ТРУДНОСТИ ИОВА – ОБРАЗНАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
“А происходило все это с ними как пример [образ], и написано это было для вразумления нас, на которых пришлись концы веков” (1 Коринфянам 10: 11, ВоП).
Книга Иова считается наиболее изысканным образцом литературы, написанным на еврейском языке. Это – поэтическое произведение, и все ученые признают, что ни один перевод, сделанный до сих пор, не передает его в полной мере. Мартин Лютер, просматривая свою последнюю попытку перевести его на немецкий язык, сказал: “Иов пострадал от моего перевода больше, чем от насмешек своих друзей, и его разрушенное жилище более дорого ему, чем мой перевод его многострадального плача”. Книга Иова “признана (и вряд ли кто-то подаст голос против этого) наиболее возвышенным религиозным произведением в литературе мира”, – сказал Самюэль Кокс. “Я называю ее самым возвышенным творением, когда-либо вышедшим из-под пера.. Ничто, написанное в Библии или вне ее, не может сравниться с ней в литературном отношении”, – написал Томас Карлайл.
Кем бы не был тот, кого Бог использовал в качестве писаря, его имя не упоминается. Книга начинается прозаическим рассказом о потерях и страданиях Иова (описание разговора сатаны с Богом по поводу Иова следует считать аллегорией). Дальше показана его терпеливая выносливость. После этого идут поэтические разговоры между Иовом и тремя его друзьями, затем – аргументы Елиуя, дальше – обращение Всемогущего, а еще дальше – признание самого Иова. Прозаическими являются заключительные слова о возвращении Иова к милости и благословению, а также о его смерти.
Кое-кто выдвинул предположение, что Книга Иова является не более чем притчей, а Иов – вымышленным персонажем. Но если бы даже так, все равно учения этой книги не стали бы другими. Однако мы не видим причины сомневаться, что такой человек действительно жил и переносил упомянутые испытания. В Иезекииля 14: 14 и Иакова 5: 11 Иов поставлен в один ряд с другими святыми, чего не могло бы быть, если бы этот рассказ был только притчей. Кроме того, в ней приведены подробности, не характерные для притч.
Тот факт, что Иов прожил еще сто сорок лет после своих несчастий, или больше двухсот лет в целом, вдобавок к тому, что ни он, ни его друзья не делали никаких ссылок на Израиль или Моисея, или Закон, или на Авраама и Божий Завет, заключенный с ним, вне всякого сомнения указывает на то, что Иов принадлежал к Веку Патриархов. По-видимому, он жил в то самое время, что и Авраам. Его дом, очевидно, был в Аравии, недалеко от Палестины.
Иов показан как человек большой образованности и влияния, как человек большого благочестия, который знал и уважал Бога и ценил справедливость; как великодушный человек, который считался с вдовами и сиротами, как состоятельный купец, который владел многочисленными слугами и тремя тысячами верблюдов, вел широкую и успешную торговлю.
Но неожиданно на него пришла беда, и он лишился детей, богатства, влияния и здоровья. Зря Иов пытался найти объяснение, почему Бог позволил на него такую беду. Но он дальше доверял Богу, говоря: “Вот, Он убивает меня; но я буду надеяться”. Его жена утверждала, что хотя он всю жизнь пытался поступать справедливо и милосердно, это не получило Божественного признания, и, наконец, воскликнула: “Похули Бога и умри”.
Три друга пришли посетить его и, думая примерно так же, изложили ему длинный, многословный аргумент, что он, по-видимому, большой грешник и лицемер. Но Иов, осознавая свою чистосердечность перед Богом, стал на защиту собственной невиновности, и хотя в этом прибегнул к крайностям, но заставил своих критиков замолчать. Он, кажется, понимал, что ему нужен кто-то, кто представил бы его дело перед Господом. Он убеждал, что он праведен настолько, насколько понимает, каким должен быть, хотя не может объяснить этого перед Богом, потому что уступает Ему в знании и силе. Он сказал, что сознательные грешники не бывают так обеспокоены, тогда как он, держась праведности, так пострадал, что жизнь больше его не радует, и лучше было бы ему не родиться (гл. 9, 10 и 16). Чувствуя собственную несостоятельность изложить свое дело перед великим Иеговой, он сказал, что “нет между нами посредника” – между ним и Богом (9: 33; 16: 21).
