“МОЖЕТЕ ЛИ?”
“Можете ли пить чашу, которую Я буду пить?” (Матфея 20: 22).
Вспомним обстоятельства, при которых наш Спаситель произнес эти слова. Буквально за несколько дней до Своего распятия Иисус пообещал ученикам, что они будут сидеть с Ним на Его престоле в Царстве. Убежденные, что будет именно так, как Господь сказал, они обсуждали, какое положение они могут занять. Мать двоих учеников, Иакова и Иоанна, подошла к Нему и спросила, могут ли ее два сына сидеть в Царстве один справа, а другой слева от Него. Иисус, повернувшись к двум ученикам, ответил им вопросом: “Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?”.
Знаем, что крещение Иисуса в воде имело место в начале Его служения. Согласно Божественному Плану Он должен был умереть как Спаситель людей, и символически показал эту смерть, когда Ему было тридцать лет, как только это стало возможным по Закону. В течение трех с половиной лет Своего служения Он осуществлял это крещение, выливая Свою душу на смерть и закончил эту смерть на Голгофе. Иисус сказал: “Крещением, которым Я крещусь” сейчас, а не крещением в будущем или в прошлом.
Зато Он по-другому сказал о Чаше: “Чашу, которую Я буду пить”, тем самым дав понять, что Чаша была в будущем – не в настоящем и не в прошлом. Он рассказал ученикам, что собирается идти в Иерусалим, что там Его распнут, и что на третий день Он встанет снова. В другой раз Он сказал: “Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни”. Ученики не поняли того, что Учитель сказал о Своем распятии. Но Иисус то хорошо понимал, что происходит, и знал, что вскоре эта Чаша должна быть налита для Него. И Он вспомнил о ней еще раз, говоря: “Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?”.
ОСОБОЕ ИСПЫТАНИЕ НАШЕГО ГОСПОДА
Можно сказать, что выражение “чаша” представляет различные жизненные испытания, и каждый имеет свою чашу, в которой смешались радость и грусть. Но Иисус использовал это слово в другом смысле. В Гефсиманском саду Он молился: “Отче Мой! если возможно, да минует Меня Чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты”. И снова, в ту же ночь, Он молился, говоря: “Отче Мой! если не может Чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя”. Что касается крещения в смерть, то со стороны нашего Господа не было никакого колебания. Напротив, Он с самого начала добровольно участвовал в нем. То, о чем молился, чтобы, если возможно, это миновало Его, была позорная смерть. И когда Он узнал, что такова воля Отца, Он согласился с ней.
В Законе не было ничего, что указывало бы на то, что наш Господь должен быть казнен как хулитель Божественного Закона. Однако Его обвинили прежде всего в богохульстве. Синедрион решил, что Он богохульствует, когда сказал: “Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его”, а также утверждал, что Он – Сын Божий. Тем, что особенно угнетало Его ум и от чего Он хотел освободиться, очевидно, был позор и стыд быть распятым как преступник, как хулитель Отца, Которого Он так любил.
Иисус знал, что Он пришел в мир умереть и должен страдать. Но эта часть испытания не была Ему до конца понятной. Очевидно, Он знал, что “как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому”, потому что достаточно рано в Своем служении вспомнил об этом в беседе с Никодимом. И чем ближе было время Его смирения, Его унижения, и Он осознавал, что это значит, Иисус чувствовал большое беспокойство и излил душу в мольбе: “Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия”. И тотчас, зная, что Его заверения во время посвящения: “Вот, иду исполнить волю Твою, Боже” – не пустые слова, добавил: “Впрочем не как Я хочу, но как Ты” (Матф. 26: 39).
ГОТОВЫ ЛИ МЫ ДЕЛИТЬ ЕГО УНИЖЕНИЕ?
Итак, наш Спаситель спросил Своих учеников: “Вы можете отдать свою жизнь сполна, даже если у вас забрать ее несправедливо? Можете ли вы пить из Чаши, из которой Я буду пить? С этим будет связано пренебрежение и унижение. Вы готовы разделить это со Мною, Мою Чашу?” Они ответили: “Да, можем”. Они были готовы к этому.
Как видим, это та самая чаша, которая была во время памятного служения. Хлеб представляет тело, а вино – кровь нашего Господа. Чаша особым образом представляла стыд и унижение, связанные с Его смертью, и два ученика сказали, что они согласны делить Его Чашу и у них нет колебания. Они будут верны любой ценой и согласятся на любые условия, которые Он выдвинет. Конечно, они еще не знали всей важности слов “крещение” или “чаша”. Это было то, к чему все ученики стремились. Когда наступит Пятидесятница, все, что Иисус говорил им, вспомнится, как Он предсказал (Иоан. 16: 4, 13: 19). Но они были готовы и ждали. Такими должны быть и мы. Иисус обещал, что при желании они обязательно будут иметь такие испытания, а если и дальше пожелают, если дальше будут страдать с Ним здесь, то должны царствовать с Ним на Его престоле. Но относительно конкретного места каждого на престоле, это решать не Ему, а Отцу.
Отвага, стойкость нашего дорогого Искупителя на узком пути вызывает у нас восхищение. Каким сильным и отважным был Его характер! Он даже не думал оглядываться назад; все Его существо стремилось выполнять волю Своего Небесного Отца – жертвовать Собой в интересах мира. Какой благородный Пример был дан апостолам: величие в кротости, победа через полное самоотречение!
ЦЕРКОВЬ ПЬЕТ ГОСПОДНЮЮ ЧАШУ
Питье Господней Чаши Церковью представляет наше участие в страданиях Христа в настоящем времени. Никто не станет членом Тела великого Посредника Нового Завета, если сегодня не подчинится соответствующим условиям. Питье крови, следовательно, является участием в Чаше. Если мы не пьем из Его Чаши, мы не будем иметь участия с Ним в Его славе. Он сказал: “Пейте из нее все”. Все должны пить, и вся чаша должна быть выпита в этом Веке.
