ИСПЫТАНИЯ, НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРА
“С великою радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения” (Иакова 1: 2).
Все призванные Господом в Евангельском веке призваны “вышним званием” (Фил. 3: 14), “небесным званием” (Евр. 3: 1), как именует его апостол Павел. Это – призыв к участию с Иисусом в Его славе, чести и бессмертии. Но звание не является решением всего, а только приглашением на определенных установленных условиях. Мы призваны не только к праведности, но и к тому, чтобы следовать за Учителем путем страданий и самопожертвования. Это – единственные условия, на которых кто-то принят как ученик Христа. Мы понимаем, что Писание учит, что в Тысячелетнем веке миру будут предложены другие условия принятия Богом. Сейчас же не предложены другие условия, кроме условий стать последователями и учениками Иисуса, чтобы ходить так, как Он ходил.
Апостол Иаков дает понять, что этими последователями Христа могут овладеть искушения, в которые они попадут как в ловушку. Как враг на войне ставит ловушки, так большой противник расставляет ловушки и силки перед нами. Он пытается сбить с толку наш ум и увести от правильных представлений об истине и праведности. Надо быть очень внимательным, чтобы избежать этих ловушек. И все же, несмотря на внимательность, мы можем попасться в силки.
Апостол говорит, что мы должны радоваться, когда впадаем в различные искушения – не радоваться, когда мы впадаем в грех во время искушения, но радоваться, когда на нас неожиданно приходят искушения. Само искушение не является грехом. Если бы мы могли держать в уме факт, что каждое искушение, каждое испытание, каждое преследование, каждая трудность в жизни, позволенная на нас, заключивших завет жертвы с Господом, имеет целью убедиться в нас, засвидетельствовать нашу любовь, увидеть, что наш характер устоялся, укоренился и основан в праведности и созидается в любви, то все эти испытания, трудности и искушения предстали бы в новом свете и очень помогли бы вести добрый бой веры и победить. Когда мы неожиданно оказываемся в искушении, испытании, мы должны сказать: “Если через эти искушения, через эти испытания Господь стремится удостовериться в моей любви и преданности Ему, какими бы пустяковыми или значительными они не были, я постараюсь бережно воспользоваться ими, как благоприятными возможностями, чтобы продемонстрировать моему Господу полноту любви и преданности Ему и Его делу. Я должен вести добрый бой против этого – против мира, плоти и дьявола, какой бы не была причина, создавшая ловушку”.
Так глядя и так воспринимая это, мы можем радоваться во всех таких случаях. Каждое испытание и каждые трудности станут благословением, поскольку мы получим, прежде всего, возможность показать Богу, что мы будем защищать Его дело и наше положение как Его слуг и не будем идти на уступки. Мы можем радоваться также, зная, что в таких испытаниях наш характер становиться более кристаллизованным (если мы побеждаем), что Господь не позволит нам попасть в искушение, которое Он не обратил бы к нашему благословению, если мы полностью преданны. Давайте чаще доверять словам апостолов: “С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения”; “О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа”; “Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его”; “Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу”, если его правильно воспринять и правильно быть наставленным им (1 Пет. 1: 7; Иак. 1: 2, 12).
“КОТОРЫЙ ПЕРЕНОСИТ”
Мы имеем заверение, что любящие Господа и получившие за это Царство, это те, чья любовь пройдет испытания в пробах и искушениях на пути. Кто не любит Господа всем своим сердцем – в ком собственное “я” или другой идол занимает первое место, – тот будет обольщен миром, плотью или противником к какой-нибудь форме бунта против Божественного Слова или Божественного провидения. У него будут планы и теории, которым он отдаст предпочтение по сравнению с Господним планом. Но если их проанализировать, то окажется, что они, как правило, основываются на самолюбии, амбиции и злом духе зависти, ненависти и прочее. Господнее руководство и Господние слова теряют для таких свою привлекательность, и они, в свою очередь, теряют к ним свой интерес. Как те, которые оставили Господа в первом пришествии, говоря: “Какие странные слова!” – так и эти больше не ходят с Ним.
Как некоторые материалы бывают недолговечными и хрупкими, так бывают некоторые материалы, содержащие волокна, прочные и устойчивые. Господь выбирает Себе характеры, которые имеют сильные, устойчивые свойства – мужество, выносливость, долготерпение и т. п. Тех, которые держатся рядом с Господом, не могут оттянуть от Него никакие ухищрения и коварства противника. В своем сердце они полностью Господни – не свои; они идут везде, куда бы Господь не вел их, потому что у них нет другой воли, кроме воли Бога. Они последуют за Господом узким путем испытаний, дисциплины и трудностей в настоящей жизни, и впоследствии, как Он сказал, “будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны” (Отк. 3: 4).