Умелый ответ Иова на ложные рассуждения его друзей (которые многие ошибочно цитируют как вдохновленные) и проявленное им доверие к Богу и надежда на окончательное освобождение, выразительно представлены в 13 главе, стихи 1-16. Затем с пророческой мудростью (глава 14) он приводит замечательные слова о Божьих отношениях с человечеством.
ПРОБЛЕМА ВЕКОВ
Вопрос, который волновал Иова и запутывал его мысли, был тем же, который веками запутывал других из Божьего народа, а именно: почему Бог позволяет зло (бедствия, несчастья и т. п.) на Своих верных слуг? Почему процветают грешники? До Евангельской эпохи никто не мог познать ум Бога в этом, потому что это одна из тех глубин, которые могли быть явлены только посредством Божьего Духа и только зачатым этим Духом, как объясняет св. Павел (1 Кор. 2: 9-14). А Святой Дух не был дан как проводник и учитель, пока Христос не искупил нас и не поднялся на высоту, чтобы там представить Свою жертву как цену нашего возвращения к Божественной милости, миру и общности.
Хотя многие по-прежнему находятся во тьме по этому поводу, данная вещь в настоящее время открыта и понятна для всех искренних, кому “дано знать тайны Царствия Небесного”, понять “глубины Божии” (Мт. 13: 11; 1 Кор. 2: 10). Они видят, что господство зла, господство Греха и Смерти под властью сатаны, князя мира сего, позволено по двум причинам: во-первых, чтобы все люди могли получить полный опыт необычайной греховности греха и горечи его законных плодов; и, во-вторых, чтобы Божий народ мог быть полностью испытан и проверен в своей преданности Богу в трудностях и испытаниях ненастья, а также в благополучии здоровья и достатка.
Хотя Бог прямо не был причиной плохого положения вещей, которое нас окружает в природе и среди людей, Он позволил, чтобы это пришло на людей как законное следствие, как плод непослушания, греха. Однако Он использует гнев человека, грехи людей и злобу сатаны, чтобы воплотить величественные замыслы, которые они не осознают и о которых Его дети знают только благодаря вере в Его Слово откровения. Например, как мало знали сатана и злонамеренные иудейские священники и фарисеи, а также безжалостные римские воины о том, что они способствуют выполнению Божественного плана, когда избивали, высмеивали и распинали Божьего Агнца!
То же самое с многочисленными трудностями Божьего народа – прежде всего Малого Стада, Невесты Христа. Испытания имеют целью приспособить и отполировать Божий народ для большей пользы и почести в будущем развертывании великого Божьего Плана. Вот так, независимо от преднамеренности или неосведомленности преследователей, испытания веры и терпения производят в нем “в безмерном преизбытке вечную славу”. Это делается для того, чтобы приготовить призванных стать наследниками славы путем воспитания терпения, опыта, братской доброжелательности и любви – богоподобия. Они, и только они, могут радоваться в скорби, понимая, что все – плохое и хорошее, неблагоприятное и благоприятное – окончательно обратится в Божьем провидении им во благо.
НАДЕЖДА ИОВА НА ВОСКРЕСЕНИЕ
Возвращаясь к нашим рассуждениям об Иове, обратим внимание на его пророческую мудрость, показанную в 14 главе. Первые четыре стиха ярко показывают то, о чем свидетельствует весь опыт – что человеческая жизнь в нынешних условиях полна трудностей и печали от колыбели до могилы. Иов показывает понимание того, что он, сын падших родителей, не мог быть совершенным, свободным от греха, чистым в полном смысле слова.
В стихах 5, 6 он говорит Господу, что знает, что власть и сила ограничить дни человека находится в Его руках, и спрашивает (не понимая, чему служат трудности): “Почему не позволить мне и всем людям прожить свой короткий век в мире, так же как мы не досаждаем наемному работнику, который и так делает тяжелую, утомительную работу?”
Стихи 7-10 являются похожими мыслями о полной беспомощности человека перед смертью, когда речь идет о его силах. Дерево может умереть, но его корень хранит жизнь, которая в благоприятных условиях может вырасти как другое дерево. Но когда человек умирает, не остается никакого корня, никакой искры жизни. Он отдает дух жизни, и где он теперь?
