ХОРОШЕЕ И ПЛОХОЕ ИСПОВЕДАНИЕ
Луки 12: 1-12
“Всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред ангелами Божьими” (стих 8).
Большая толпа окружила Спасителя, желая послушать Его, потому что никто “никогда не говорил так, как Этот Человек”. Не обращая внимания на толпу, Иисус обратился к Своим ученикам: “Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие”. Здесь, как и везде в Его учениях, Иисус употребил закваску как символ, как образ плохого влияния. Мы не знаем ни одного случая, когда бы закваска была употреблена, чтобы представлять что-то хорошее или чистое. В пасхальную пору иудеям было запрещено использовать ее, что символизировало отказ от греха.
Иисус сказал, что лицемерие, практикуемое фарисеями, учеными людьми того времени, было закваской, нечистотой, грехом, загрязнением их влиянием. Ученикам следовало быть честными, искренними, чистыми, свободными от ханжества и обмана, чтобы их слова и дела не надо было скрывать. Иисус сказал, что окончательно всякое лицемерие и грехи будут открыты, явлены. Бесспорно, Он подразумевал Свое Царство, когда явится сила воскресения, и все укрытое во тьме перестанет быть таким, а тайны человечества будут обнародованы. Без сомнения, это будет основанием для поругания и посрамления и станет наказанием для многих, как и было предсказано.
Поэтому читаем, что в воскресении некоторые выйдут, чтобы сиять, как звезды небесные, тогда как другие – на поругание и вечное посрамление (Дан. 12: 2). Однако как отрадно знать, что еврейский текст содержит выражение “длительное”, а не “вечное”. Поругание и посрамление будут длиться до тех пор, пока будет продолжаться неодобрительное и позорное состояние – пока не произойдет реформирование человека или, если этого не случится, пока он не будет уничтожен Второй Смертью.
НЕ БОЙТЕСЬ ПРЕСЛЕДОВАНИЙ
Иисус дал понять, что честная жизнь принесет Его последователям преследования со стороны лицемеров. Но им не надо бояться, даже если преследования закончатся смертью. Нынешняя жизнь в лучшем случае быстротечна. Стоит принимать во внимание лишь вечную жизнь, которую Бог предусмотрел для всех желающих и послушных и которой можно окончательно достичь через заслугу жертвы Иисуса. Кто так верит, не должен бояться, что ему сделает человек, а скорее должен бояться того, что может отделить его от Бога и Его милостивых обеспечений будущей жизни.
“Бойтесь Того, Кто, по убиении, может ввергнуть в геенну”. Греческое “geenna” является прежде всего названием долины возле Иерусалима, в которую сбрасывали трупы из города для их полного уничтожения, а также наихудших преступников после казни – не для истязания, а для того, чтобы показать символически, что злые люди не имеют будущего. Иисус употребил Геенну как образ Второй Смерти, которая станет уделом всех, кто добровольно, сознательно, умышленно грешит против света и знания.
Страх перед Богом является началом мудрости, и почтительный страх всегда уместен. Но когда Божий народ близко познает Его, учится Его Справедливости, Мудрости, Любви и Силе и осознает, что Он является Другом всех, кто любит праведность, он начинает любить Бога, и тогда, как говорит апостол: “Совершенная любовь изгоняет страх [страх ошибиться]” и дает отдых. Господние ученики должны осознавать опеку Небесного Отца над ними и Его Мудрость; если Он не забывает о малых птицах, то не забудет и о них, и даже волосы на их голове не будут повреждены без Его ведома и позволения; и всякая вещь, которую Он позволяет на Свой народ, на Своих детей, принесет им, как Он убеждает, значительное благословение.
“ИСПОВЕДАЕТ МЕНЯ ПРЕД ЧЕЛОВЕКАМИ”
Кто находится в согласии с Богом, должен исповедать Его, а также Иисуса, Его представителя, Которого Он послал в мир. Кто исповедает Иисуса, тот исповедает Отца, пославшего Его. Все такие будут находиться в Господней милости, и Отец окончательно признает их в воскресении (а также святые ангелы) членами Невесты Христа. Но тот, кто, став учеником Христа, отречется от Него, того Он не признает учеником в славе.
Слова Иисуса были адресованы ученикам, а не толпам. Кто будет исповедать Христа, тот станет Его учеником. Никто не может отречься от Него, если никогда Его не признавал. Поэтому исповедать следует не только крещением или какой-то другой внешней формой. Последователи должны исповедать Его своей жизнью, поведением, словами. Они должны иметь Его Дух и “возвещать совершенства Призвавшего их из тьмы в чудный Свой свет”. Кто считает себя учеником, а затем игнорирует учения Учителя, тот ложно представляет Его, злословит, отрекается от Него и не будет иметь участия в славном представлении Невесты в конце Века.
