые Творения, мы отказались от этих подстрекательств. Мы повернулись спиной к греху. Мы обменяли земные интересы и надежды на небесные. Посредством ежедневных трудностей Господь испытывает нас. Мы должны следить за тем, чтобы побеждать плоть. Необходимо много мужества, чтобы одолевать склонность к греху. Еще больше мужества необходимо, чтобы, преодолев слабости и хилость плоти и одержав победу над ними, дополнительно вынудить наше человеческое тело к жертвованию, к тому, чтобы оставить земное и служить Господу. Это требует большого мужества, а мы не самодостаточны.
РАЗНЫЕ ВИДЫ МУЖЕСТВА
Нам сказано довериться Господу и дано уверение, что мы “все можем в укрепляющем нас [Христе]” (Фил. 4: 13). Его силы довольно для нас. Требуется все наше мужество, вся наша надежда – каждый вспомогательный элемент, который можно ввести в бой, – чтобы добиться самого успешного результата. При этом Господь поставляет вдоволь благодати, чтобы мы могли стать победителями. Это не означает, что кто-то может жить совершенной жизнью, при этом не проявляя в полной мере такого мужества. Нет, он может время от времени испытывать неудачи, но наш Господь ведет нас вперед, и мы обретаем ценные уроки из наших неудач.
Некоторые, имея более сильную веру и надежду, а также ум, полностью сосредоточенный на Господе, смело идут вперед. Это называется мужеством – в смысле наличия большой отваги, должной отваги. Также с нашим стихом можно связать мысль, что такая надежда на Господа должна иметь поддержку в виде большой отваги, надлежащей отваги, набожной отваги. Есть отвага, порожденная спесью, которая говорит: – Не иди на уступки. Не позволь себя опередить! В бою солдаты соревнуются между собой, и каждый имеет желание сделать что-то доблестное, что вызовет восхищение товарищей. Им нужно что-то, что вдохновляло бы – желание получить славу, любовь к родине, музыка и т. п., что добавляло бы отваги рисковать собственной жизнью или лишать жизни другие человеческие существа. Этот вид отваги помогает одержать победу в бою, даже если он является неподходящим стимулом, чтобы вдохновлять к мужеству.
Зато отвага, вытекающая из правильных принципов, основанная на вере в Господа, это не бахвальство, а отвага, благородная и нравящаяся Богу. Она берет свое начало от осознания того, что Бог обещал, от того, что Он присматривает за нами и хочет видеть нас сонаследниками с Его Сыном в Его Царстве. Он попросту испытывает нас, чтобы увидеть, будем ли мы верными. Поэтому для нас быть отважными означает делать все правильным образом.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ КАСАЕТСЯ ВСЯКОЙ ДОЛЖНОСТИ
Это предостережение касается всего в жизни, независимо от занимаемой должности. Оно касается царя на престоле – чтобы он был достаточно мужественным поступать правильно – делал то, что считает Господней волей. Такое мужество будет говорить нам: – Исполняй свою обязанность, какова бы не была Господняя воля для тебя. Надейся на Господа, даже если твои мотивы будут ложно истолкованы. Мы должны быть достаточно мужественными, чтобы отстаивать правильные вещи, несмотря на то, будет ли наша награда еще в этой жизни или в грядущей.
Это предостережение касается также христианина, занимающегося бизнесом. Его светские друзья могут говорить: “Твой бизнес потерпит неудачу. Ты не сможешь его развивать. Если ты будешь говорить правду, люди не будут давать тебе финансовой поддержки, а пойдут туда, где им насочиняют кучу лжи”. Если он последует совету друзей, то сможет сделать бизнес более прибыльным, но потерпит неудачу в важнейшем деле своей жизни – потеряет великую Награду.
Оно касается работников. Они должны защищать правильные принципы, не падать духом и не бояться говорить правду. Это не означает, что человек должен становиться сварливым и в каждом вопросе отстаивать взгляд, отличный от других. Но, признав каждый пункт, который соглашается с мудростью, следует, там где вопрос касается принципа, занять твердую позицию и сказать: “Я думаю так и так и буду вынужден отстаивать свою позицию. Однако я понимаю, что каждый из вас имеет долг поступать согласно своей совести, поэтому я буду довольствоваться тем, что буду делать вещи, которые считаю своей обязанностью, не желая вынуждать остальных. Любой ценой я буду верен принципу. Надеюсь, что вы поймете меня правильно и не будете думать, что я выступаю против вас и хочу делать по-своему. Я имею права и имею совесть, как и вы. Поэтому я говорю вам, что должен делать так, как мне подсказывает мой ум и моя совесть, а вы делайте так, как считаете правильным согласно вашему уму и совести”.
В этом случае даже те, кто думает иначе, будут знать, что разговаривающий с ними имеет собственное убеждение и мужество об этом сказать. Это касается также наиболее скромных должностей – уборщицы, прачки и прочих.