Сознавшись, что нет оснований надеяться, что в человеке есть какая-то надежда, Иов начинает высказываться о единственной, настоящей надежде нашего рода – воскресении (см. стихи 12, 13). Человек ложится в смерти и теряет всякую возможность подняться – не может очнуться от сна смерти с посторонней помощью до Божьего установленного времени. На утро воскресения, в Тысячелетнем дне, нынешние символические небеса минуют, а новые небеса, новая правящая духовная власть – Христово Царство – возьмет контроль над миром. В этом Иов полностью соглашается с учениями Господа и апостолов.
Чем больше он думает об этом блаженном времени, когда зло не будет иметь власти, когда Царь будет господствовать в праведности, а князья будут совершать суд, тем больше ему хочется умереть и отдохнуть. Он восклицает (стих 13): “О, если б Ты скрыл меня в Шеоле, спрятал, пока не пройдет Твой гнев, и назначил срок, когда меня вспомнишь!” (РБО). Иов имел веру в воскресение, иначе он никогда не произнес бы эту молитву о смерти – о сокрытии в могиле. Но он предпочитал смерть и хотел уснуть (стих 12) до утра по одной причине: чтобы больше не иметь ничего общего с грехом и Божьим гневом – злом.
Короткое время в конце Евангельского века особо названо “днем гнева и откровения праведного суда от Бога”, потому что это будет “время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди”. Однако весь период со времени грехопадения Адама назван временем Божественного гнева, и это действительно так, потому что все это долгое время “открывается гнев Божий с неба [разным образом] на всякое нечестие и неправду человеков”. Хотя контролирующим принципом Божественного Правления является Любовь, она может действовать только в согласии со Справедливостью и Мудростью. Было вполне справедливо и разумно позволить человеку почувствовать истинный груз осуждения на смерть, навлеченного добровольным преступлением, чтобы в то время, когда Любовь предоставит Выкуп и Воскресение, преступник мог с еще большей радостью воспользоваться предложенными милостями Реституции и вечной жизни. Вот так смерть и беды, позволенные на виновный род, являются проявлениями Божьего гнева, который еще больше будет показан в великом Времени Скорби. После него придут полные и видимые проявления Божьей Любви и милости во Христе и прославленной Церкви во время Тысячелетнего века (Рим. 1: 18).
В стихах 14 и 15 он подчеркнуто задается вопросом – словно для того, чтобы выяснить свою веру и укрепить ее – и тотчас дает утвердительный ответ: “И тогда Ты позовешь, а я отвечу [проснусь от сна Адамовой смерти – сравни с Иоан. 5: 28, 29], ибо о творении рук Своих Ты затоскуешь” (РБО), потому что Его народ – Его искусное творение, созданное во Христе Иисусе (Еф. 2: 10).
НАДЕЖДА ЕЛИУЯ НА ИСКУПИТЕЛЯ
Когда Иов опроверг доводы трех своих друзей, Елиуй (чье имя означает “Сам Бог”) высказался с другой точки зрения, упрекнув этих друзей и Иова. Елиуй обратил внимание Иова на то, что тот рассуждает, имея частично ошибочное видение, и он не должен надеяться полностью понять все пути Того, Кто высоко над ним, а обязан доверять Божьей Справедливости и Мудрости. В 33 главе, стихи 23, 24, он упоминает о том, что нужно для выхода человека из-под власти смерти и восстановления к Божественной милости, говоря: “Но если встанет рядом с ним ангел – заступник, из тысячи один [Исключительный] – и поведает о его [Своей] правоте, сжалится над ним [человеком] и скажет: «Отпусти его, не своди в могилу, я нашел за него выкуп»” (РБО).
Так и с человеком. Божью Мудрость и Любовь нельзя подвергнуть сомнению. Приговор смерти пришел справедливо на всех людей через отца Адама (Рим. 5: 12). Но Бог предвидел для нас Искупителя, нашего Господа Иисуса Христа, и Тот, согласно Отцовскому плану, стал человеком, а затем отдал Себя как цену искупления за всех, возместив приговор смерти, находящийся на Адаме. И как только Невеста, по-другому названная Его Телом и Храмом, будет укомплектована, этот великий Посредник выступит вперед, чтобы огласить Свою праведность (применить ее к) каждому, кто ее примет.
