[R5387]
ПОКОЙ ДЛЯ НАРОДА БОЖЬЕГО
“Сам Я пойду, и введу тебя в покой” (Исход 33: 14).
Мы не должны думать, что наш Небесный Отец буквально шел по пустыне с детьми Израиля, оставив дела Вселенной и отправившись с ними в их путешествие. Мы также не должны думать, что Бог одновременно находится везде. Эта небиблейская мысль послужила основой многих заблуждений. Христианские ученые говорят, что Бог находится везде – в каждом куске дерева, фарфора, во всем. Когда мы спрашиваем, что они имеют в виду, они говорят, что поскольку слово “Бог” подразумевает “добро”, и поскольку добро есть во всем, следовательно, Бог должен быть во всем; поэтому Бог означает добро и должен быть везде, даже в каждом атоме материи. Так вот, на этом ошибочном учении о вездесущности Бога они строят свою теорию. Но их мысли не соответствуют Писанию.
Мысль Священного Писания заключается в том, что Бог особым образом проявляет Свою Силу и Любовь к Своему народу. Бог находится на небесах; земля – подножие ног Его. Но благодаря Своим различным качествам и средствам, а также Своему разуму и знанию, Он может как бы присутствовать везде через Своих ангелов, Своих посланников. Как мы с помощью телеграфа и телефона можем общаться с самыми отдаленными уголками земли, так Бог может осуществлять Свою Власть в каждой части Вселенной.
Слова нашего текста, как мы помним, были Господним ответом Моисею, когда этот великий муж был в недоумении. Ему, как вождю Израиля, было велено идти вперед и благодаря Божественной милости привести их в землю Ханаан, чтобы дать им покой.
С самого начала путешествия по пустыне народ так или иначе проявлял нерасположение, страх. Люди понимали, что расстались со своими домами и отправляются в чужую землю. Несмотря на то, что египтяне угнетали их, они полагали, что если они пойдут в пустыню без египетских надсмотрщиков, то из-за этого у них не будет еды. Поэтому они были упрямыми, как вол, которым трудно управлять.
Господь обещал Моисею: “Сам Я пойду, и введу тебя в покой”. Он обещал быть с израильтянами и придавать им уверенности, чтобы они осознавали Его силу среди них, ведь энергия Бога во всех делах земли, как и Вселенной, – это способность не просто знать о происходящем, но управлять всеми событиями, чтобы они исполняли Его замыслы. Он направляет усилия Своего народа и поддерживает их. Кроме того, ангелы Господа, вполне вероятно, были заняты в этом особом деле по надзору за делами израильтян.
Данная мысль согласуется с Писанием, которое говорит, что у каждого Господнего святого есть ангел-хранитель, имеющий надзор за ним. Читаем: “Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного” (Матф. 18: 10). Они имеют непосредственное общение с Отцом, отчего Он имеет прямой надзор за всеми, кто принадлежит Ему.
Божественная сила проявлялась непосредственно в славе Шекина над Крышкой Умилостивления в Святом Святых, что указывало на присутствие Господа с ними. И когда они отправлялись в путь, облачный столп шел перед ними днем, а огненный столп – ночью. Когда они останавливались, облачный столп стоял на месте. Пока они стояли лагерем, облако покоилось над Скинией, а слава Шекина покоилась между херувимами на Крышке Умилостивления в Скинии. Так Божье присутствие направлялось с ними в землю Ханаанскую и давало все, что Он обещал (Иис. Нав. 23: 14).
МОИСЕЙ НУЖДАЛСЯ В ОБОДРЕНИИ
Из контекста видно, как кротость Моисея проявилась снова. Раньше он просил, чтобы кто-то стал его словесным орудием, и Господь сказал, что им может быть Аарон. Опрометчивые люди часто попадают в неприятности, потому что им не хватает кротости, умеренности. Не так было с Моисеем – “человеком кротчайшим из всех людей на земле”. Смирение – важнейший элемент характера. Кроткому человеку легче быть мягким и терпеливым, чем тому, кому не хватает кротости. Так при перечислении плодов святого Духа св. Павел упоминает о кротости (Гал. 5: 23).
Когда Господь обещал, что Его присутствие будет сопровождать Моисея, Он обращался к нему как к Посреднику. Он сказал: “Сам Я пойду, и введу тебя в покой”. Как только Моисей огласил Завет Закона на Синае, Израиль вступил в отношения завета с Богом, а Господь – с Израилем.
НЕСПОСОБНОСТЬ ИЗРАИЛЯ ВОЙТИ В ПОКОЙ
Кто-то мог бы подумать, что Божье обещание дать покой означает, что Моисей должен иметь покой ума, и что все, кто придет к согласию с Моисеем и Божьими обещаниями, также будут иметь покой ума. Но этот покой ума – это не то, что имеется здесь в виду. Израильтяне направлялись из земли Египетской в Землю Обетованную, которая должна была стать для них вечным наследием, если они будут соблюдать свой Завет. Но из всех взрослых, вышедших из Египта, только Халев и Иисус Навин вошли в Ханаан (Числ. 32: 11, 12). Большинство не смогло войти из-за недостатка веры. Сорокалетнее блуждание по пустыне было вызвано их боязливостью и последующим бунтом.
