А ДЕВЯТЬ ГДЕ?
Луки 17: 11-19
“Не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?” (Стихи 17, 18)
Сутью нашей нынешней лекции является благодарность. Это наиболее умеренная черта характера и часто встречается даже в диких животных. Невозможно представить себе совершенное человеческое существо или ангела, приемлемого для Бога, без этого качества. Мы фактически можем сказать, что степень нашего принятия Богом измеряется нашей благодарностью. Она ведет к послушанию Божественным законам и правилам, понятны они или нет. Она ведет к самоотверженному труду в службе Богу и, согласно неизменному Божественному устройству, получает от него благословение.
Наша лекция повествует, что Спаситель приближался к Иерусалиму дорогой через Самарию и Галилею. Считается, [R5454] что это было последнее Его путешествие в Иерусалим, которое закончилось Его смертью. Слава о Нем разошлась повсюду; и десять прокаженных, сидя у дороги, услышали, что Иисус из Назарета проходил мимо них. Они сразу завопили громко – насколько хриплый шепот позволял при их болезни. Обычно они просили денег, но в этот раз просьба была: “Иисус Наставник – помилуй нас”.
Прокаженные – люди, заслуживающие большого сочувствия. Их болезнь с давних пор считалась неизлечимой, поэтому в Библии она символически используется, чтобы представлять грех. Это инфекция, которая, вероятно, заражает кровь. Суставы искривляются, гниют и отпадают. Согласно правилам, существовавшим в то время, прокаженным запрещалось входить в город под угрозой получить в наказание тридцать девять ударов палкой. Они не имели никаких способов заработать на жизнь и всегда зависели от милости друзей или окружающих. Им также не позволялось приближаться к другим ближе, чем на сто пятьдесят шагов, из-за боязни заражения. Они были ходячими мертвецами.
Десятерых, упомянутых в этой лекции, сблизило их общее несчастье, пренебрегающее существующими преградами между иудеями и самарянами. В ответ на их крики о помощи, Иисус, хотя полный сочувствия, казалось, отнесся к ним прохладно. Он только сказал: “Пойдите, покажитесь священникам”. Согласно Божьему устройству для иудеев под их Заветом Закона, они не должны были иметь никаких болезней, кроме тех, которые представляли грехи, и священники должны были вынести вердикт, устанавливая, действительно ли болезнь является проказой и т. д. Повеление нашего Господа, чтобы прокаженные пошли и показались священникам, подразумевало исцеление, давая понять, что в то время, когда они придут к священнику, они будут готовы, чтобы он признал их чистыми.
Прокаженные, должно быть, немало слышали о силе Иисуса и обязаны были проявить большую веру, потому что вместо мольбы о немедленном исцелении, они последовали Его указанию и отправились к священнику, чтобы он осмотрел их. Без сомнения, они надеялись, что к тому времени, когда они придут к нему, с ними будет все в порядке и они получат подтверждение, что они здоровы. Отойдя на короткое расстояние, они обнаружили, что исцелились. Можем себе представить, с какой радостью они поспешили получить одобрение священника, чтобы вернуться к своим семьям, своим занятиям и т. д. Без сомнения, они почти бежали, когда почувствовали приток очищенной крови! Но один из них замедлил шаг и затем повернул обратно. Возможно, другие, от избытка чувств даже не заметили этого. Придя, он упал к ногам Иисуса, отдавая Ему благодарность. Он имел благодарное сердце, и мы можем не сомневаться, что он окончательно получит благословение, хотя не получил его тогда, потому что был самарянином, посторонним, отчужденным от общества Израильского.
