ПАДЕНИЕ ИЕРИХОНА
Иисуса Навина 6: 8-11; 6: 14-20
“Все возможно верующему” (Марка 9: 23).
Иерихон был городом, окруженным крепостной стеной, и находился приблизительно в пяти милях от Иордана. По нынешним меркам он был небольшим городом, но его стены были обязательными по причине частых вторжений из Сирии с одной стороны, и из Египта – с другой, поскольку он был расположен на одном из главных торговых путей, ведущем дальше к горному перевалу. Описание говорит, что город был очень богатым не только драгоценными металлами, но и дорогими изделиями, одеждой и т. д.
Господь постановил относительно Иерихона и всех других городов Ханаана, что они посвящены – “cherem”. Израильтяне направлялись в Ханаан не для грабежа. Они были исполнителями Божественного приговора для жителей Ханаана, разделенных на мелкие княжества, в которых каждый город был центром отдельного княжества. Как говорит история, они постоянно воевали друг с другом, были ужасно испорченными – нечто вроде жителей Содома. Их следовало уничтожить, так как они больше не приносили пользы в условиях, в которых жили, ни для себя, ни для других. Бог считал, что лучше от них избавиться.
В большой темнице Шеола, могиле, они ожидают более благоприятного времени Царства Мессии, а также своего освобождения и содействия в том, чтобы избавиться от деградации и смерти, как это обещано всему человечеству через семя Авраама: “Благословятся в семени твоем все народы земные”.
Израильтяне, как исполнители Божественного приговора, должны были уничтожить города Ханаана и всех их жителей, животных и все имущество. Исключение составляли вещи из металла, и даже их израильтяне не могли взять для своего употребления, потому что те были заранее посвящены Господу для обустройства и украшения Палатки и Храма.
“ВОЖДЬ ВОИНСТВА ГОСПОДНЯ”
Перейдя Иордан, израильтяне разбили лагерь в половине пути между рекой и Иерихоном. В городе наглухо закрыли ворота, надеясь выдержать долгую осаду. Иисус Навин понимал, что прежде всего придется напасть на Иерихон, но, очевидно, не знал, как вести осаду и как его захватить. Ведя разведку в окрестностях Иерихона, он наткнулся на вооруженного воина и сразу спросил, друг ли он или враг Израиля. Ответ был, что он – Вождь воинства Господня. Очевидно, один из ангелов был послан материализоваться – явиться как человеческое существо, имея на себе человеческую одежду и оружие, чтобы сообщить Иисусу Навину о Божественных планах. Следует помнить, что Библия часто упоминает о таких явлениях духовных существ, которые скрывали свою личность, принимая на себя человеческие тела, человеческую одежду и пр., в которых они ели, разговаривали и т. д. как люди. Помним, что таким же образом Господь Иисус после Своего воскресения являлся ученикам в разном обличии, иногда похожем на Его распятое тело, а еще чаще как садовник, путник и т. п. Похожим образом три духовных существа однажды явились Аврааму – не только в человеческих телах, но и одетые в человеческий наряд. Они ели и разговаривали с Авраамом (Быт. 18: 8, 9), хотя он не знал, что это ангелы, пока они сами об этом не поведали.
Через этого небесного посланника Иисусу Навину был открыт Божественный план по захвату Иерихона. Тот немедленно приступил к его внедрению. Каждый день торжественная процессия следовала вокруг обреченного города. Спереди шел военный эскорт из разных племен. Следом шагала группа священников, которые пронзительно трубили в бараньи рога. Дальше двигалась следующая часть процессии – арьергард, – очевидно, воины. Следуя выразительным приказам, не должно было быть ни голоса, ни угроз, ни возгласов. Все должно было происходить как можно более торжественным, траурным образом, за исключением трубных звуков, издаваемых бараньими рогами – такими же, какими провозглашался каждый новый год и прежде всего Юбилейный год.
Торжественная траурная процессия следовала вокруг Иерихона ежедневно в течение шести дней. Затем, на седьмой день, они обошли город семь раз, подняв во время последнего следования многогласный крик, пока семь священников трубили в бараньи рога. Сделав последний круг вокруг города, израильтяне остановились напротив него, продолжая трубить, и здесь стены города обрушились и упали. Перевод в нашей Библии, что стены упали “до своего основания”, кажется слишком категоричным, чтобы передать содержание оригинала. Стены города обрушились и упали непосредственно перед Ковчегом Завета. Но не все стены упали, потому что описание говорит, что часть стены, где был дом Раав, не обрушилась (Ис. Нав. 2: 15-19). Стена упала настолько, чтобы израильские воины смогли легко и быстро проникнуть в город и завершить дело уничтожения, как приказал Господь.
Если кто-то скажет, что такое событие противоречит здоровому смыслу, мы ответим, что все в Божественном замысле можно легко осуществить под Божественным присмотром. Вполне возможно, что под Божественным руководством падение стены Иерихона перед израильтянами вызвал толчок землетрясения. Когда мы рассматриваем все обстоятельства, упомянутые в Библии, то вполне вероятно, что Бог таким образом вмешался, чтобы выполнить Свои замыслы.
