ЦЕНА УЧЕНИЧЕСТВА
Луки 14: 25-35

“Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее” (Матфея 16: 25).
События происходили при завершении миссии Великого Учителя. Вместе с Ним следовала большая толпа, и все они, как того требовал Закон, направлялись в Иерусалим праздновать Праздник Пасхи, во время которого, как Иисус знал заранее, Он умрет как противообразный Пасхальный Агнец. Случалось, что во время путешествия Он останавливался и обращался к некоторым из толпы. Нынешняя лекция приводит некоторые из Его учений. По обыкновению тех дней учителя брали себе учеников. Те считали их великими учителями и стремились учиться у них и пользоваться их наставлениями. Доныне христиане называют себя учениками, последователями Иисуса, и говорят, что они прислушиваются к Его Слову и ищут благословения, которое Он обещал Своим верным последователям.
Надо признать, условия ученичества, которые изложил Иисус, очень отличаются от условий, которые провозглашают некоторые, именующие себя Его словесными орудиями, Его служителями. Временами они утверждают, что достаточным признаком ученичества является желание подняться в собрании и попросить о молитве Божьего народа. Таких считают обращенными. Для того, чтобы они предприняли хотя бы этот шаг, нужно применять стимулы. Иногда эти стимулы имеют коммерческий характер – больший успех предпринимателя в бизнесе, большее расположение к чиновнику со стороны работодателя, вступление в общество или лучшие перспективы политической карьеры.
Если мы сравним эти методы с тем, что Иисус представил в Своей лекции, то увидим, что подавляющее большинство номинальных христиан, так сказать, соблазнилось признать то, чего никогда не думало признавать. Многие попали в так называемое христианство, никогда не став христианами (исходя из условий ученичества, которые представил Учитель) и не слушаясь Его Слова.
“Кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником”. Действительно, для нас нет извинения, если мы ошибочно понимаем столь выразительные условия и требования. Учитель не говорил, что только Его ученики могут получить вечную жизнь. Согласно Его общему учению весь мир потерялся, заблудился от Бога и не имеет права на вечную жизнь. Но Он пришел умереть, “Праведник за неправедных”, чтобы все неправедные имели возможность вернуть себе Божественную милость. Он не говорил, что никто, кроме Его последователей, не будет иметь шанса на будущую жизнь. Те, кто так говорит, добавляют к Слову и, окончательно, еще больше запутывают себя.
Иисус учил, что в свое время Он будет “Светом истинным, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир”. Мир уже существовал 4 000 лет перед тем, как Иисус пришел, и никто не будет отрицать, что умершие до Его пришествия не имели никакой возможности познать Его и быть Его учениками. Однако Он умер, чтобы благословить их, а также всех, кто с тех пор родился на свет. Это благословение мира, по Его словам, должно прийти через Его Царство, и Он сказал им ясно, что Его Царство не от мира сего (века сего, не из этой эпохи), а принадлежит к будущему. Тем временем Он только приглашает учеников и еще не пытается повлиять на мир.
Ученики были приглашены стать сонаследниками с Иисусом в Его Царстве, чтобы сидеть с Ним на Его престоле и участвовать в Его большом деле поднятия человечества – реституции всего потерянного в Адаме и искупленного на Голгофе. Он сказал им ясно, что только через большие притеснения они могут войти в класс Царства; что эти притеснения должны показать их любовь к праведности, их преданность Богу; что Бог специально сделал путь настолько узким, чтобы лишь некоторые, наилучшие (в Божьих глазах) из человечества, могли найти его, лишь немногочисленные, которые идут этим путем до его конца, где находится слава, честь и бессмертие.
Имея это перед глазами ума, мы видим обоснованность сложности условий ученичества. Только тем, кто готов согласиться с этими условиями и продемонстрировать любовь к Богу и преданность Ему, можно надежно доверить большую власть, славу и честь, которые будут даны классу Царства (вместе с Искупителем), как только он будет укомплектован. Давайте исследуем эти слова внимательно, при этом оценивая себя – не по плоти, а по духу, по нашим намерениям, стремлениям.
Хорошо сказал Генри Вард Бичер (Henry Ward Beecher) об Учителе: “Никогда перед тем и никогда после того, насколько я знаю, не было такого обращения к тем, кто говорил, что они желают и готовы следовать за Ним”. Аналогичное выражение находится в Евангелие от Матфея (10: 37): “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня”. Слово “ненавидеть”, по-видимому, противопоставляется слову “любить”. Следовательно, быть учеником Христа, означает любить более всего Господа и принципы, которые Он отстаивает; поэтому любовь к другим можно приравнять к неприязни.
Такое предложение с самого начала означает отделение. В случае человека, его воли, намерения, речь идет об отделении от всякой другой любви, которая будет конфликтовать с нашей любовью к Господу и нашим повиновением Его воли. Сравнительно с ней нашу земную любовь надо считать ничем. По приказу Господа мы должны быть готовы пожертвовать каждой земной надеждой, целью, стремлением, и охотно, радостно положить нашу жизнь. Каждому, кто показывает преданность такого рода, можно доверить любую вещь. О них Господь пророчески говорит: “Они будут Моими,. в тот День, когда Я [приду и] буду собирать Свои драгоценности” (Мал. 3: 17, KJV).
Факт, что Иисус имел именно такой характер и ставил волю Отца превыше всех других суждений, является подтверждением того, что все Его сонаследники в Царстве будут иметь такой же ум, такой же дух. Он заверяет нас, что Царство не будет самолюбивым: что его цари, князья и судьи будут не только иметь непреодолимую силу, но и будут неподкупными, неуступчивыми. Для них Божественный критерий будет первостепенным и абсолютным.
Такое посвящение Господу, как описано здесь, неминуемо (в то или иное время) будет означать разрыв многих земных уз. Последователи Иисуса будут считаться особенными людьми, и многие будут воспринимать их поведение как странное, неестественное, безрассудное. Следовательно, как сказал св. Павел, нас считают всякий день безумными Христа ради за то, что мы проповедуем Божью Мудрость и Божью Любовь, ставя ее выше человеческой мудрости и любви. О таких св. Иоанн пишет, говоря: “Потому что поступаем в мире сем, как Он”, – нас высмеивают, искажают, осуждают, сквернословят. Кто сможет выстоять в таких трудностях, тот сможет получить венец, который имел на мысли Иисус, когда говорил, что тому, кто победит, Он даст венец жизни и позволит ему сесть с Ним на Его престоле.
Кто на это способен? – спрашивает апостол. И дает ответ: “Способность наша от Бога”. Она следует из обетований: “Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”; “Не оставлю тебя и не покину тебя”.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ НЕСТИ КРЕСТ?