ДРУГАЯ КРОШКА МИЛОСТИ
В его случае исцеление было “крошкой со стола детей”, потому что богатый человек еще не умер – Божья милость еще не оставила Израиль. Иисус еще не произнес судьбоносных слов: “Вот, оставляется вам дом ваш пуст”. Более того, милость для Израиля (индивидуальная милость) продолжалась еще три с половиной года после того, как их дом остался пуст. Спустя три с половиной года после смерти Иисуса индивидуальная милость для иудеев была приостановлена ??до такой степени, что это позволило Евангелию прийти к язычникам – Корнилий стал первым, кто был принят к общности с Богом (Деян. 10).
Если бы тот, кто вернулся, был иудеем, а не самарянином, он, несомненно, был бы приглашен Иисусом стать одним из Его последователей: “Последуй за Мною, взяв крест”. А так как он был самарянином, Иисус лишь сказал ему: “Встань и иди; вера твоя спасла тебя!” Однако мы не можем сомневаться в том, что Господнее провидение сопровождало этого благодарного самарянина, и когда наступило время открытия дверей язычникам, он был среди тех, кто с радостью принял Послание и посвятился, чтобы стать наследником Бога и сонаследником с Иисусом Христом нашим Господом в небесном наследии .
Мы не должны думать, что слова нашего Господа “вера твоя спасла тебя” означают, что здоровым его сделала человеческая вера без Божественной Силы. Скорее, Божественная Сила и вера человека содействовали в его исцелении. Они сделали то же самое и для девяти других исцеленных. Те также верили и были исцелены, и, как иудеи под Заветом Закона, они имели больше оснований просить прощения и исцеления, чем самарянин.
НЕ ДЕСЯТЬ ЛИ ОЧИСТИЛИСЬ? ГДЕ ЖЕ ДЕВЯТЬ?
Иисус обратил внимание присутствовавших на факт, что десять исцелились, но только один вернулся воздать хвалу Богу. Да, Он не просил их вернуться, воздать хвалу и признать Божественную Силу, действовавшую через Него! Да, они поступили так, как Он им сказал – пошли и показались священнику, – и ничего больше, а затем занялись своими делами.
Почему же Иисус, прежде чем дать исцеление, не договорился с ними: “Если Я вас исцелю, то вы посвятите свою жизнь и станете Моими учениками?” Без сомнения, они бы согласились с таким предложением. Кто бы не согласился на любые условия, лишь освободиться от этой мерзкой и неизлечимой болезни? Почему Иисус не использовал этот метод, чтобы увеличить число Своих учеников? Бесспорно, ответ такой, что Он следовал духу того, что делал Отец, и выразил это словами: “Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе”. И как Отец не ищет других, так и Сын не ищет других.
В этом отношении проповедь Иисуса и апостолов резко отличается от многих проповедей евангелистов, “возрожденцев” и т. п. Ни Иисус, ни апостолы никогда не заставляли светских людей становиться учениками Христа. Они только проповедовали, то есть провозглашали, определенные великие истины, и принимали тех, кого привлекало такое проповедование, на кого повлияли представленные большие факты. Они рассуждали о грехе, о праведности, о грядущем времени вынесения решения, суда, и оставляли вопрос совести каждому. Они утверждали, что оставившие грех и обратившиеся к Богу могут иметь прощение и примирение через заслугу крови Христа. Они говорили о вышнем, небесном звании для всех кающихся, если они посвятят свою жизнь целиком служению Богу, Истине и праведности, готовые переносить тяготы как добрые воины.
Помним, как однажды Иисус откровенно осудил даже дух энтузиазма, который может затмить здравое суждение, говоря: “Кто из вас.. не сядет прежде и не вычислит издержек?” (Лук. 14: 28). Богу угодно было через проповедь Истины призвать класс тех, кого Он хочет видеть сонаследниками с Его Сыном. Они должны быть приведены в семью Бога не одними молитвами или лихорадочным возбуждением, а провозглашением Божественных условий и требований. К принявшим благодать Бога немедленно приходит предостережение, чтобы они не принимали этой благодати тщетно; чтобы, положив руки на плуг, они не оглядывались; чтобы, став зачисленными как добрые воины Креста, они переносили тяготы, радуясь привилегии служения и жертвования.