Проф. Райт говорит: “Косвенной причиной падения стены был какой-то подземный толчок, который обрушил стены той части города, где стояли люди, или же образовался провал, в который они обрушились. Это вполне возможно в регионе, где бывают землетрясения”. Проф. Лоусон описывает похожие последствия землетрясения вблизи Сан-Франциско, говоря: “Волны сотрясения, которые прошлись по пружинистой скалистой почве с малой амплитудой, по-видимому, перешли в медленные колебания большой амплитуды, которые оказались необычайно разрушительными”.
Проф. Райт добавляет: “Все дымоходы в окрестностях [Оукленда] упали, а кирпич рассыпался по земле словно зерна пшеницы, падающие из рук сеятеля. Описание говорит, что в назначенное время стены [Иерихона] упали; и мы вправе верить, что катастрофа была связана с землетрясением, которое произошло синхронно с последним трубным звуком бараньих рогов. В свете истории и геологических условий этого региона упомянутая история имеет все признаки подлинного и правдивого рассказа о событии, настолько удивительном, что если бы оно было только преданием, то считалось бы фантастическим и невероятным. Для геолога, который верит в Бога, оно полностью достоверно. С точки зрения текстологии, оно свободно от мифических комментариев, и, следовательно, не приукрашено традицией”.
Захват Иерихона, по-видимому, связан с некоторым образным значением. В определенном смысле Иерихон, столица, представляет все города Ханаана. Шесть дней спокойного марша вокруг города, когда не происходило ничего кроме свидетельства, представляют шесть больших Дней большой Недели – каждый День продолжительностью в тысячу лет. На протяжении истории мира Грех прочно укрепился и сделался неприступным. Господний народ только свидетельствовал против него – трубил в трубы, – говорил библейское Послание, что окончательно Грех будет уничтожен: “Господь.. всех нечестивых истребит”. Они погибнут “как бессловесные животные”, “подвергнутся наказанию, вечной погибели” – “Второй Смерти” (Пс. 145: 20; 2 Пет. 2: 12; 2 Фес. 1: 9; Отк. 20: 14).
Но все это свидетельство принесло мало результатов. Мы ожидаем большого Седьмого Дня – тысячи лет господства Мессии. В нем цитадель зла будет окружена семь раз, то есть полностью. Тогда прозвучит победный возглас, и прочные стены греха и заблуждения, фальши сатаны, человеческих выдумок упадут. Сатана будет связан на тысячу лет, чтобы больше не прельщать никого, и каждая плохая вещь и принцип, а также все возлюбившие грех будут навеки уничтожены Второй Смертью. Так будет введена славная эпоха, на которую мы так долго ждали и о которой молились, в которой не будет больше проклятия, вздохов, плача и умирания.
Эта победа придет под руководством и указаниями Эммануила, Вождя воинства Господня, Вождя нашего спасения. Христос и Церковь будут в то время за завесой во славе Царства на духовном уровне, тогда как на земном уровне будут представители Царства, хотя их правление и указания будут под руководством и распоряжениями духовных, прославленных существ. Священное Писание очень однозначно в своих высказываниях, что к Небесному обществу в воскресении будут принадлежать только те, кто был зачат Святым Духом во время Евангельского века, начиная с Пятидесятницы.
Славные характеры, бывшие до Иисуса и Церкви, наподобие Иоанна Крестителя, могут быть друзьями Жениха и друзьями класса Невесты, но сами будут принадлежать к другому классу. Поскольку никто не был зачат Святым Духом до времени Жертвы Голгофы, никто не мог родиться от Духа до этого. Св. Павел говорит, что для всех благородных характеров прошлого, таких как Моисей и другие, перечисленных в Евр. 11: 1-40, наступят славные благословения. В завершение рассказа об их жизни и благословении, он дает уверение Церкви, что эти Древние Достойные не станут совершенными без нас (Церкви). Бог предусмотрел нечто лучшее для нас (Церкви). Нашим лучшим уделом является обретение духовной природы, чтобы быть похожими на ангелов и даже быть превыше ангелов, и разделить с нашим Искупителем Его славу и бессмертие.
Тем не менее, награда Древних Достойных будет славной. Вернувшись из гроба как совершенные человеческие существа, они будут величественными примерами для мира в том, чем будет Реституция для всех, кто придет к согласию с Царством Мессии. Для них выпадет удел и честь быть представителями Царства в качестве Князей, то есть Правителей, по всей земле (Пс. 44: 17).
Какие щедрые Божественные замыслы! Наш великий Творец является Источником благословений, раздавая на каждом шагу Свои милости. Наш Господь Иисус, великий Вождь нашего спасения, Который показал Свою преданность Отцу до самой смерти на кресте, уже получил наивысшее положение после Иеговы. Верная Церковь, идущая за Искупителем узким путем самопожертвования, будет следующей после Него в Его славе и Царстве. Затем на каждого человека, по очереди, в течение тысячи лет прольются Божественные благословения, чтобы поднять всех с греха и деградации обратно к совершенству, которое имел Адам в Еденском доме. Результатом будет “слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение”. Для всех, настроенных против, придет истребление из народа Второй Смертью (Деян. 3: 23).
R5343 (1913 г.)