Подчеркивая строгость условий, Иисус сказал: “И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником”. Даже если мы начали с храбрыми намерениями, уверенно признали Иисуса и смело сказали, что мы – ученики, этого недостаточно. После того как мы верно стали на стороне Господа, мы должны быть испытаны. Господь будет считать достойными и окончательно примет тех, кто не только имел немного энтузиазма в начале, но показал, что заслуживает на это благодаря своей верности. Нести крест надо ежедневно. Нашим крестом является оппозиция со стороны мира, плоти и дьявола, которая противоречит Божественной воле, изложенной для нас в Господнем Слове. Единственное правильное отношение выразил Учитель, говоря: “Не Моя воля, но Твоя да будет”.
Как предостережение, чтобы не принимать ученичества без тщательного взвешивания, наш Господь дал притчу о человеке, который начал строить башню, заложил фундамент, но не смог ее завершить. Потратив усилия, он сделал себя посмешищем, показал безрассудство. Другой иллюстрацией является поход на войну без соответствующих приготовлений, потому что такой шаг принесет катастрофические последствия. Все последователи Христа постановили строить характер и “подвизаться добрым подвигом веры”. Тот, кто вступил под знамя Иисуса, восстал против сатаны и греха и должен ожидать тяжелой борьбы. Он не получит победного венца и не услышит слова “Хорошо”, если верно не покажет настойчивости в хороших делах.
Каким было бы благословение, если бы все, которые отдались делу Христа, делали это с полным, ясным пониманием того, что они делают, и с твердой решительностью идти вперед правильным путем, без оглядки! Дело Христа имело бы еще большее продвижение между людьми. И хотя их количество было бы значительно меньшим, их влияние и сила в мире были бы, несомненно, намного большими.

“СОЛЬ – ДОБРАЯ ВЕЩЬ, НО...”

Соль имеет консервирующее влияние на все, с чем ее употребляют. Она также позволяет лучше почувствовать вкус еды. В древние времена ее использовали в качестве символа верности, преданности, и сказано, что даже теперь некоторые арабы считают, что надо быть верным до смерти тому, в чьем доме они потребляли соль. Для них это залог преданности.
Иисус употребил соль как символ Своей преданности Богу, а также преданности, которую все Его последователи должны иметь и, более того, должны поддерживать. Если соль потеряет свои вкусовые качества, она не годится ни на что. Ее нельзя использовать на удобрение, потому что это будет иметь противоположное действие. Поэтому, если она не служит установленной цели, то становится абсолютно бесполезной. Так и христианин имеет особенную цель в мире – быть предохраняющим средством, иметь, так сказать, антисептические качества, вызывая хорошие черты в тех, с кем он связан. Такова миссия христианина в мире. Если он не будет это делать, то разминется с целью, к которой был призван, и не будет иметь никакой особенной ценности в Господней службе.
“Кто имеет уши слышать, да слышит”, – сказал Иисус в завершение. Все Его последователи должны внять этим словам. Кто ими пренебрегает, тот пренебрегает Тем, Кто их дал, и обязательно разминется с благословением, которое мог бы получить. Что касается мира, “у них есть глаза, чтобы видеть, а не видят; у них есть уши, чтобы слышать, а не слышат”. Мы не должны оценивать мир на основании тех же критериев, которыми оцениваем себя и всех говорящих, что они последователи Иисуса. Наивысшим критерием мира является Золотое Правило. Наивысшим критерием христианина является самопожертвование, выполнение Божьей воли любой ценой.

R5425 (1914 г.)