Мы делаем ударение на том, что, согласно Библии, ни Иисус, ни Его апостолы никогда не пытались получить рекрутов в армию Господа “на ура”. В этом мы не критикуем других, а лишь обращаем внимание на факты, имеющие прямое отношение к руководству всем Божьим народом, который пытается знать и исполнять Его волю.
ДРУГИЕ ДЕСЯТКИ, СОТНИ, ТЫСЯЧИ
А теперь посмотрим на это событие из нашей лекции с символической стороны. Пусть прокаженные представляют грешников, которые, придя к осознанию своей нечистоты, взывают к Господу об очищении, тем самым косвенно признавая Его величие и силу как Божьего Сына, поскольку только через Него возможно прощение греха, а также косвенно давая понять, что они хотят быть Его последователями, Его учениками, убежденные, что грех приносит вред, и решительные в дальнейшем следовать за Господом, сражаясь с грехом в себе и повсюду. Сколько всего из тех десятков, сотен, тысяч, чью преданность и веру Господь принял – кого исцелил, простил и принял согласно их признанию ученичества, – действительно стали Его верными последователями?
Сколько тех, которые заявили Господу, что они несчастны, желают прощения грехов и Его милости, и затем обещавшие Ему пожизненную благодарность и преданность, – впоследствии забыли о своих привилегиях и, получив благословения, ушли: одни на свое поле, другие к своей торговле, еще другие к развлечениям, а также к формализму! Как мало из них помнили свои молитвы к Господу о милости, свои постановления о том, что они будут делать, если их молитвы будут услышаны!
ВОЗРОЖДЕНИЕ ИМЕЕТ СВОЙ ПОРЯДОК
Многие из числа христианского народа укрепляются в убеждении, что сейчас мы живем во времени решающего испытания тех, кто заключил завет с Богом. Они верят, что мы приближаемся ко времени, когда Церковь, Тело Христа, будет принята Господом в изменении Воскресения, чтобы стать Его Невестой. Как писал апостол: “Все мы изменимся вдруг, во мгновение ока”, потому что “плоть и кровь наследовать Царствия Божия не могут”. Целью призыва Евангельского века было найти тех, которые должны составлять класс Невесты, которые будут с Иисусом в Его Царстве.
Об иудеях Иисус сказал (во время испытания в конце их Века): “Не узнали [они] времени посещения своего”. Лишь сравнительно немногие были в состоянии близости в своем сердце к Богу, что позволяло им понимать характер времени, в котором они жили, и изменения, которые происходили. Мысль заключается в том, что похожие изменения происходят на наших глазах и распознаны теми, которым открылись глаза понимания.
Самарянин из нашей лекции, кажется, представляет класс благодарных последователей Господа, стремящихся воздать Ему хвалу своими словами, мыслями и делами, в то время как [R5455] большинство тех, которые похожим образом обрели Его милость, склонно следовать амбициям и удовольствиям настоящей жизни. Пренебрегая избрать стезю, по которой шел Учитель, они не достигнут славы, чести и бессмертия, которых Он достиг и к которым призвал этот класс. Они должны занять более низкое положение. Еще немного и, согласно Библии, изумленному миру будет явлено величие Царства, а слава настоящего положения вещей увянет.
Правдивая Мудрость свыше была показана нашим Спасителем, Который не счел Свою жизнь ценной для Себя, Который добровольно уничижил Себя, чтобы исполнить волю Отца, и Который, в награду, ныне высоко превознесен. Св. Павел выразил ту же мысль, говоря, что он посчитал все тщетой и сором, лишь бы только получить место в Теле Христа – в прославленной Церкви за завесой. Благословения Тысячелетнего Царства для мира будут очень большими, но благословения, которые получит Церковь, будут несравненно лучше.
R5453 (1914 г.)