КТО МОЖЕТ МОЛИТЬСЯ И О ЧЕМ?
ЛУКИ 11: 1-13
“Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам” (Луки 11: 9).
Иисус, как правило, молился наедине. Читаем, что Он иногда проводил всю ночь на молитве к Богу. Каким непоследовательным было бы все это, если бы Он Сам был Отцом, Который некоторое время находился с людьми и внешне выглядел как “Человек Иисус Христос”! И, напротив, какой последовательной является мысль о молитве Иисуса к Отцу, если связать ее с Его собственным высказыванием: “Ибо Отец Мой более Меня” (Иоан. 14: 28). “Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца” (Иоан. 6: 38). “Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу [от Моего Отца], так и сужу” (Иоан. 5: 30).
Иисус не был Отцом, Который притворялся человеком, а был Логосом, Словом, Посланием Бога, Которого Отец освятил и послал в мир стать Искупителем мира, и Который впоследствии должен быть его Царем, чтобы освободить от власти сатаны и греха и восстановить желающих и послушных к Божественному подобию, милости Отца и вечной жизни (Ис. 25: 6-8; Рим. 8: 21).
Осознавая важность Своей миссии, Иисус имел постоянную связь с великим Автором Плана Спасения, Своим Небесным Отцом. Его молитвы не были притворством; они были искренними. Он поклонялся Отцу в духе и в истине, как Сам говорил, что все должны так делать, если хотят быть принятыми Отцом.
Бесспорно, ученики видели, что Учитель часто находится на молитве, и видели благословения, которые Он, очевидно, получает от нее. Вместо того, чтобы настаивать на молитве, Иисус собственным примером учил их, чтобы у них было желание иметь привилегию и благословение молитвы. Со временем они попросили Его о помощи, говоря: “Господи, научи нас молиться”. Было бы хорошо спросить, кто может молиться и о каких вещах мы можем обращаться к великому Создателю, в противном случае мы можем молиться, не имея на то права, или молиться не на добро, как, по словам св. Иакова, делают некоторые.
Есть разница между поклонением – признанием величества, благоговением – и молитвой. Каждый может преклоняться перед Господом, падать на колени, выражать благодарность и надлежащее признание. Но что касается просьб к Богу, молитв, то эта привилегия заметно ограничена. Иудеи имели привилегию возносить молитвы, потому что они как народ были в образных отношениях с Богом под Заветом Закона – как “Дом Слуг”. В то же время язычники не имели никакой привилегии приближаться к Богу в молитве, пока не закончилась милость для иудеев три с половиной года спустя после распятия Иисуса.
Согласно Библии, первым язычником, чьи молитвы были приняты, был Корнилий. И даже его молитвы не были приняты, пока он не был наставлен о Христе и Его искупительном деле, пока он не стал последователем Иисуса. Тогда его молитвы и его посвящение оказались приемлемыми для Отца, и он был принят в Божью семью как сын. С тех пор он, как сын, имел право, привилегию молитвы (Деян. 10: 25-48).
И хотя сегодня кто-то может поклоняться Богу и почитать Его, никто не имеет привилегии молиться, если он не стал посвященным учеником Иисуса, за исключением несовершеннолетних детей таких посвященных лиц. Везде в мире сегодня эту тему искажают. Слова Иисуса, “Отче наш”, ложно истолковывают, будто они означают “Отцовство Бога и братство людей”. При этом сам контекст игнорируют. Игнорируют также факт, что речь идет о посвященных учениках, которые были научены молиться “Отче наш”, а не о человечестве в целом.
Существует общая тенденция игнорировать личную веру в кровь искупления – игнорировать факт, что ни один человек не может прийти к Богу иначе, как через Сына (Иоан. 14: 6). Адам действительно был создан как Божий сын, но непослушание и приговор смерти лишили его такой общности, которую возможно было возобновить лишь определенным Богом путем – через Христа. Молитва является замечательной привилегией, но она не для грешников, а для тех, кто был оправдан великим Ходатаем, назначенным Отцом, Иисусом.
“КОГДА МОЛИТЕСЬ, ГОВОРИТЕ [НАПОДОБИЕ ЭТОГО]”
Образец молитвы, который Иисус дал Своим последователям, является величественно простым. Он лишен самолюбия. Вместо слов “я” и “меня”, молитва объемлет всех, кто является подлинно Господним народом, из всякого класса – “мы”, “нас”, “нам”. Она несамолюбива еще и потому, что не является молитвой о земных благословениях. Лишь одно обращение “хлеб наш насущный подавай нам на каждый день” можно объяснить таким образом, что оно касается самых простых земных благословений. Но также стоит учитывать, что оно означает прежде всего духовную пищу.
Молитва начинается почтительным признанием величия и святости Имени, то есть характера, Небесного Отца. Дальше идет признание существующего состояния греха в мире и признание веры в обетование, данное Богом, что окончательно Его Царство будет установлено на земле и свергнет господство Греха и Смерти, которое преобладало в течение шести тысяч лет, и свяжет сатану, “князя мира сего” (Отк. 20: 1-3). Обращение “да приидет Царствие Твое” не только показывает веру в Бога и Его обетование упразднить грех и установить праведность на земле, но означает нечто большее, а именно, что тот, кто просит, пребывает в своем сердце в согласии с Богом и Его праведностью и выступает против господства Греха и Смерти.