Когда во время путешествия по пустыне Израиль наконец пришел к тому месту, откуда можно было увидеть землю Ханаан, были посланы соглядатаи, чтобы внимательно все изучить и сообщить, каким путем лучше всего войти в Землю Обетованную. Все разведчики, кроме Халева и Иисуса Навина, дали неблагоприятный отчет. Тогда народ по робости сказал: “Мы не можем войти и овладеть этой землей. Там видели мы исполинов, и мы были в глазах наших перед ними как саранча”. Поэтому в своем неверии они роптали против того, чтобы идти туда, отчего Бог в Своем гневе поклялся: “Они [народ сей] не войдут в покой Мой” (Евр. 3: 11). [R5388]
ТИПИЧНЫЙ И АНТИТИПИЧНЫЙ ОТДЫХ
Апостол Павел показывает, что покой в Ханаане был прообразом покоя Божьего народа в Евангельском веке (Евр. 4: 3, 9). Верой мы имеем покой в Боге – покой в Его обетованиях. Нас не отпугивают неблагоприятные условия настоящего времени. Наш покой – реальность; покой Израиля был прообразом.
Антитипичный покой, в который входит Господний народ, имеет две части. Мы, уверовавшие, входим в покой уже сейчас. Мир Божий царит в наших сердцах и направляет нашу жизнь. У нас есть отдых веры, покой веры, уверенность в том, что Бог направит наши пути. Поэтому мы довольны, хотя еще не удовлетворены. Мы не будем удовлетворены, пока не войдем в полный покой. Наш истинный покой будет тем славным, совершенным состоянием за завесой, которого мы достигнем в Первом Воскресении.
Св. Павел, обсуждая этот вопрос в 3-й и 4-й главах Послания к Евреям, заявляет, что народ Израиля не вошел в покой не потому, что Бог не выполнил Свою часть, а потому, что они не проявили должной веры в Господа, что у них было “сердце лукавое и неверное”. Затем он говорит, “Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим” (Евр. 4: 1). Есть требования, есть условия. Апостол хочет сказать, что тот, кто хочет принадлежать к этому классу победителей, должен быть внимательным, иначе он не сможет войти в вечный покой Бога. Класс победителей обязательно будет, и Бог предопределил и предначертал, что он войдет в этот славный и совершенный покой. Если мы будем верными до смерти, то достигнем этого славного покоя через “изменение” в воскресении.
ИИСУС НАВИН – ПРООБРАЗ ХРИСТА
Сейчас мир не в состоянии войти в покой. Люди подобны бушующему морю. Они не вступили в отношения с Богом. Как говорит нам Писание, человечество – это бедное, стонущее творение, которое мучится родами до сих пор. Люди не замечают покоя, который Бог даровал. Однако мы видим, что когда антитипичный Моисей, великий Посредник, будет завершен, Он поведет народ в покой (Втор. 18: 15; Деян. 3: 22).
Моисей не ввел народ в Землю Обетованную. Через Иордан их перевел их новый вождь – Иисус Навин. Таким образом, этот образ показывает, что человечество войдет в землю обетованную не благодаря Закону, а благодаря Спасителю. Имя “Иисус” означает “спаситель” – греческое Jesous. (Евр. 4: 8). Итак, Иисус поведет все человечество, которое этого пожелает, в истинную Землю Обетования – к любви и верности Богу и принципам праведности. Потребуется вся тысяча лет Мессианского Царства, чтобы привести мир ко всем благословениям, которые Бог приготовил для них.
Наш Господь Иисус вошел в покой, доверяя Небесному Отцу, что Тот исполнит все Свои милостивые обещания. Иисус, глава антитипичного Моисея, наслаждался совершенным покоем сердца и осознавал постоянное присутствие Небесного Отца рядом с Ним. Это продолжалось в течение трех с половиной лет; и затем Он вошел в покой полностью, через Первое Воскресение.
То же самое верно по отношению ко всем членам Тела антитипичного Моисея – Христа. Их сопровождает Божье присутствие. В настоящее время мир еще не в состоянии войти в покой Отца. Только члены Тела Христа вошли в этот покой веры, уповая на Господа. И никто, кроме тех, кто остается верным, не будет признан членом великого антитипичного Посредника. Всем, кому не хватает веры, не хватает также доказательства, что они находятся в Теле Христа. Если наши сердца обеспокоены, и мы не можем войти в этот покой веры, то будет правильно обратиться к Престолу Благодати, чтобы преодолеть трудности.
ПОКОЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Что касается тех израильтян, о которых Господь сказал, что они не войдут в Его покой, мы понимаем, что Он не имел в виду, что ни один иудей не войдет в истинный Божий покой. Скорее, это было пророчеством о конце Иудейского века – что они как народ не будут готовы войти в этот покой веры, предложенный им в то время, что они как народ потерпят неудачу. Они действительно потерпели неудачу, так как “не узнали времени посещения своего”.
Как только великий Мессия установит Новый Завет, иудеи и язычники обретут покой и благополучие, когда войдут под этот Новый Завет. Непокорные же после полного, справедливого испытания пойдут на Вторую Смерть. На протяжении Тысячелетнего века человечество будет входить в настоящий покой, что будет означать освобождение от рабства Греха и Смерти. До окончания царствования Мессии они полностью войдут в этот покой и совершенство жизни, и будут признаны частью семени Авраама согласно обетованию: “Ибо Я сделаю тебя отцом множества народов” (Быт. 17: 5; Рим. 4: 17). На них будет Господнее благословение. Всякий, отказавшийся войти в Божий покой, будет отсечен, то есть добровольный грешник умрет в возрасте ста лет (Ис. 65: 20).
R5387 (1914 г.)