“БЛИЗКИ ДНИ”

“Ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится” (Аввакума 2: 3).

Божий План Веков является видением, увиденным пророком Аввакумом, которому было сказано написать его и “начертать ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать”; что в конце оно будет “говорить... и не обманет”, хотя будет казаться, что оно медлит. И все же оно не замедлит. Всем будет казаться, что великий План Бога запаздывает. Стонущее творение будет думать, что Небесный Отец нерадив. Многие будут склоняться к тому, чтобы терять веру во все, что имеет отношение к Семени Авраама, полагая, что Бог забыл о данном Аврааму обетовании. Мы знаем, что на Божий народ приходили в этом отношении разочарования. Иудеи были разочарованы своими ожиданиями. Христиане Лаодикийского периода сначала тоже были разочарованы, не зная точно, чего ожидать.

Во время ранних преследований Церкви верили, что пострадавшие должны вскоре войти в славу. Они думали, что Царство рядом. Некоторые разочарованные, тем не менее, продолжали ждать, надеяться и молиться. Другие организовали большую папскую систему и провозгласили, что Церковь уже сейчас должна иметь славу, что Царство Мессии уже наступило, что представители Мессии должны сидеть на престоле, выдавать себя за Мессию и приводить царства мира в подчинение. К этому их, видимо, подталкивала мысль, что Мессия не пришел в ожидаемое время, и им казалось, что они должны осуществить исполнение Писаний, предсказывавших Его приход и царствование.

НЕПОПУЛЯРНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЙ, КАСАЮЩИХСЯ ВРЕМЕНИ

Во многих отношениях это принесло большую беду, потому что все христианство “опьянело” (Отк. 17: 2, Кас.). Даже сегодня многие сбиты с толку. Некоторые, выбравшись из такой тьмы, споткнулись о другие заблуждения, а большинство вообще потеряло всякую веру в пророчество. Бог все это предвидел и предсказал, и оно вовсе не противоречит Божественному Замыслу. Как бытовавшее в свое время заблуждение о нашем Господе, что Он родился в Назарете, бросало на Него тень, отчего многие не принимали Его как долго обещанного Мессию, так и эти говорят: “Разве может исходить что-то хорошее из пророчеств, что-то, указывающее на Второе Пришествие Мессии? Да эти люди, которые провозглашают Его Второе Пришествие, страдают галлюцинациями! Разве то, что написано в пророчествах – отстройка Сиона и восстановление Иерусалима, – не простые выдумки, приснившиеся некоторым?”

Вот так они глумятся. Они склонны чувствовать оппозицию ко всему, что находится в Священном Писании и что говорит о возвращении нашего Господа с целью завершить предсказанное Им дело. Господь говорит, что видение, как может показаться, медлит, но мы должны проявлять веру, потому что в конце оно будет говорить, даст о себе знать и не обманет. Тогда станет понятным, что есть Истина. Божественный План Веков следовало ясно начертать на скрижалях. Его следовало сделать настолько понятным для нас, чтобы бегущий мог прочитать. Кто дремлет, тот не может читать; кто напился вина ложного учения, тот не может читать; кто стоит на пути грешников, тот не может читать. Но тот, кто бежит, прочтет, если его сердце чистое и стремится к познанию.

“ПОКОРИСЬ ГОСПОДУ”

Этому видению предстояло стать понятным в назначенное время. Мы можем не знать подробностей времени с такой же абсолютной уверенностью, как подробностей учения, потому что время не столь ясно изложено в Писании, как фундаментальные доктрины. Мы все еще ходим верою, а не видением. Однако мы не лишены веры и не являемся неверующими, но верующими и ожидающими. Если впоследствии окажется, что Церковь не прославлена в октябре 1914 года, мы будем довольствоваться тем, в чем будет воля Господа. Верим, что очень многие бегущие за наградой будут благодарны Богу за хронологию, даже если она не исполнится с точностью до года или даже нескольких лет. Верим, что хронология является благословением. Если она разбудила нас Утром на несколько минут или часов раньше, чем мы проснулись бы в другой раз, то очень хорошо! Благословения получают те, кто проснулся.