Тогда наступит очередь Реституции, как показано в 25 и 26 стихах. Физически те, кого Посредник будет представлять, вернутся к вечной молодости, в которой не найдется места для смерти и тления. Бог примет их, и они будут иметь единство с Ним в радости и мире, Он восстановит их к первоначальному совершенству, потерянному через грех в Едеме. Однако придется признать, что Бог справедлив и что Реституция незаслуженна. Об этом свидетельствуют стихи 27 и 28: “Воспоет он [человек] пред людьми и скажет: «Согрешил я, правду извратил, но не воздал Он мне по заслугам; Он избавил меня от могилы и дал мне увидеть свет!»” (РБО.).
Слова Елиуя были столь же разумными, что и слова, сказанные утешителями Иова – и даже более разумными, однако они, насколько мы способны видеть, были только человеческой мудростью. В главе 34: 29 он ставит вопрос: “Дарует ли Он [Иегова] тишину, кто может возмутить?”. Очевидно, этот юноша пытался придерживаться определенной линии в своей критике Иова, не соглашаясь ни с Иовом, ни с его друзьями, но стремясь быть умеренным. Он защищал Всевышнего, утверждая, что если бы Бог так не поруководил, то несчастья Иова не пали бы на него.
Для Елиуя казалось очевидным, что Бог причастен к трудностям Иова. Сатана не мог бы послать все эти бедствия, если бы Бог не позволил на них. Ни человек, ни ангел любого ранга не может изменить Божественную волю. Бог, а не Иов, решает, что должно произойти. Только Бог имеет право распоряжаться всеми жизненными делами. При этом Елиуй вспомнил, что Иов более праведный, чем его друзья, хотя и несовершенный, как все другие, однако наказан не за это.
ТРУДНАЯ ЛЕКЦИЯ ДЛЯ МНОГИХ
Христианин может взять для себя лекцию из вопроса Елиуя. Хотя эти слова не вдохновлены, они очень рассудительны. Можем увидеть истину, которую они содержат: если Бог захочет дать тишину, спокойствие, вся Вселенная повинуется Его Законам, и никто не может возмутить.
Если мы имеем трудности, если мы имеем преследования, если мы имеем какие-либо проблемы, мы должны обращаться к Богу. Мы должны сказать: “Это не могло бы случиться, если бы не Господнее позволение”. Мы находимся под особой Божественной опекой. Бог обещал, что все будет содействовать нам, Его детям, во благо. Урок доверия – один из тех трудных уроков, которые следует усвоить и применить – осознать, что все жизненные испытания находятся под Божественным присмотром, и ничего не может случиться с нами, если это не будет для нашего наивысшего блага. Это правда не о мире, а исключительно о Божьей семье. Впоследствии Бог сделает так, что все будет способствовать благословению мира.
Для Его детей все содействует во благо. Когда нам трудно, мы должны обращаться с доверием и надеждой к Господу. Наш Небесный Отец хочет, чтобы мы проявляли веру в Него. Св. Петр говорит, что мы “силою Божиею через веру соблюдаемы ко спасению”. Поэтому мы весьма “радуемся, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений”, “дабы испытанная вера наша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота” (1 Пет. 1: 5-7).
МНИМЫЙ МИР МНОГИХ
Есть еще другой путь получить тишину. Многие люди в мире имеют немного спокойствия, отдыха от тревог. Однако они не имеют представления о больших истинах, какие мы имеем, и находятся в ослеплении, неведении, суеверии, заблуждении вследствие обмана сатаны. Они имеют ощущение безопасности и покоя в результате ослепляющего влияния заблуждения и фальши. Но те из мира, которые пришли к единству с Богом, время от времени просыпаются от призрачного ощущения безопасности. Они обретают настоящий мир и отдых сердца. Господь говорит: “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас”. Получить настоящий отдых по-другому невозможно.
Господний народ имеет покой и отдых ума благодаря знанию Господнего Плана, Его Справедливости, Милости и Любви, а также блаженному осознанию того, что Он – наш Бог. Все это дает нам мир, спокойствие и отдых для ума. Если мир так или иначе обеспокоен, то Божьи дети имеют покой, о котором мир не знает и который не может ни дать, ни отнять. И когда всем испытаниям придет конец, Господь вознаградит за все трудности настоящего времени, которые испытали Его дети. Тогда мы будем оглядываться на эти испытания и считать их только легкими, кратковременными страданиями (2 Кор. 4: 17).