Дальше идет обращение “да будет воля Твоя и на земле, как на небе”. Оно свидетельствует о полном доверии к Божьему обетованию, что Его Царство, когда оно будет установлено, не потерпит неудачу: что сатана будет связан; что царствованию Греха и Смерти придет конец; что свет знания о славе Бога наполнит всю землю и восторжествует, уничтожая всех добровольно оказывающих сопротивление, пока в конечном итоге всякое колено не преклонится и всякий язык не будет исповедывать во славу Бога.
Это – выражение доверия, что Царство осуществит полное восстановление земли к ее эдемскому состоянию, а человека – к его первоначальному совершенству по образу его Создателя, потому что пока не воцарятся такие условия, до тех пор невозможно, чтобы Божья воля исполнялась в совершенстве на земле, как она исполняется на небе. В этом содержится мысль, что лишь тогда, когда грех и смерть будут упразднены, мир человечества станет таким же счастливым от Божьей милости, как счастливы сегодня ангелы. Об этом Иисус ясно высказался впоследствии, заверив нас, что окончательно не будет ни вопля, ни плача, ни смерти, потому что прежнее, имеющее связь с грехом и смертью, пройдет (Отк. 21: 5).
Просьба о хлебе насущном подразумевает осознание того, что наше содержание, телесное и духовное, должно быть от Бога. А отсутствие упоминания о какой-то особенной еде свидетельствует не только о голоде и большом желании с нашей стороны, но и о полном согласии с тем, что пошлет нам Божественная Мудрость.
Когда те, кто оправдан, молятся “и прости нам грехи наши”, они не имеют в виду Первоначальный Грех, потому что они освобождены от того осуждения через оправдание. Под грехами имеются в виду те неумышленные недостатки, какие характерны для всех и какие все последователи Иисуса пытаются преодолеть. Просьба, чтобы нам были прощены наши изъяны, как мы великодушны и прощаем провинившимся перед нами, является напоминанием об общих требованиях относительно наших отношений с Богом. Мы не можем возрастать в благодати и пребывать в свете Божьей милости, если не практикуем дух любви, который является духом Бога – духом прощения, духом великодушия в наших отношениях с другими. Таким образом, Бог намеревается оказывать больше милости прежде всего тем, кто особо пытается брать пример с Его милосердной доброты.
“И не введи нас в тяжкое испытание” (Стерн) свидетельствует о том, что мы осведомлены об окружающих нас силах зла и, как Новые Творения, не в состоянии противостоять им, если бы не Божественная помощь. “Но избавь нас от [того] лукавого” является признанием, что сатана является нашим большим противником, что мы должны быть настороже, готовые дать ему отпор, но при этом осознаем нашу собственную недостаточность и нуждаемся в Божественной помощи. “Ибо нам не безызвестны его [сатаны] умыслы” (2 Кор. 2: 11). “Потому что наша брань не [только] против крови и плоти, но против.. духов злобы поднебесной” (Еф. 6: 12).
“ИЩИТЕ, СТУЧИТЕ, ПРОСИТЕ – И ПОЛУЧИТЕ”
В заключительных стихах нашего исследования Иисус предостерег, что молитва должна быть пламенной и настойчивой, а не скучной и формальной. Он приводит иллюстрацию человека, который сначала не хотел, чтобы его тревожили – даже его друг, – но окончательно был тронут искренностью его просьбы. Поэтому, когда мы молимся, чтобы пришло Божье Царство и исполнилась Его воля, но все это долго медлит, мы не должны думать, что наши молитвы не выслушаны. Мы молимся согласно Божественному обетованию, и хотя мы не поторапливаем Царство нашими молитвами, мы входим верою в блаженство отдыха, постоянно приводя на память Божьи обетования и ожидая, когда Господь выполнит свое обещание.
В действительности Бог хочет дать Своему народу Свой Святой Дух. Через изъяны плоти ни один из нас не может сразу наполниться этим Духом, как было в случае нашего совершенного Учителя. Но когда мы приходим к Богу, стремясь наполниться Его духом, стремясь быть в согласии с Ним, стремясь иметь подобие Его характера, то, ища, мы находим, и на наш стук двери отворяются.
Также не следует бояться, что на наши просьбы наш Небесный Отец даст неудовлетворительный ответ. Может ли земной отец дать изголодавшемуся ребенку камень, когда он просит хлеба, или дать змею, когда он просит рыбы, или скорпиона, когда он просит яйцо? Конечно, нет! Мы должны знать, что наш Небесный Отец намного лучше нас, намного более приветлив, более справедливый и любящий, что Ему приятно давать добрые дары, Его Святой Дух, тем посвященным ученикам Иисуса, которые настойчиво хотят этого.
R5378 (1914 г.)