[R5369]
ДОБРЫЙ САМАРЯНИН
ЛУКИ 10: 25-37

“Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Марка 12: 31).

Наши исследования с начала года касаются последних шести месяцев служения нашего Господа. Он знал, что приближается Его смерть, что Он, антитипичный Пасхальный Агнец, должен быть предан смерти следующей весной, четырнадцатого дня первого месяца. В то время Его служение только начало пробуждать народ.

Семьдесят, чью ординацию (поручение) мы рассматривали неделю назад, были посланы за Иордан в местность, известную как Перея. Сам Иисус вскоре также отправился туда. Целью Его служения было тщательное пробуждение всех иудеев к осознанию факта, что пришло время их посещения. Апостол Павел говорит, что в то время, когда Господь умер, было около пятисот тех, кого можно было назвать братьями. Но кроме них, упомянутые свидетели впоследствии принесли после Пятидесятницы и другие плоды.

Позже семьдесят вернулись, выражая радость и воодушевление, отмечая, что даже демоны подчиняются им во имя Отца. Учитель воспользовался случаем, чтобы сказать им, что они упускают из виду главную причину своей радости: “Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах”. То же самое со всеми нами. Спасение – вот что главное для нас, а дела и проповедь лишь сопутствуют этому труду личного спасения. Великое время для дел будет в будущем. Тогда, если мы будем верны, мы будем иметь честь быть вместе с Искупителем в Его труде по возрождению мира человечества, разрушая оковы Греха и Смерти и даруя освобождение пленникам, как об этом предсказывали пророки.

Каким бы похвальным ни был общественный подъем нынешнего времени, он ничто по сравнению с тем великим общественным и моральным подъемом, который Бог запланировал и которому Мессия положит начало вместе со Своим Царством. Поэтому первостепенным трудом всего посвященного Божьего народа является личный труд: подготовка собственного сердца и характера, чтобы получить Божественное одобрение, чтобы иметь участие в страданиях настоящего времени и в славной работе будущего.

Этим открывается наше сегодняшнее исследование. Один законник решил поймать Учителя на слове, задавая вопрос: “Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?” В те дни, когда единственным законом Израиля был Божий Закон, законником считался тот, кто хорошо разбирался в учении книг Моисея. Поэтому Иисус сказал этому доктору богословия: “А как ты понимаешь это? Ты знаешь, что написано в Законе?”. Законник ответил: “Мы должны любить Господа всем сердцем, всей душой, всей крепостью, всем разумением; и ближнего своего, как самого себя”. Иисус одобрил это, сказав, что это правда. Делай это – соблюдай Закон – и будешь жить. Ты никогда не умрешь.

Законник поймался раньше, чем успел это понять. Он знал, что народ Израиля умирал на протяжении веков, несмотря на Закон, и все же он сам и другие внешне утверждали, что они соблюдают Закон. Иисус показал ему из его собственного свидетельства, что он не соблюдает Закон, а лишь делает вид, как делали вид фарисеи в целом. Дело в том, что ни одно несовершенное, падшее человеческое существо не может соблюсти совершенный Божий Закон, который настолько всеобъемлющ, что только совершенный человек может соблюдать ее досконально.

Законник пытался извлечь максимум пользы из неудачного аргумента и, вместо того чтобы признать свое поражение, снова обратился с вопросом к Иисусу: “А кто мой ближний”, которого я должен любить как самого себя? Это был один из пунктов, который Иисус выдвигал против фарисеев – что внешне они были благочестивы, религиозны, молились, постились и т. д., но в своем сердце были несправедливы и злоупотребляли вдовами и сиротами, не имея к ним любви как к самим себе. Законник пытался дать понять, что Божий Закон не включает в себя каждого в качестве ближнего, а только некоторых особенных.

Однако Иисус снова превзошел его, сказав: “Я дам тебе притчу. Некоторый человек направлялся в Иерихон. На этой пустынной горной дороге его настигли разбойники, которые сняли с него одежду, ранили его и оставили полумертвым. Случилось так, что той же дорогой шел священник, один из высших представителей Закона. Увидев этого человека, он обошел его другой стороной дороги. Точно так же мимо проходил левит, следующий в служении Закону, служению Богу. Он подошел немного ближе, посмотрел на беднягу, но ничего не сделал. Затем появился самарянин, чужой, не иудей. Исполнившись сострадания, он перевязал ему раны, посадил его на своего осла, привез в гостиницу и ухаживал за ним, жертвуя своим временем и силами для раненого. Он сделал даже больше – заплатил за содержание этого человека, пока не вернется из Иерусалима”.

“Итак, – сказал Иисус законнику, – спрашиваю тебя, кто из этих людей поступил как ближний с человеком, попавшим в руки разбойников? Который из вариантов происходящего, на твой взгляд, соответствует требованиям Закона?” Законник ответил, что, несомненно, дружелюбный поступок совершил проявивший милосердие. Иисус сказал, что это должно быть примером для законника, чтобы он поступал так же – был добрым, внимательным, приветливым к любому человеческому существу, находящемуся в беде, нуждающемуся в помощи.

ЛЮБОВЬ ИСПОЛНЯЕТ ЗАКОН

Мы должны помнить действительную цель Бога в предоставлении законов, заповедей и т. п. Он не получает особого удовольствия ни от того, сколько раз мы преклоним колено или склоним голову, ни от того, сколько раз мы посетим богослужение, ни от того, что мы можем сделать в рамках поклонения. Господу особенно приятно видеть, как мы воспитываем в себе Его дух любви, доброты и щедрости. “Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем” (1 Иоан. 4: 16). Как говорит апостол, кто не любит брата своего, которого видел, как может он утверждать, что любит Бога, которого не видел? Откуда ему знать, что он будет любить Бога? (1 Иоан. 4: 20). Правильно говорит нам апостол Павел, что любовь есть исполнение Закона (Рим. 13: 10).

Мы не должны понимать апостола в том смысле, что само наличие любви будет исполнением Божьего Закона и даст нам вечную жизнь. Нет! Только для тех, кто принял Христа, любовь исполняет Закон. Для всех, кто становится учениками Иисуса, Бог создал особый порядок, чтобы заслуга жертвы Иисуса покрывала их недостатки, так что если они воспитывают в своем сердце это качество любви (богоподобие) и имеют его в наличии, то оно будет приемлемым, потому что жертва Иисуса возмещает все недостатки. Мы “приняты в Возлюбленном”. “Оправдание Закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу”.

Св. Павел отмечает, что в Божественной оценке любовь является главной в нашем характере. Он говорит, что если [R5370] мы отдадим все свое имущество, чтобы накормить бедных, или даже отдадим свои тела на сожжение в каком-нибудь достойном деле и при этом не будем иметь любви – не будем руководствоваться духом, не будем побуждаемы любовью, – все это не будет иметь никакого значения в глазах Бога (1 Кор. 13). Очевидно, что великий урок для христиан состоит в том, чтобы совлечь с себя злобу, злословие, зависть, ненависть, вражду, и облечься в кротость, доброту, долготерпение, братскую доброжелательность, любовь. Св. Петр говорит, что если мы будем поступать так, то никогда не преткнемся и нам будет дарован вход в вечное Царство нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа (2 Пет. 1: 10, 11).

R5369 (1913 г.)