ИСПЫТАНИЯ ВЕРНОСТИ И ПРЕДАННОСТИ
Когда Господь позволяет на нас большие облака притеснения, мы должны прежде всего посмотреть, не найдем ли мы какого-то дурного поведения в себе, которое заслуженно могло бы принести наказание. Мы должны иметь радость в Господе. Но, возможно, мы не живем достаточно близко к Господу. Тем не менее, эти облака трудностей не обязательно свидетельствуют о том, что мы недостаточно близки с Ним, как это заметно на примере Иова.
Вспомните, нечто подобное испытал наш Господь Иисус в Гефсиманском Саду в ночь перед распятием, когда сказал Своим ученикам Петру, Иакову и Иоанну: “Душа Моя скорбит смертельно”. Вспомните, что Бог не дал Ему отдыха, позволив, чтобы тревога словно половодье объяла Его душу. Он был охвачен тревогой, желая знать наверняка, был ли Он полностью предан, верен и послушен, что было условием пребывания в милости Отца. Апостол Павел говорит, что наш Господь Иисус “с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был” (Евр. 5: 7).
Знаем, что Отец послал ангела послужить Своему дорогому Сыну в Его глубокой тревоге. Как только ангел дал нашему Господу уверение от Отца, что Он угодил Ему Своей жизнью и поведением, Он стал абсолютно спокойным. Это уверение поддерживало Его во всех последующих тяжелых испытаниях – перед Синедрионом, перед Пилатом, когда над Ним издевались воины, по пути на Голгофу и во время жестокой казни.
Только в конце, когда Отец отступился от Иисуса в миг Его смерти (чтобы Тот занял место грешника), наш Господь проявил обеспокоенность. Он воскликнул в агонии души: “Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?” Наш Господь должен был испытать полное отчуждение от Бога и всей общности с Богом, чтобы заплатить полное наказание за грех Адама. Он испытал это в последний момент. Небесный Отец позволил, чтобы наш Господь познал чувства грешника, оставленного Богом.
Мы не думаем, что для истинных и верных последователей нашего Господа обязательно в каждом случае иметь похожий опыт. Мы не берем грех мира, как это делал наш Искупитель, Выкуп; при этом не было бы удивительно, если бы кто-то имел испытания, похожие на те, которые имел наш Господь. Некоторые святые умирали, восклицая: “Я вхожу во врата Нового Иерусалима!”, тогда как другие, умирая, имели смертельную тревогу наподобие нашего Господа: “Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?”
Будем довольствоваться тем, чтобы оставить наши трудности целиком в руках Того, Кто любит нас, имея внутренний мир, спокойствие и отдых души, зная, что ни одна окружающая буря не придет без позволения, а только та, которую Отец посчитает нужной, чтобы принести в нас мирные плоды праведности, если только мы будем должным образом наставлены ею.
ОБРАЗ РЕСТИТУЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
В заключительных главах Книги Иова Иегова обращается к Своему пострадавшему слуге, упрекая опрометчивость, с которой он, имея мало знания, пытался судить о Боге. Иов признается в этом и обретает покой в доверии к Богу. Зато три друга Иова получили от Бога суровый упрек. Но когда они повиновались, пришли к Иову и принесли за себя жертву всесожжения, как Господь повелел, Иов помолился за них, как Бог сказал, и они вернулись к Божественной милости. Иов тотчас вернулся к своему благосостоянию: его друзья и влияние вернулись, его богатство удвоилось, потому что он получил вдвое больше стад, отар и верблюдов. Теперь у него было столько же сыновей и дочерей, что и прежде, и Священное Писание отмечает, что “не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова”.
Окончание карьеры Иова общей реституцией непостижимо для тех, кто никогда не понимал, что план Бога во Христе предусматривает “Времена Реституции” всего потерянного в Адаме для всех из его рода, кто примет это на условиях Нового Завета (Деян. 3: 19-21). Те же, которые понимают этот План Бога, понимают также, что трудности Иова были не только буквальными, но и образными. Иов, очевидно, представляет человечество. В начале человек имел Божественное подобие и милость, и все подчинялось ему (Пс. 8: 4-8). Вследствие греха Адама сатана захватил влияние в делах людей, что принесло деградацию, болезни и смерть. Но Бог в действительности никогда не покинул Свои создания и даже сегодня хочет быть милостивым ко всем в Иисусе Христе, нашем Господе, и через Него.
R5401 (1914 г.)