Если 1915 год пройдет без взятия Церкви, без Времени Скорби и т. д., это может показаться для некоторых большим злоключением. Но не для нас. Мы все будем рады, как и всякий другой, если получим наше изменение от земного к духовному состоянию перед 1915 годом, и ТАКОВЫ НАШИ ОЖИДАНИЯ. Но если Господняя воля не будет таковой, то не будет таковой и наша воля. Если в Господнем провидении это время придет на двадцать пять лет позже, то таковой будет и наша воля. Это не изменит факта, что Божий Сын послан Отцом; что Сын является Искупителем нашего рода; что Он умер за наши грехи; что Он выбирает Церковь – Свою Невесту; что следующим по порядку является установление славного Царства под руководством Великого Посредника, Который во время Своего Посреднического Царствования будет благословлять все племена земли. Эти факты остаются неизменными. Разница будет лишь в нескольких годах относительно времени установления Царства.

Если пройдет октябрь 1915 года и мы окажемся еще здесь, если дела будут идти так, как сегодня, если мир будет двигаться по пути улаживания споров и не будет видимого времени скорби, если номинальная церковь не объединится в федерацию и т. д., мы скажем, что, очевидно, в наших подсчетах было что-то не так. В этом случае мы дальше будем вникать в пророчества, чтобы понять, есть ли ошибка. Тогда мы зададим себе вопрос: “А не надеялись ли мы на неправильные вещи в правильное время? Господняя воля может такое позволить. Наше, как Церкви, ожидание в том, что наше изменение рядом. Никакие реституционные благословения не могут прийти на мир, пока Церковь не будет прославлена.

Следует учесть еще одно: если наши надежды не осуществятся столь быстро, как мы ожидали, то действительно ли мы принадлежим к избранному классу? Но не тревожьтесь. “Довольно для [каждого] дня своей заботы”. В мире нет людей, столь блаженных, как те, кто имеет Истину и служит Истине. А сколько труда нас еще ждет впереди!

БЕСПОКОЙСТВО СО ВСЕХ СТОРОН

Остальное человечество недовольно – не только номинальная церковь, исповедующая благочестие, но и все остальные. Люди разочаровываются во всем, за что берутся. На каждом шагу – неудача. Не так давно мы разговаривали с одним деловым человеком, и наш разговор перешел на религиозные вопросы. Он очень хороший человек, правда, христианин он или нет, мы не знаем. Мы видим, что есть много приятных и весьма почтенных людей, которые вовсе не являются христианами. Этот человек, говоря о церквях, сказал: “Состояние церквей печальное. Меня особенно волнует методистская деноминация. Некоторое время назад нашей церкви посчастливилось продать свою собственность, приобрести новый участок и построить красивую церковь. И сейчас считается, что если шестьдесят человек посещают служение, то это хорошая община. То же самое происходит в других местах. Все люди сходят с ума от удовольствий. Каждый хочет отправиться на какую-нибудь развлекательную экскурсию – на пляж или еще куда-то. Похоже, никого не интересует религия”. Этот человек выразил общий дух разочарования. Но лучший День уже рядом.

В Сан-Франциско, год или более того назад, на Съезде Воскресных Школ один из выступавших имел довольно длинную речь о привлечении детей в церковь. Он сказал, что вся институция церкви, скорее всего, потерпит неудачу. Он сказал, что каждый член, привлеченный в любую из церквей, стоил где-то шестьсот пятьдесят долларов. Затем он продолжил, рассказывая, сколько работников было занято и что они привели в Церковь сравнительно немногих.

И мы знаем, что подавляющее большинство тех, кого привели, даже не думает называть себя святыми или вообще исповедовать посвящение. Этот джентльмен, похоже, решил, что в Евангелии имеется не так уж много для зрелого ума. Он сказал, что путь к успеху – воспитание ребенка для церкви, и тогда он не сможет от нее оторваться. Тем не менее, статистика показывает, что из тысяч человек, посещающих Воскресные Школы, лишь очень малое число ходит в церковь.

