ВЕРНЫЕ БОДРСТВУЮТ
Луки 12: 35-48

“Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими” (стих 37).
Нынешняя лекция является продолжением наставления Учителя Своим верным: чтобы они готовились услышать Его “Хорошо!” и участвовать с Ним в Его Царстве. Он сказал: “Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство” (стих 32). Господь сознательно оставил Своих последователей без четкой информации о времени установления Своего Царства. Промежуточное время между Его уходом и возвращением было проиллюстрировано в Притче о Талантах. Учитель оставил Своих слуг, вверив им Свое имущество, пока Он уйдет в далекую страну, в само небо, чтобы облачиться в царские полномочия, а затем, в свое время, вернуться, чтобы принять Своих слуг и, в зависимости от их верности, сделать их участниками с Собой в Своем Царстве. После этого Он должен был начать правление над подчиненными ради благословения и поднятия их из состояния греха и смерти – ради освобождения от царствования Греха и Смерти.

ВОПРОС ВТОРОГО ПРИСУТСТВИЯ ГОСПОДА

Нынешняя лекция открывается притчей. Если господин собирается жениться и привести домой невесту, то в его большом доме слуги в ту особенную ночь будут очень деятельными, пристальными, внимательными, чтобы принять хозяина с надлежащим уважением. Они не будут знать точного времени прихода господина, но постоянно будут наготове, чтобы услышать его стук и немедленно открыть. Так же, по словам Иисуса, все Его последователи должны быть наготове относительно Его второго пришествия. Он должен был прийти не со Своей Невестой, а для того, чтобы забрать Свою Невесту с Собой. Действительно, эти верные слуги должны были стать Его Невестой, как об этом свидетельствует другая иллюстрация.
Мысль в том, что последователи Иисуса должны брать для себя образец готовности из самой верной земной службы. Иисус дал понять, что Его последователи, вероятно, будут ожидать Его раньше, чем Он придет, сказав, что если бы Он пришел во вторую стражу или в третью, или в какую-то еще, блаженны слуги, которых Он найдет, что они бодрствуют, следят, готовы Его принять. Он сказал, что одарит таких слуг особыми почестями. Он подпояшется, станет их слугой и устроит для них пышный пир.
Это, как понимают исследователи Библии, означает, что в Парусии Иисуса, Его втором присутствии, Он прежде всего даст знать о Себе верным последователям, тогда как мир в целом не будет догадываться о факте, что Он пришел. Его появление миру наступит позже, как читаем, что Он откроется “в пламенеющем огне” – суде. Когда Он явится [миру], мы [Церковь] явимся с Ним во славе (Кол. 3: 4).
В нашей нынешней лекции показана парусия нашего Господа – самые первые проявления Его второго пришествия. Мир не будет видеть Его и не будет знать о Его присутствии, зато Церковь будет знать о ней благодаря Его “стуку” – указаниям Священного Писания, выполнению пророчества. Бодрствующим предстоит осознать это выполнение и верою немедленно открыть свои сердца и умы, чтобы признать присутствие Учителя и все то, что это присутствие означает в плане близости Его Царства и испытания всех, кто окажется верным, достойным участия в этом Царстве в качестве членов Его Невесты.
Для тех, кто Его примет, Он устроит пир. Из Божественного Слова Он возьмет новое и старое, чтобы подкрепить и ободрить их. Библия станет для них новой Книгой; они будут угощаться богатствами Божьей благодати; неясное станет ясным, а скрытые тайны будут явлены. Сам Учитель будет Слугой, будет открывать и раздавать эти яства Истины. Многочисленные исследователи Библии верят, что сейчас мы живем именно в таком времени, что каждый верный, пристальный последователь Иисуса будет иметь возможность услышать стук и получить привилегию участия в этом пиршестве, от которого многие имеют радость уже сегодня.
“Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой”. Великий Учитель дает понять, что сатана, князь мира сего, является хозяином нынешнего порядка вещей на земле; что в Своем Втором Пришествии Господь свяжет этого сильного, хозяина нынешнего строя, расхитит существующие институции и установит вместо них долго обещанное господство праведности. Такой полный переход от господства греха и смерти к господству праведности и жизни повлечет за собой великое Время Скорби, упомянутое везде в Библии как признак завершения этого Евангельского века – “время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди” (Дан. 12: 1; Мар. 13: 8; Матф. 24: 21).
Здесь и в других местах Иисус говорит, что Его второе пришествие будет напоминать приход вора. Мысль в том, что Он будет присутствовать некоторое время, незамеченный миром, известный только классу Невесты, соли земли, которую заберет, изменяя ее от земной природы к небесной. Стих 40 подтверждает эту мысль и дает совет всем Господним верным быть готовыми к Его присутствию, чтобы в любое время дать отчет и испытать изменение.