Толпы, конечно, пребывали в сомнениях, и потому не становились Его учениками. Некоторые даже высмеивали Иисуса, говоря, что Он имеет демона и сошел с ума. Учитель дал понять, что такое неправильное понимание Его и злословие вполне могут получить прощение, если это сделано неумышленно. Но если кто-то переступил черту и сказал, что Его добрые дела, ведомые Святым Духом, делаются властью сатаны, Веельзевула, тот сделал непростительный грех, мимо которого нельзя пройти.
Такой грех является неминуемо сознательным, потому что обвинения не имели основания. Учения Господа были самой чистотой. Его поведение, Его высказывания и чудеса были добрыми. Только сознательно искаженное воображение могло приписать их сатане. Факт, что их невозможно простить, не означает, что клеветники были безнадежно пропащими. Они будут наказаны в соответствии с мерой преступного умысла. Если наказание принесет исправление, очень хорошо, но если не принесет, это закончится полным уничтожением – Второй Смертью.
Немногие вопросы так малопонятны, как грех против Святого Духа. Слово “дух” в таких случаях подразумевает силу, влияние. Например, дух сатаны является его силой, влиянием, враждебным Богу и праведности. Дух заблуждения является силой, влиянием фальши. И наоборот, дух Истины, Дух Бога, Святой Дух представляет Божественное влияние и силу везде, где его можно заметить. Ответственность каждого зависит от осведомленности. Умственно и морально слепые сравнительно мало ответственны, потому что они не оценивают выразительно разницы между духом Истины и духом заблуждения, Духом Бога и духом сатаны.
Человек не создан в состоянии неспособности различить правильное и неправильное, добро и зло. Он создан совершенным, по образу и подобию Бога. Грех повлек смерть не только человеческого тела, но и ума, совести. Поэтому умение делать различие между правильным и неправильным является разным. Кроме того, некоторые имеют больше возможностей получить указания, и их ответственность больше. Мир в целом не знает Бога, поэтому не может грешить против Святого Духа в полном смысле или в полной степени, которая была бы наказана Второй Смертью. “Неверующих, у которых бог века сего ослепил умы” (2 Кор. 4: 4).
Чтобы нам оценить Христа, посланного Богом, необходимо некоторое знание. Тогда, если мы принимаем Его и становимся Его посвященными учениками, последователями, мы получаем зачатие Святым Духом. Это ведет нас к важному пункту, где глаза нашего понимания открываются более широко, в зависимости от того, насколько мы наполнены Святым Духом. Наша ответственность возрастает вместе с нашей радостью в Господе и нашими приготовлениями к небесной славе, к которой мы были призваны. Однако эти успешные ученики Иисуса находятся в опасности оскорбить Святой Дух, которым были запечатаны, – погасить Дух святости в своем сердце (Еф. 4: 30; 1 Фес. 5: 19). Хотя оскорбить и погасить невозможно тотчас, это путь, который ведет ко Второй Смерти. Каждый христианин, следовательно, должен настойчиво стремиться к совершенству святости – наполнению Духом.
Апостол излагает эту мысль в Евр. 6: 4-6, утверждая, что тех, которые вкусили благого Божьего Слова и силы будущего Века, которые стали причастниками Святого Духа, невозможно возобновить к покаянию, если они с полным сознанием и совершенно обдумано отвергают Христа и праведность и возвращаются к греху. Затем он говорит (Евр. 10: 26, 27): “Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников” Бога. Апостол особо упоминает отвержение дела примирения Христа, говоря, что такие считают кровь Завета, которой были освящены, обычной вещью, и пренебрегают Духом милости, который вел их до сих пор.
Тот, кто погашает Дух святости, то есть “оскорбляет Дух”, описан св. Иаковом (5: 14) как духовно больной. Отделенный от общности с Богом, он имеет последнее средство, а именно, возможность обратиться за помощью к освященным старейшинам Церкви, чтобы те помолились за него и помазали его елеем, символом Святого Духа. Молитва веры спасет такого духовно больного, и Господь поднимет его, и если он совершил грехи, то те простятся ему.
“ИБО СВЯТОЙ ДУХ НАУЧИТ ВАС”
Верные Господние последователи должны надеяться, что среди различных трудностей будут также ложные обвинения, за какие их поставят перед магистратом. Ученики в большинстве случаев были неграмотными и чувствовали трепет в присутствии образованных должностных лиц. Однако они должны были знать, что их будет сопровождать Господнее благословение, и они будут иметь мудрость, которая превзойдет ту, которую они имеют от природы. Они не должны беспокоиться заранее, что им отвечать, а должны поручить все Господу в надежде на Божественную поддержку.
Из этого вовсе не следует, что служители Христа – за кафедрой или в собрании – должны пытаться представлять Господа без изучения темы. Напротив, каждый должен принимать для себя слова св. Павла, сказанные Тимофею: “Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины” (2 Тим. 2: 15). Есть разница между тем, чтобы стоять перед собранием Божьего народа как словесное орудие Его Слова и быть вызванным в магистрат.
R5390 (1914 г.)