ПОЛЕЗНЫЕ РАЗГОВОРЫ ЗА СТОЛОМ
Луки 14: 7-24
“Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится” (стих 11).
Значительное число передовых христиан, исследователей Библии, недавно неформальным образом приняло обычай разговаривать о Библии во время еды. Знаем многих, которые считают это полезным. Потреблять небесную пищу в то самое время, когда мы усваиваем телесную, вполне правильно. Отвлечь ум от мирского, чтобы думать о небесном полезно во всех отношениях. Видим, что таким был обычай Иисуса.
Нынешняя лекция показывает Учителя за столом в гостях у известного фарисея, где Он разговаривал в присущей только Ему манере. В притче Учитель подверг критике собранных гостей, отметив, что они самолюбиво избирали почетные места, и пытаясь дать им понять, что самолюбивый дух будет иметь отношение к построению их характера и к их пригодности или непригодности к почестям Царства, на которые они надеются.
Когда приглашали на прием, следовало непритязательно занять обычное, невидное место, не зная, сколько может быть тех, кого хозяин посчитает более достойными. Поэтому, если хозяин заметит тех, кто занял скромное место, и пожелает, он может попросить их пересесть на более почетное. Так они будут удостоены чести, и эта честь будет оказана подобающим образом, тогда как занять почетное место без приглашения означало бы, по меньшей мере, не угодить хозяину или услышать предложение занять место похуже и, тем самым, попасть в неловкое положение, когда более почетное место будет отдано тому, кто считается более достойным.
Учитель сказал, что этого принципа придерживается Он и Его Отец: “Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится”. Апостолы изложили похожее утверждение, говоря: “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать”; “Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время” (Иак. 4: 6; 1 Пет. 5: 6).
Суть в том, что корыстным, спесивым духом Господь не может доверить высокое положение. С таким духом они могут навредить себе и Его делу. И наоборот, Он ищет тех, у кого покорный ум и кому не навредит возвышение, кто не будет в опасности отклониться в будущем деле, к которому призваны все из класса Царства.
Обращаясь к хозяину, Иисус сделал ему своего рода комплимент: “Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных”.
Фарисей сделал нечто в этом роде, пригласив Иисуса на обед и, очевидно, Его учеников. Он хорошо знал, что они бедны и не смогут пригласить его в ответ. Слова Учителя, по-видимому, подбодрили его. Во всяком случае, они выразили величественный принцип, который должны признавать все, богатые и бедные. Если мы получим награду за хорошие поступки в нынешней жизни, то что нам достанется в будущем?
Поэтому последуем совету Учителя и будем доброжелательны к тем, кто не может отблагодарить, убежденные, что Бог оценит такие вещи, как сделанные ради милости, ради праведности, и даст соответствующую награду. Мы не считаем, что Учитель хотел сказать, будто нехорошо приглашать друзей или соседей, или родственников, которые, в свою очередь, могут пригласить нас, но мы не должны думать, что, делая так, мы складываем себе какое-то сокровище на небесах.
Во дни Иисуса было больше причин, чем сегодня, звать нищих, хромых, калек. Сегодня цивилизованные люди признают, за общим согласием, обязанность перед нищими, калеками и слепыми. За общественные деньги, за счет общего налогообложения для них устраивают дома опеки. Тот, кто в надлежащем духе приобщается к тому, чтобы оплатить уход за нищими, делает то, что в Божьих глазах является похвальным; но тот, кто платит такие налоги только по принуждению, не оценивая их, очевидно не заслуживает уважения. Однако всеми подобными институциями следует заведовать так, чтобы это давало умеренные выгоды и было достаточно хорошим для нас и для наших родственников, если бы мы или они имели такую потребность.
В таких условиях было бы почти ошибкой не поддерживать подобные мероприятия, отказываться от таких предложений и надеяться на личную поддержку со стороны друзей и родственников – на дополнительные расходы сверх оплаченных ими налогов. Все в Божьем Слове, кажется, прививает, прежде всего, дух справедливости, а также дух любви, доброжелательности и сочувствия, который выходит за пределы справедливости. Но все это должно быть добровольным, а не принудительным, и быть признаком имеющейся меры Святого Духа.
БОЛЬШОЙ БОЖИЙ ПИР
Кто-то во время ужина, выслушав комментарии Иисуса, заметил, что было бы благословением прийти на большой пир, которым будет введено Божье Царство. Иисус подхватил эту тему и произнес еще одну проповедь в виде притчи. Его притча-проповедь касалась, конечно же, Божьего Царства.
