БОЛЬШАЯ ПРИВИЛЕГИЯ ИСТИННОГО СЛУЖЕНИЯ

“Так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (Матфея 20: 28).

Слово “послужить” имеет то же значение, что слово “служить”. Учитель говорит нам, что цель Его прихода в мир была несамолюбивой. Его вполне устраивала слава и честь, которые Он имел у Отца прежде бытия мира (Иоан. 17: 5). Правда, Спаситель теперь возвеличен к положению, которое гораздо выше, чем Его прежнее положение, однако Он уверяет, что во время прихода в этот мир у Него не было ни духа, ни желания быть превознесенным. Наоборот, Он хотел служить и сказал: “Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой, и закон Твой у Меня в сердце” (Пс. 39: 9).

Послушный Божественной воле, наш Господь оставил славу, которую имел у Отца, сошел на землю и отдал Себя на смерть, крестную смерть. В ночь, когда Его предали и арестовали, Он сказал: “Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?” Он был послушен до конца.

Еще перед приходом в мир наш Господь понял, что человечество нуждается в Спасителе, и это, несомненно, позволило Ему с радостью принять Божественный порядок. Он в известной степени понимал замысел Отца для падшего человечества. Когда потом, во время Своей земной жизни, Он видел несчастные создания в грехе, деградации и слабости, Он не пытался их порабощать, не пытался использовать собственную силу, собственную интеллигенцию самолюбиво, для Своего уюта, но отдавал Свою жизнь бескорыстно. Он постановил выполнить План, принятый Отцом.

Наш Господь пришел не для того, чтобы Ему служили. Он пришел в мир не для того, чтобы иметь слуг и получить все, что можно взамен, тратя лишь малую толику Своей энергии. Он пришел не из самолюбивых намерений, но для того, чтобы служить другим – делать добро. Он сам говорил: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих”. Именно это Он делал на основе плана Отца.

Однако из этого не следует, что наш Господь отказывался, чтобы Ему служили. Нет, Он принимал служение других. Мысль нашего стиха в том, что Он пришел служить, а не для того, чтобы Ему служили. И чтобы осуществить Свою цели, Ему нужно было стать слугой. Не будь необходимости в таком служении, Господь вряд ли смирил бы Себя и принял вид раба, а также подвергся суровым испытаниям Своего земного существования. Но Он пришел, чтобы совершить служение, необходимое для благополучия, счастья и даже самой жизни всей человеческой семьи.

Через непослушание Адама грех вошел в мир. Божий Закон возвестил, что наказание за этот грех –смерть. Весь человеческий род погибал, и чтобы люди спаслись и не погибли как дикие животные, их требовалось искупить. Согласно Божественному Плану, требовалась цена Выкупа за первого совершенного человека, который согрешил. Единородный был готов удовлетворить это требование. Он с радостью принялся за эту работу, за то, чтобы быть слугой, служителем Бога ради этой цели, поскольку требовалась именно такая служба, и она должна была принести благословение другим.

Такой дух должен побуждать каждого из нас. Мы должны привить в своем характере именно такой принцип служения. Мы должны служить не только потому, что любим работать или быть занятыми, но потому что мы осознаем, что есть работа, которую нужно выполнить, и мы должны с радостью отдавать нашу жизнь в этой благословенной службе.

СОСТОЯНИЕ ИСТИННОГО ПОСВЯЩЕНИЯ

Некоторые думают, что нужно умывать ноги другим. Поскольку такая церемония не дает никакой реальной пользы – ничего желаемого, – нет причины ее проводить. Вряд ли Иисус умывал бы ноги Своим ученикам, если бы они в этом не нуждались. И если однажды нам действительно случится послужить, каждый из нас должен радоваться такой возможности служить сочленам Тела Христа, умывая им ноги или как-то еще. Дело в том, что мы должны ценить привилегию реального служения, а не саму возможность сделать что-то по той причине, что это унизительно. Иисус делал то, что делал, потому что это было полезной службой, и такова была воля Отца. Он также хотел научить Своих учеников не избегать наиболее унизительного служения друг другу как братья. Кроме того, слова Иисуса при этом, кажется, подчеркивали необходимость ежедневного очищения Господних учеников от загрязнения земными вещами (см. Иоан. 13: 6-10).