“ДАВАТЬ ПИЩУ”

Св. Петр был обеспокоен: “Предназначена ли эта притча, прежде всего, для апостолов, чтобы они бодрствовали и т. д., или она для всех людей?” – спросил он. Но Господь не ответил ему прямо. Он только заверил св. Петра, что в свое время Господь назначит домоправителя над Своей челядью, чтобы давать ей пищу в соответствующую пору. Это не очень отличается от того, что было привычным Господним способом поведения со Своей семьей. Хотя определенная мера Духа дана каждому для его пользы, и Святой Дух, данный таким образом, должен вести того, кто его получает, к знанию Божьих вещей, тем не менее, Господу было угодно использовать особенные орудия в разное время.
Например, св. Петр, очевидно, некоторое время был ведущим апостолом, чтобы открыть дверь Пятидесятницы, а впоследствии – дверь язычникам, проповедуя Корнилию, первому обращенному из язычников. Позже Господь, кажется, особенно избрал св. Павла, чтобы тот был Его специальным посланником к язычникам, как об этом читаем: “Ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами” (Деян. 9: 15). Господь так же особенно употреблял Еноха, Авраама, Моисея, пророков, а также других в Евангельском веке, чтобы привлечь внимание Его народа к Его Слову. В случае апостолов, конечно, было полное, особенное вдохновение, которое с тех пор не относится к другим в этом Веке.
Хотя Господь назначил особых слуг давать Своей челяди пищу в пору в разное время, от каждого, кто должен был ее принимать, требовалось проверить, испытать, убедиться, действительно ли это учение от Бога. Он должен был проверить все с помощью писаного Божьего Слова, которое, по словам апостола Павла, является достаточным, чтобы Божий человек был полностью пригоден. Каждый слуга, не найденный верным, понятно, будет заменен другим.
Этот слуга в конце Века, во время прихода Учителя, если окажется верным, получит особенное благословение и общий присмотр за духовной едой Господней семьи, “пищей во время”. Но если бы он оказался неверным и не смог распознать присутствия Учителя, проявил немилосердный дух к челяди, служил своим земным прихотям, а не духовным потребностям семьи Бога, то был бы устранен в тот день – отсечен, отделен, ушел бы во внешнюю тьму со всем миром, к полному незнанию о временах и сроках и т. п. своего Господа. Допускаем, что смещение такого слуги будет означать признание другого, чтобы питать Дом Веры.
На основе этой притчи Господь объяснил общий принцип Своей деятельности, а именно: любой слуга, зная волю своего Господина и не исполняя ее, будет иметь определенного рода розги, наказания, притеснения, в зависимости от степени знания и возможности. С другой стороны, любой слуга, даже если он делал то, что заслуживает розог, но делал это несознательно, получит соответственно меньше розог. Словом, общий принцип такой: “От всякого, кому дано много, много и потребуется”.

НАШ ЗАГЛАВНЫЙ СТИХ

Суть этой лекции находится в стихе 37, касающемся всех Господних слуг, которые будут жить в конкретное время Его Второго Пришествия, являющегося наиболее ранней стадией Его Второго Пришествия, во время Его Парусии, Его присутствия, будут бодрствовать, будут наготове, чтобы служить всем интересам Господнего дела, стремясь знать Его волю, исполнять ее, исследовать Священное Писание, повинуясь ему настолько, насколько будут способны. Они будут проинформированы в известной степени о времени, в котором будут жить, как на то ссылается апостол, говоря: “Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать”. “Ибо все вы – сыны света и сыны дня”. “Придет же день Господень, как тать ночью”, “Ибо, когда будут говорить [в мире]: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их [мир] пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут [бедствий в тот день]”. “Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать”. “Ибо все вы – сыны света и сыны дня” (1 Фес. 5: 1-8), потому должны ходить не во тьме, а в свете.
Тайна относительно времени и способа Второго Пришествия Иисуса станет большим испытанием. Все Господние посвященные, обремененные заботами этой жизни – работой, удовольствиями и т. п., будут медлительными, чтобы слушать стук, и даже если они его услышат, то будут слишком заняты, чтобы ответить.
Однако каким большим будет благословение тех слуг, которых Господь в то время найдет, что они бодрствуют  – не следят за небом, словно хотят увидеть Иисуса, Который сейчас является духовным существом, невидимым для человечества, а изучают Библейские свидетельства, следят за ходом времен, оберегают свои сердца, заботятся об интересах Божьей Церкви, стремятся созидать друг друга в наисвятейшей вере, откладывая в сторону всякое бремя и грех, который им досаждает. Поэтому пусть все из нас, считающие себя девами – чистыми, считающие себя Господними слугами, а также Его братьями, – явятся пред Ним в мире, ища прежде всего Божьего Царства и праведности, которую оно прививает; пусть они бодрствуют, высматривая возможности быть полезными в представлении Послания Царства и помогая Невесте приготовиться (Отк. 21: 9; 19: 7).

R5399 (1914 г.)