Большая привилегия заключается в том, что нам позволено иметь участие в страданиях Христа. “Если терпим [с Ним], то с Ним и царствовать будем”. Мы будем участвовать в инаугурации Новой Эпохи и в раздаче ее благословений. Антитипичный Моисей, который будет выполнять кропление, это – прославленный Христос, Глава, и Церковь, Его Тело, о Котором читаем в Деяниях Апостолов 3: 22: “Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня”. То есть Моисей был Его образом, только в меньшем масштабе. Поднятие Тела происходит сейчас. Иисус был поднят первым, затем апостолы, а дальше – остальные члены Его Тела.
Как Моисей окропил весь народ, так этот антитипичный Моисей, когда будет укомплектован, “окропит” мир человечества, и это будет означать приведение людей к согласию с Божественным Законом. Потребуется тысяча лет, чтобы “окропить” человечество. Поэтому есть большая разница между питьем Чаши и кроплением кровью. Кропление кровью представляет оправдание, тогда как питье Чаши Церковью представляет не только оправдание, но и освящение.
ПРИВЕРЖЕННОСТЬ НАШЕГО ГОСПОДА БОЖЕСТВЕННЫМ ЦЕЛЯМ
Наш Господь в Своих памятных словах, сказанных св. Петру, “Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?”, имел в виду, очевидно, Свои смертные муки, крайне суровые. Он был презрен людьми и считался врагом Бога – богохульником. Он знал, что Его физические страдания будут тяжелыми, но Его совершенный ум понимал, что к остроте мучений во многом прибавится позор, пренебрежение и бесчестье. Однако такой была Чаша, которую Отец Ему дал, таким был Божественный замысел для Него.
Наш Господь имел все трудности, необходимые для испытания и доказательства Своей преданности, поскольку нужно было показать Свою преданность перед ангелами и людьми. Все это было Божественно устроено еще перед созданием человека. Он был “Агнцем, закланным от создания мира” (Отк. 13: 8). Все, что касалось этого закланного Агнца, было известно Отцу заранее. Иисус должен был пить Чашу, которая полагается грешнику, чтобы искупить человека и тем самым быть верным и милосердным Первосвященником. Это была Чаша страданий и смерти. Требовалось, чтобы Иисуса постигла смерть на кресте, чтобы искупить иудея.
ЛЮБОВЬ И ПРЕДАННОСТЬ, ПРОЯВЛЕННЫЕ ЧЕРЕЗ СМИРЕНИЕ
Все Его страдания были предсказаны в Писании. Распятие было показано в поднятии медного змея в пустыне. Все Его испытания были известны заранее, предопределены и необходимы. Когда Он пришел на землю, чтобы исполнить волю Отца, то не знал всего, что должно было произойти. Но Он научился послушанию из того, что выстрадал, из того, что было “написано в книге”. Он подчинился всей воле Отца и этим показал Свою преданность. Он сказал: “Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца”. Когда приблизился час завершения Его жертвы, Учитель, находясь среди одиноких теней Гефсимании, молился: “Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия!” Мы не должны думать, что Он молился, чтобы Его миновала Чаша смерти. Нет, Он хотел знать, возможно ли, чтобы Его миновали позорные обстоятельства распятия. Однако мы видим, что Он не жаловался и не бунтовал, но сказал: “Впрочем не как Я хочу, но как Ты”.
ОСОБЫЙ НАДЗОР ЗА НАШЕЙ ЧАШЕЙ
Итак, наш возлюбленный Господь выпил горькую Чашу до дна и сделал это с благодарностью. Мы должны помнить, [R5422] что Он дал эту Чашу нам, чтобы мы все пили из нее – не обязательно имели те же испытания, что Он, но все пили из Чаши страданий и смерти так, как того хочет Отец. Иисус был совершенным, и Отец обращался с Ним особым образом.
В нашем случае испытания будут другими, потому что отношение к нам по причине нашего несовершенства не может быть с точки зрения совершенства. Поэтому мы не должны думать о своей Чаше как о чем-то установленном, определенном заранее, как было с Учителем. Отец скорее позволил нам иметь участие в Чаше смерти с Его Сыном. За нашей Чашей присматривает наш Спаситель, хотя ее наливает Отец, потому что это замысел Отца.
В случае Учителя Чаша требовалась за грехи всего мира. В нашем случае этого не нужно, но Отцу угодно предложить нам участие в страданиях и славе нашего Господа. Иисус возмещает наши недостатки и развивает наш характер, формируя нас по Своему славному образу. Без этого присмотра за нашей Чашей со стороны нашего Господа мы бы недостаточно развили многие черты, поэтому за нашей Чашей нужен особый присмотр. И Он уверяет нас, что хотя на нас приходят необходимые трудности, тем не менее, Его благодати будет достаточно, Его сила будет усовершенствована в нашей немощи, и все будет содействовать нам ко благу.
Никогда не забывайте, что если мы не потребляем из Его Чаши, если мы не погрузились в смерть с Ним, мы не можем иметь участия в Его Царстве славы и никогда не сможем сидеть с Ним на Его престоле. Поэтому давайте считать все земное потерей и сором, лишь бы заполучить драгоценную Жемчужину. Когда к нам приходят трудности и страдания, не будем бояться: “Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного”, “ибо вы к тому призваны”, чтобы страдать с нашим возлюбленным Учителем сейчас, а затем прославиться с Ним в вечном Царстве!
R5421 (1914 г.)