ИЗРАИЛЬ ПОД РУКОВОДСТВОМ НОВОГО ВОЖДЯ
Иисуса Навина 1: 1-9
“Будь тверд и мужествен” (стих 9).

Израиль тридцать дней оплакивал своего великого вождя, Моисея. Затем он единодушно принял Иисуса Навина в качестве нового вождя, божественно назначенного через Моисея. Как прочие библейские герои, Иисус Навин был известен своей верой и преданностью Богу. Когда он занял место Моисея, ему было восемьдесят три года, он был полон сил и, по-видимому, являлся самым подходящим для этого положения. Иисус Навин и Халев были единственными совершеннолетними в то время, когда израильтяне покидали Египет. Только они были свидетелями удивительных Божьих деяний с Его народом. Эти двое, как соглядатаи, принесли ободряющее известие о Ханаане, куда народ отказался идти. Как следствие, все взрослые умерли в течение следующих сорока лет путешествия пустыней.
Факт, что Моисей был полон сил в сто двадцать лет, а Иисус Навин – в восемьдесят три, откровенно свидетельствует в пользу библейского учения о том, что Адам был создан совершенным, что с тех пор весь человеческий род попал в грех и смерть – разделил наказание Адама “смертью умрешь”. Ум этих людей, а также их силы – все полностью противоречит теории эволюции, ведь тот самый Иисус Навин был одним из рабов в Египте.

НАСТОЯЩИЙ ВОЖДЬ ИЗРАИЛЯ – БОГ

Мы ни на миг не должны терять из виду факт, что Бог принял народ Израиля как Свой и заключил с ним особый Завет. Следовательно, именно Он был его настоящим Вождем и Наставником, тогда как Моисей, Иисус Навин и прочие были только Его представителями и словесными орудиями. Мы уже рассмотрели причины, почему Всевышний принял Израиль как Свой, и в следующей лекции мы рассмотрим это еще полнее.

ИМЯ НОВОГО ВОЖДЯ

Первоначальным именем Иисуса было Осия (евр. Ошэйя), как пророка Осии, что означает “спасение”. К нему был прибавлен префикс “Йы” (Числ. 13: 16) – аббревиатура, которая определяет слово “Иегова”. Вот так его имя стало “Йыошуа”, что означает “Спасение от Иеговы”. Дальше оно было сокращено до “Йэйшуа” (Неем. 8: 17, Иосиф.). Греческая форма этого слова в Септуагинте звучит “Иесоус” – Иисус.
Двадцать семь лет Иисус был вождем Израиля, верным Богу и народу. Он не только перевел людей через Иордан и возглавил завоевание города за городом, но и разделил землю между коленами, руководил народом, пользуясь большим уважением, и умер в возрасте ста десяти лет.
Не нам сравнивать Иисуса Навина и Моисея как вождей, потому что они имели совершенно разный тип характера. Действительно, кого бы мы не сравнивали с Моисеем, это будет не в его пользу, так сильно превосходил этот великий муж человечество в то время и с тех пор. И хотя Иисус не мог быть Моисеем – вождем, начальником, законодателем, – он был верным как последователь Моисея, как тот, кто повиновался Божественному Закону и чья вера и влияние на народ помогали людям. Он был именно таким, каким Бог хотел его видеть, и тот, кто заслуживает подобной характеристики, действительно является великим.
Господь повелел Иисусу: “Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым.. Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя..  Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь”.

ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ

То что Иисусу Навину и Израилю, завоевывая Ханаан, полагалось овладеть им силою, вызывает у некоторых вопрос. Они спрашивают: “Каким правом одна ветвь человеческого рода уничтожала другую и захватывала ее землю? Где справедливость такого подхода, не говоря уже о любви? Как такое поведение согласуется с Золотым Правилом – делать другим то, что вы хотели бы, чтобы сделали вам?”
На этот вопрос есть лишь один ответ и, если смотреть правильно, единственно удовлетворительный. Господь сказал, что вся земля Его, что Он дал ее сынам человеческим, представленным в отце Адаме (Пс. 113: 24). Однако этот дар был на условии послушания и преданности, а непослушание и неверность наказывались смертью. Адам навлек на себя наказание, и его дети разделили это наказание под законом наследственности, так как родились в грехе и были зачаты в беззаконии. Вот так все права людей на землю были отменены в результате приговора смерти грешнику.
Бог решил освободить Адама и его род от проклятия смерти через Мессию – через Его смерть и власть Его Мессианского Царства, еще не установленного. Как приготовление к этим будущим благословениям, Бог принял народ Израиля и благословил его, заключив с ним Завет. Хотя израильтяне не могли выполнить условий Завета и получить самые лучшие благословения от Бога, все же они имели огромное благословение от Завета Закона, и многие из них в свое время оказались пригодными и готовыми к сотрудничеству с Мессией в Его Царстве. Тем временем, Всемогущий так руководил испытаниями Израиля, чтобы те сделались образами и символами, иллюстрирующими Божественный План, который окончательно осуществится на высшем уровне (1 Кор. 10: 11).
Чтобы осуществить этот замысел относительно Израиля, Бог обещал дать ему и действительно дал Палестину. Однако Он объяснил, что этот дар был не за их заслуги, а благодаря Его милости к ним и в знак соблюдения Им Его великих планов, ранее представленных Аврааму. Еще Он объяснил, что народ Ханаана не стал лучше, поэтому его дальнейшее существование не принесет ничего хорошего ни ему, ни Господней славе – как это было с жителями Содома, от которых Бог избавился, посчитав, что так будет лучше (Иез. 16: 49, 50).

В ШЕОЛ, А НЕ НА МУЧЕНИЯ

Запомните хорошо, что библейский ад, в который попали жители Ханаана после своего уничтожения, не является адом мучений, как представляли нам в вероучениях. Будучи уничтоженными израильтянами, они пошли в Шеол, в Гадес, в могилу, где “нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости” (Еккл. 9: 10). Там они спят со своими праотцами, как написано обо всех хороших и плохих тех времен. Авраам уснул со своими отцами, которые были язычниками.
Везде в библейской истории мы читаем, что хорошие и плохие, умирая, идут к своим отцам – засыпают со своими отцами. Они по-прежнему ожидают славного утра воскресения, когда Царство Мессии, введя царствование праведности, возвратит Землю к едемскому состоянию, а каждого человека возвратит назад в своем порядке – всех спящих в Гадес, Шеоле, могиле (1 Кор. 15: 21-29).
Смерть людей совершенно отличается от смерти животных, потому что, согласно Божественному обетованию, будет воскресение умерших людей, праведных и неправедных. Ради выполнения этого обетования Бог уже послал Своего Сына. Иисус уже умер за человеческий грех, открывая путь к воскресению, чтобы Бог мог быть справедливым и оправдывать тех, кто принимает Иисуса.
Правда, до сих пор только некоторые приняли Его, потому что только некоторые пришли к познанию Истины. В своем большинстве мир дальше слеп и глух и ничего не знает. Славное обетование заключается в том, что во Дне Мессии не только наступит пробуждение из могилы, но и знание славы Бога наполнит всю землю. Тогда все слепые глаза отворятся и все глухие уши услышат. Все получат возможность вернуться к Божественной милости под властью Царства Мессии. Тот, кто откажется прийти к согласию, будет причислен к сознательным бунтовщикам и умрет Второй Смертью.
Народ Ханаана, как и все другие народы, будет иметь свой удел в том славном времени, когда Иисус, Свет миру, осветит каждого человека, приходящего в мир (Иоан. 1: 9). С такой точки зрения отнятие Палестины у тех, кто пользовался ею без корысти для себя, и передача ее Израилю для установления теней будущих благ, не явилось несправедливым, но было мудрым шагом. Лишение жизни людей, уже осужденных на смерть, мечом было таким же уместным, как лишение их жизни голодом или мором. Во всяком случае, Божественным замыслом для них является благословение через Христа, которое придет к ним в День Мессии, когда земля будет свободной от проклятия. Это проклятие отнимется у них, и вместо него придет благословение от Господа, когда те, которых осияет свет, возлюбят праведность и возненавидят беззаконие. Для таких больше не будет ни воздыхания, ни умирания, ни плача. Сознательные преступники будут уничтожены, а вся земля будет приведена к совершенству. Божья воля будет осуществляться на земле так совершенно, как это происходит на небесах.

R5335 (1913 г.)