Наш Господь отдавал Свою жизнь минута за минутой, день за днем, наставляя, исцеляя больных, глухих, слепых, давая советы ученикам. При этом Он не стремился служить Себе. Написано, что “Он ходил, благотворя”. Этот принцип мы должны применять к себе, “потому что поступаем в мире сем, как Он”. Состояние настоящего посвящения – это следование за Иисусом, стремление знать волю Отца и исполнять ее. Это означает, что мы будем исследователями Библии, такими как вериане прошлого, которые “ежедневно разбирали Писания”.

Если мы имеем дух Учителя, мы будем стремиться “делать добро всем, а особенно своим по вере” (Гал. 6: 10). Таков совет св. Павла, который настаивал, чтобы мы были его последователями, как он был последователем Христа. Жизнь Иисуса и апостолов изложена очень выразительно на страницах истории и является ярким примером их несамолюбивого служения другим.

С тех пор многие господствовали над Божьим наследием. Контекст показывает, что наш Господь имел на мысли именно этот класс. Он говорит, что правители язычников властвуют над своими народами, и это происходит за счет тех, над кем они властвуют, и очень редко сопровождается желанием служить людям.

САМОЛЮБИЕ НЕ ПОДХОДИТ ДЛЯ ЦАРСТВА

Мы видим, как наш Учитель употреблял слова нашего текста. Ученики заразились распространенной болезнью – любовью к почестям у людей, а также любовью к почестям у Господа. Двое из них обратились с настойчивой просьбой получить особо почетные места в Его Царстве. Их просьба вызвала дух возмущения у остальных десяти, что привело к спору. В их уме утвердилась мысль, что Иисус обещал им удел в Царстве (Матф. 19: 27-29). Если же им не следовало держать это обетование в уме, то и Господу не следовало давать его. Но они не учли, что Отец не даст это место никому, кто не проявит в полной мере преданность Ему и Его Слову.

В то время ученики имели достаточно ложного достоинства, гордости, что делало их непригодными для места на Престоле. Поэтому Господь напомнил им, что условием, на котором кто-то получит место на престоле, будет проявление такой большой преданности принципам Божьего правления и такой кротости духа, что он с радостью будет служить тому, кто в потребности. Для этого Он поставил в пример Себя.

Перефразируем слова нашего Господа: “Думаете, Я оставил небеса и сошел на землю, чтобы люди Мне служили? Нет, условия, в которые Я попал, сильно уступают тем, которые Я оставил. Но Отец дал Мне привилегию послужить этому делу, и Я рад служить, потому что такова Божественная воля. Я пришел служить, прислуживать, отдать Свою жизнь как выкупную цену за всех”.

Именно такую мысль Он изложил им – что они должны радоваться привилегии служения, радоваться тому, что имеют привилегию делать что-то действительно полезное для других и особенно для братьев в Теле Христа. Если мы применим этот принцип шире, то увидим, каким образом он проявляется в мире, в делах повседневной жизни. Весь человеческий род является слугами. Один является слугой как ювелир, другой служит тем, что производит изделия из шерсти: покупает шерсть, делает из нее ткань и шьет одежду. Третий служит в качестве продавца и поставляет продовольствие. Еще другие – маникюрши, парикмахеры, портные, врачи и т. п. В каждом случае это служба другим.

Если сойти ниже, мы видим, что этот принцип распространяется на прислуживание животным. Лошадь не может сама чистить свою шерсть, а даже свинье надо послужить – приготовить корыто, постелить и дать есть. Нам, в свою очередь, служат дикие животные. Тот, кто сторонится такого порядка службы, лишает себя того, что хорошо для него, и нарушает Закон Вселенной. Кто не выполняет никакой службы, но хочет, чтобы ему служили другие, достоин сожаления. Он несчастен, даже если богат. Становясь таким, он будет высокомерным и самолюбивым, а его жизнь будет лишена прелести и значения.