СОЖАЛЕНИЕ ПО ПОВОДУ МАСШТАБОВ НАШЕЙ РАБОТЫ

Некоторые говорят, что им жаль, что наши проповеди печатаются в газетах по всей стране, в Великобритании и т. д.; что у нас есть свободные места, и не проводится никаких сборов средств. Один служитель сказал: “Когда-нибудь люди подумают, что заниматься сбором денег – преступление, и тогда где мы будем? Пастор Рассел позорит всех нас”. И вот, что они еще говорят: “Когда проповедуются эти учения, они влияют на лучших из тех, кого мы имеем”.

Поэтому у нас есть все основания чувствовать, что это замечательно, очень замечательно, что даже если нас сравнительно мало, и мы используем сравнительно небольшое количество денег, у нас такие большие привилегии и возможности в Господней службе. В газете EVERYBODY'S PAPER более двух лет назад был опубликован отчет American Tract Society (Американского Общества Брошюр), а рядом с ним – отчет Watch Tower Bible and Tract Society (Общества Сторожевой Башни и Брошюр). Первый показал “превышение активов над пассивами в размере 851 092,53 дол”. Последний не показал превышения активов над пассивами. Отчеты показывают, что тот, у кого нет избытка активов, выпускает гораздо больше литературы, чем другой. Мы думаем, что это свидетельство того, что в наше время происходят чудеса. [R5375]

ГОЛОД, НО НЕ ХЛЕБА

Когда мы были в Бостоне некоторое время назад, редактор бостонского религиозного журнала сказал нам после нашей проповеди в понедельник: “Я был на вашем собрании вчера. Я видел эту огромную общину. Я смотрел на все это и думал: “Что привело этих людей сюда?” Я вспомнил, что рядом были морские аттракционы, парки – все, чтобы побудить людей держаться в стороне. Однако в тот теплый летний день на собрании присутствовало четыре тысячи человек, а еще две тысячи не могли попасть на него. У нас в Бостоне много священнослужителей, хорошие хоры и все, что может привлечь, но в это время года у этих служителей на служениях бывает всего сорок или пятьдесят человек. Как получилось, что так много людей пришли на ваше собрание и просидели там два часа?”

Мы ответили, что, как нам кажется, мы видим исполнение пророчества: “Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних” (Ам. 8: 11, 12). Далее мы отметили, что люди питаются очень неудовлетворительной пищей, что они недовольны мякиной, которую получают, что они не посещают церкви по той причине, что не верят в доктрину о вечных мучениях – даже проповедники не верят в нее, и никто не верит в нее, кроме сравнительно небольшого числа людей, и это число постоянно уменьшается.

Мы напомнили ему, что этим людям, вместо того чтобы они слушали о вечных мучениях, теперь в колледжах выдвигают предположения, что их предки были обезьянами. В сознании людей появилось много вопросительных знаков; они жаждут познать Истину. Мы сказали ему, что, по нашему мнению, именно этим объясняется большое количество присутствующих, чтобы послушать нас, что здесь они услышали нечто более рациональное, более библейское, чем то, что слышали раньше. Поэтому у нас есть все, за что мы можем быть благодарны.

***

“ПРИБЛИЖАЕТСЯ ИЗБАВЛЕНИЕ ВАШЕ”

То, что нам удалось наблюдать до сих пор, – невозможность того, чтобы все исполнилось в 1915 году или раньше, – могло бы подсунуть мысль, что все хронологические подсчеты, сделанные нами, то есть наши взгляды на Жатву и все другое, являются ошибочными. Но у нас нет основания верить, что они ошибочны. Мы помним, что мы не являемся непогрешимыми, что наши суждения не являются непогрешимыми. Однако замечательные изобретения настоящего времени, свет, который занимается во всех направлениях, а также общее беспокойство, пожалуй, подтверждают наши хронологию – что мы живем на рассвете Нового Века. Но сколько времени еще осталось, мы не можем сказать однозначно. Мы ждем появления Солнца Правды.

Факт, что Видение сегодня говорит и начертано ясно на скрижалях, чрезвычайно убедителен. Мы действительно верим, что “близки дни и исполнение всякого видения пророческого” (Иез. 12: 21-23).

R5374 (1914 г.)