МУЖЕСТВО ЗАВИСИТ ОТ ВЕРЫ
В жизни каждого, великого или малого, бывают испытания и трудности. Правильный вид мужества находит возможность проявить себя в каждом Божьем дитяти. Собственно, этого Господь и ожидает. Он ищет такой вид мужества, который должен проявляться у победителей. Только победителям будет дано то или иное место в Царстве. Кто не имеет достаточно мужества, не будет в Царстве вообще. Отсюда лекция нашего стиха: “Мужайтесь”, – потому что это путь, которым мы можем показать нашу веру в Господа. Кто надеется на Господа и предан Ему, тот будет мужественным в зависимости от своей преданности и веры.
Такой вид мужества позволит устоять нам во всех обстоятельствах. Например, наш Господь, обращаясь однажды к ученикам, сказал: “[Когда] поведут вас к правителям и царям за Меня,. не заботьтесь [заранее], как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать” (Матф. 10: 18, 19). Господний народ, какие бы обстоятельства не возникали, будет иметь столько веры в Бога и доверия к Нему, что будет вести себя мужественно, полагаясь на Божью силу. Это греческое слово имеет следующий смысл: не тревожьтесь, когда вас поведут к царям и судьям.
То, как Бог даст нам уста и мудрость, может зависеть от обстоятельств: возможно, через советы других; возможно, услышав чье-то свидетельство; возможно, нам на ум придет стих Священного Писания, как особо вспомогательный. Мысль в том, что наше доверие должно быть к Господу, что мы не должны бояться и дрожать.
Господь адресовал эти слова Своим ученикам – несведущим и необразованным. У них, когда им приходилось явиться перед царями, магистратом или судьями, естественно возникало тревожное предчувствие. Что они будут говорить? Как отвечать этим людям – великим, ученым? Они были скромными и знали о своей необразованности, но Господь руководил ими. Образованность в то время была менее распространенной, чем сейчас. Сегодня практически все в той или иной мере образованы. Это заверение от Господа, следовательно, менее актуально сегодня, чем во времена учеников, живших тогда.
Но когда мы попадаем в затруднение, трудности, мы должны помнить, что в Священном Писании есть заверение: “Ангел Господень стражу несет вокруг чтущих Его – и хранит их” (Пс. 34: 8, РБО). Эта мысль должна делать нас трезвыми и собранными в уме, должна помогать вести себя мужественно, чувствуя близкое родство с Ним, и иметь доверие, которое эта мысль вселяет в нас. Более того, мы понимаем, что мы недостаточно мудры, чтобы знать Божьи намерения относительно нас. Соответственно, нам не известно, как Господу будет угодно завершить то или другое дело.
“ВЕРА МОЖЕТ ТВЕРДО ПОЛАГАТЬСЯ НА НЕГО”
Первые ученики, думая об Иисусе и Его словах к ним, были убеждены: Он действительно добрый человек; Бог не позволит, чтобы на Него свалилась какая-то беда. Поэтому их удивляло, когда они слышали вещи, которые Иисус говорил о Себе на будущее. Св. Петр сказал Ему: “Ты Христос, Сын Бога Живого”! (Матф. 16: 16). И они думали: Как Бог может позволить, чтобы Он пострадал? Ученики решили, что сказанное Им следует воспринимать образно, так же как Он говорил: “Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его”. И теперь, когда Он сказал, что Сын Человеческий будет распят, они решили, что это одно из Его особенных высказываний, которое они не могут понять.
Естественно, они были смущены, удивлены и потрясены, когда Его арестовали и отвели в иудейский Синедрион. Там Он, вместо того, чтобы использовать Свою силу и красноречивость, молчал, позволяя, чтобы Ему возражали и всячески возводили на Него клевету. Потом Его повели к Пилату. Вот здесь, думали ученики, Иисус наверное не будет смущен! Но, к их удивлению и ошеломлению, все опять вышло наоборот, чем они надеялись. Знаем, что такое поведение Господа было нужно в Плане Небесного Отца не только для Господа Иисуса, чтобы Он мог пострадать, а затем войти в Свою славу, но и для мира, чтобы дать цену искупления, передать ее в руки Справедливости.
Видим, что Господь сказал, что Его народ не будет особо защищен в земных делах, и если в Его Мудрости будет лучше причинить нам боль или посрамить нас, как это было с нашим Учителем, мы должны быть мужественными, и тогда Он укрепит наше сердце за то, что мы Ему доверяем, возлагаем на Него надежду. Знаем, что Он слишком мудр, чтобы ошибаться, и если Он позволяет что-то, то для этого должен быть повод, мотив. Знаем наверняка, что святые дороги в глазах Господа, как зеница Его ока; и знаем, что все содействует нам ко благу.
Поэтому не обязательно надеяться, что какая-то особенная форма слов будет дана нам перед судьями или князьями. Мы не обязаны быть свободными от осуждения со стороны мира. Надо помнить, что эти слова Учителя касались прежде всего нашего Господа и апостолов. Иисуса осудили и распяли. Также апостолов не раз осуждали и бросали в тюрьму, и несколько раз били палками. Впоследствии большинство из них убили.
Какими бы не были последствия любого дела для нас, мы должны принять их как от Господа, независимо от того, способны ли мы видеть причину их или нет. Мы должны иметь веру и надежду, даже если путь неровный и все может казаться совсем не таким, как мы думали. “Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!” (Пс. 31: 24).
R5329 (1913 г.)