СЛУЖБА, КОТОРАЯ ХРИСТИАНИНУ В РАДОСТЬ

Настоящий христианин проникается духом службы, как это делал его Учитель, и ему в радость отдавать добром каждому, если есть такая возможность. Если перед ним беспомощные и слабые, то это стимул к служению по мере способности, когда можно подать руку помощи. Мы должны служить всем людям: “Доколе есть время, будем делать добро всем, а особенно своим по вере”.

Где предел? Ответ в том, что мы должны проявлять умеренность. Ежедневно мы проходим мимо служения, в котором нуждаются другие и которое мы не в состоянии им предоставить. Так как же нам быть, если мы не можем делать то, что хотим? Первый долг, первая ответственность – перед нашими семьями. Тот, кто пренебрегает своими, хуже неверующего. Благотворительность начинается дома. Если мы имеем там ответственность, мы не можем уделить другим столько же внимания, времени и денег, сколько собственной семье.

НЕ НАДО ПОХВАЛЯТЬ ЛЕНЬ

У кого есть деньги, тот имеет талант, который можно использовать, чтобы делать добро. В мире вы не найдете для этого слишком много возможностей. Даже если бы у нас были миллионы долларов, дух здравого ума должен управлять нашими расходами. Давать деньги, чтобы подтолкнуть кого-то к расточительству, лени, безделью, означало бы злоупотреблять ими, а не делать добро. Бог сказал: “В поте лица твоего будешь есть хлеб”. Самые счастливые те, кто имеет что делать, и самые несчастные те, кому нечем заняться, у кого нет амбиций.

Даже нашим семьям мы не можем сделать всего того, что хотим, потому что часто сталкиваемся с нехваткой оценивания. Некоторым нашим родственникам всегда мало. Мы никогда не можем им угодить. Поэтому, решая, что делать, мы должны проявлять дух здравого ума. Помните, что, войдя в службу Господа, мы получили новые полномочия, особую работу в мире.

Какая служба нам дана? Служба послов Христа. Мы должны проповедовать Истину везде, где есть уши, готовые слушать, и глаза, готовые видеть. Те же, у кого нет открытых ушей и глаз, могут нас растерзать, как предупредил Учитель (Матф. 7: 6). Поэтому мы должны использовать дух здравого ума, когда решаем, кто является хорошим объектом для Истины, а кто – нет.

Мы говорим Учителю: “Господи, мы отдадим Тебе и Твоей Истине все свое время”. Он отвечает: “Вы не можете идти проповедовать Евангелие в лохмотьях или без одежды. Хорошо бы позаботиться о нужных вещах. Но не подумайте, что сначала надо собрать немного денег для себя, а уже потом идти и рассказывать о Царстве”.

Мы можем спросить: “Не оправдание ли это, Господи, чтобы не делать ничего для наших ближних и семей?” Господь отвечает, что мы не должны пренебрегать нашими семьями, а должны заботиться о них в зависимости от их потребностей. Тем не менее, свои дела надо вести экономно. Если наша семья не делает то, что должна, и не прикладывает усилий, когда по возрасту может зарабатывать на жизнь сама, мы не должны ничего делать для нее, ведь она, имея силу, не нуждается в нашей помощи. Мы должны делать для нее только то, что нужно. Верим, что таков ум Господа.

НАША ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК СЛУГ

Хотя мы должны делать добро всем людям, наша особая служба должна быть в Господнем деле, деле Отца – в распространении Истины. Делая это, мы можем сказать доброе слово тем, с кем общаемся. Если у нас есть деньги, мы можем еще и помочь. Но мы должны помнить, что мы не имеем ни одного своего гроша, ни одной своей минуты времени. Все принадлежит Господу и должно быть использовано в духовных вещах, за исключением насущной потребности в земных делах. Будьте уверены, мир вас не оценит так, как если вы бы делали больше в земных вещах. Но мы не получили наших полномочий от мира.