Один человек приготовил большой ужин и пригласил много гостей. Когда пришло время ужинать, Он послал слуг сообщить им, говоря: “Идите, ибо уже все готово”. Но те, будто сговорившись, начали отказываться. Один сказал, что купил поле и должен пойти посмотреть его, поэтому просит прощения. Другой сказал, что купил пять пар волов и должен их испытать, поэтому пусть ему простят. Еще другой сказал, что он недавно женился, поэтому не может прийти. Когда слуга вернулся и рассказал все, хозяин дома рассердился и сказал слуге: “Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых”.
Значение притчи не следует искать далеко. Бог действительно приготовил большой Пир. Много лет тому назад Он послал слово к иудейскому народу, что в свое время им откроется большое благословение – привилегия стать членами Божьего Царства, участниками в нем с Мессией. Но когда явился Иисус, и настало время идти на пир, приглашенные проявили небрежность.
Иисус и Его ученики некоторое время ходили везде, рассказывая, что приблизилось Небесное Царство и что все поверившие должны поспешить присоединиться к нему – прийти на Пир – получить для себя некоторую часть благословений. Однако приглашенные были самодостаточными, скупыми, сребролюбивыми. Когда они услышали Послание Царства, то сказали: “Мы слишком заняты земными перспективами”. Так они отнеслись небрежно к Божьему приглашению, которое распространилось на них через Иисуса и апостолов.
Особо приглашенными были те, кто в то время считал себя “святым народом” – фарисеи и законоучители. Согласно притче, отказ тех, кто был приглашен с самого начала, позволил послать приглашение другим – находящимся на улицах и переулках города. Это означало проповедовать Евангелие нищим. Наш Господь принимал мытарей и грешников, рассказывал им о Царстве и приглашал оставить все грешные и вредные привычки, принять прощение грехов, прийти и стать наследниками Божьего обетования, сонаследниками с Иисусом Христом, их Искупителем.
Почти все проповеди Иисуса и Его учеников до Пятидесятницы и после нее были для нищих Израиля – мытарей и грешников. Фарисеи, которые отвергли нашего Господа, обвинили Его в том, что Он принимает грешников и ест с ними.
БОЛЬШОЙ ПИР ПРЕДСТАВЛЯЕТ БОГАТЫЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ
Большой Пир из притчи образно представляет богатые благословения Божьего провидения для Церкви – знание Истины, оправдание от греха, зачатие Святым Духом, привилегию принимать для себя чрезвычайно великие и ценные обетования Божьего Слова. Все это символизирует Пир, который Господь давал в течение восемнадцати веков и на который приглашал, или звал, некоторых. Приглашенными были, прежде всего, фарисеи, “религиозные светила”, представители Моисея, и, во-вторых, нищие, грешные, несчастные, отбросы Израиля, класс блудного сына.
Некоторые из этого класса пришли, однако их не хватало, чтобы заполнить предложенные места. Другими словами, среди иудеев было недостаточно “подлинно израильтян”, приемлемых для Бога, чтобы заполнить установленное заранее число избранной Церкви. Поэтому Учитель послал Своих слуг в третий раз, говоря, чтобы они отправились за город, по дорогам и изгородям и уговаривали людей прийти, чтобы Его Дом наполнился, чтобы не осталось свободных мест.
Это касается, очевидно, послания Евангелия к язычникам. В течение восемнадцати веков это Послание оглашалось тут и там по всем дорогам и изгородям, призывая, приглашая, притягивая тех, кто имеет уши, чтобы слушать, и отзывчивое сердце. В целом они не являются большим обществом и не представляют многих светил мира сего. Апостол пишет: “Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных”, избранных Богом, но преимущественно “бедных.. мира избрал Бог быть богатыми верою”, чтобы стать наследниками Царства (1 Кор. 1: 26, 27; Иак. 2: 5).
Окончательно полное число, задуманное великим Хозяином, будет призвано, избрано и окажется достойным через Христа занять место за столом – вкусить большой Пир. Это будет Брачный Пир в честь брака Агнца, после того, как Его жена себя приготовит (Отк. 19: 7-9). На этом Пиру, знаем, будет еще одно общество, которое не заслужило быть классом Невесты. Их образно можно назвать подругами Невесты, классом Великого Множества, поскольку после слов о собрании Невесты мы имеем Господнее послание к тем, которые вслед будут освобождены из Вавилона: “Блаженны званые на брачную вечерю Агнца!”
Можете себе представить почести и радость этого большого празднества! Ароматы будущих благ уже доходят до нас в прихожую, прежде чем мы войдем в зал пиршества. Эти ароматы приходят к нам посредством необычайно великих и драгоценных обетований Божьего Слова, давая уверение в Его верности, потому что “не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его” превыше всего.
Приглашенные первыми не вкусят этой вечери, хотя, благодаря Богу, Божественное провидение устроило другой пир, который на протяжении Царства распространится на все нации, племена, языки и народы – “пир из тучных яств” (Ис. 25: 6-8).
R5414 (1914 г.)