Мы осознаем, что дух Господа Иисуса имел большое влияние в мире. Он произвел глубокое впечатление на благородные души и вел их к тому, чтобы основывать приюты для сирот, госпитали для слепых, дома для неизлечимо больных и т. п. Этими институциями занимается общественность. Сегодня считается закономерным заботиться о тех, кто не может позаботиться о себе сам. Но поскольку мир устраивает эти дела с точки зрения бизнеса, Господний народ освобожден от личной ответственности в этом, потому что он – Божьи послы. Хорошо заботиться о больных и калеках, но поскольку этим занимается город и государство, то это, как правило, снимает с нас ответственность.

Есть богатые люди, которые говорят: “Я предпочитаю ухаживать за больными друзьями сам и отправлять их в дорогие заведения”. Если кто-то так делает, это его дело. Человек может сказать: “Я предпочитаю иметь дом за миллион долларов”. Это тоже его дело. Он имеет на это право, и может иметь несколько автомобилей и личную яхту для досуга. Но с христианином все по-другому. Вся его собственность принадлежит [R5376] Господу. Поэтому он находится в другом положении, чем остальные. Он не должен быть похож на мир. Все, что он делает, он делает для Бога исходя из своего отношения к Нему как сына. “Мы теперь дети Божии”.

КРОТКИЕ БУДУТ ВОЗВЫШЕНЫ

Словами нашего текста Учитель наставляет Своих учеников, чтобы они не стремились властвовать. Он хочет иметь в качестве Своих последователей тех, у кого больше Его духа кротости и служения. Если бы кто-то возвышал себя, Учитель, соответственно, менее ценил бы его, ведь “кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится”. Господь пошлет испытания, которые возвысят или унизят, и везде, где мы видим в действии правильные принципы, мы должны показать, насколько мы ценим их. Кто больше всего проявляет Дух Христа, того мы должны ценить превыше всего. Кто имеет меньше Духа Христа, того мы ценим меньше. Мы должны внимательно наблюдать за этими качествами.

Мир действует на основе самолюбия. В этом тайна войн, восстаний, революций и т. п., где каждая из сторон пытается самолюбиво контролировать богатства, почести, власть и полномочия. Мы, как христиане, испытываем радость, когда видим разницу в духе, который в нас. Надо помнить, что мы “по природе дети гнева, как и прочие”. Не следует думать, что мы изменимся мгновенно, но ум изменится, и мы станем более Христоподобными. Как Новые Творения во Христе, мы должны внимательно следить, чтобы служба, которую мы так стремимся выполнять для Господа, так или иначе не менялась к худшему, на манер духа мира.

ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВОВАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ СЛУЖБОЙ

Наш Господь, приняв Свою великую власть, чтобы царствовать, не будет руководствоваться теми же мотивами, что правители настоящего времени, цель которых – получить власть для собственной славы и самовосхваления. Да, действительно, Он будет иметь большую власть и полномочия, но все это будет в согласии с тем, что устроил Небесный Отец. [R5377] Проявление славы и силы будет не для того, чтобы подавить мир, а для того, чтобы его благословить и поднять. Этот труд будет осуществлен с точки зрения службы с намерением помочь человечеству стать настоящими правителями мира, ведь Мессианское Царство прекратится, когда мир сможет позаботиться сам о себе.

Мы понимаем, что такой путь был задуман изначально. Небесный Отец сделал человека царем земли. Бог увенчал человека славою и честью и поставил над делами Своих рук (Пс. 8: 6, 7 Евр. 2: 7). Он не намерен держать человечество под железным жезлом всегда. Этот жезл должен послужить только временно, для настоящего развития человека, чтобы человеческий род мог быть приведен обратно к полному благословению своей первоначальной привилегии быть царями земли.

Господнее Царство, видим, будет сильно отличаться от всякого другого, установленного ранее. Наша служба, как членов Тела Христа, будет такой же, как Его служба. Мы будем иметь с Ним удел в поднятии человечества. “Бог... нас... воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе” (Еф. 2: 6, 7).

R5375 (1914 г.)