По поводу тех, кто избегает всех испытаний, искушений и трудностей, есть все основания сомневаться, что они действительно пребывают в родстве с Богом как сыны. Если бы они был сынами, Господь обязательно считал бы нужным дать им испытания и трудности. Если же они их не имеют, то должны идти к Отцу и убедится, что с их стороны нет какой помехи – убедиться, что они находятся в нужном состоянии, в котором могут приготовиться к Царству. “Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает” (Евр. 12: 6).
НЕУДАЧИ – “СТУПЕНИ ВВЕРХ”
Всем будет в радость, когда испытания закончатся и мы будем приняты как победители, чтобы делить с Господом Его престол. Но терпение, доверие и любовь сначала должны выполнить работу очищения в нашем сердце, делая нас мягкими, кроткими и послушными Богу. Пусть доброе дело продвигается вперед! Возрадуемся, если наши испытания сделали наш характер более сильным, более смиренным и Христоподобным, более внимательным к нашим недостаткам и несовершенствам, более бдительным и настойчивым в наших стремлениях исправить их насколько это возможно.
Даже конфликты, в которых мы одержали только частичную победу, могут стать благословениями для нас. Даже в тех трудностях, в которых нас постигла полная неудача, может прийти (через смирение и боль от поражения) укрепление нашего характера, твердая решимость быть более бдительными в этом направлении и более горячо молится о Господней благодати для поддержки, необходимость в которой еще глубже запечатлелась в нашем сердце. Вот так даже неудачи могут стать “ступенями”, которыми мы поднимаемся к Богу и к небу. Только многими скорбями можно вообще войти в Небесное Царство. Поэтому, если Господний народ видит, что он оказался в искушениях, скорбях, он должен чувствовать радость вместо угнетения, говоря: “У меня есть доказательства, что Господь готовит меня к месту в Царстве”. Это должно принести отвагу сражаться добрым сражением против мира, плоти и противника. Плоть страдает, но новый ум, новая воля имеет радость, и Новое Творение может радоваться, зная, что эти испытания являются во благо, а не во вред (1 Пет. 4: 13).
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПУТИ ИЗБАВЛЕНИЯ
Вместе с каждым искушением Небесный Отец предлагает путь избавления. Поэтому когда мы оказываемся в трудностях, мы должны говорить: “Небесный Отец позволяет это испытание, и Господь Иисус поможет мне. Я буду рад оттого, что Господь не позволит мне упасть, так как Он обещал, что все будет содействовать мне ко благу”.
Наш стих определенно говорит, что мы должны с великой радостью принимать, когда впадаем в искушения, а не входим в них постепенно. Мы не должны искать искушения. В нашем падшем состоянии и состоянии тех, кто вокруг, при наличии противника, который стремится навредить нам, мы знаем, что будет предостаточно искушений даже не входя в них. Но когда мы впадаем в искушение, то должны говорить: “Я боролся с этим, но Господь это позволил, значит из этого должно прийти для меня какое-то благословение”. Не надо недооценивать даже тех искушений, которые приходят из-за неосмотрительности. Некоторые самые большие уроки внимательности стали следствием нашей небрежности. [R5460]
Наша радость зависит преимущественно от изучения Слова и нашего знания о драгоценных обетованиях, содержащихся в них для побеждающих. Господу нужны те, кто выдержит великий подвиг страданий, кто сделает это терпеливо, даже если искушения длятся долго и скорби становятся все более суровыми. Но если они потеряют веру, то все их предыдущие хорошие постановления и отстаивание того, что правильно, не сделают их победителями.
Эти испытания имеют целью развить в нас терпение, чтобы эта черта глубоко укоренилась. Мы созидаем характер на всю вечность, и терпение нельзя развить и сохранить иначе, как только через повторные трудности, пробы – через нашу решимость раз за разом становиться крепче и тверже в созидании характера по подобию нашего Небесного Отца и Господа нашего Иисуса Христа.
СЛОВО ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ
Для тех, кто из помазанного общества, кто стремиться достичь славы, обещанной верным последователям Христа, апостол Петр дает слово предостережения. В первой главе своего второго Послания он убеждает Церковь, чтобы та, приготавливая свой характер, добавляла одну черту к другой и могла стать пригодной к славным вещам, обещанным Богом верным. Он выделяет веру как первоочередное качество. К ней, говорит он, мы должны придать стойкость, знание, терпение, самообладание, набожность, братскую вежливость и широкую, исполненную доброты, любовь ко всем людям. Причина, почему, по словам Священного Писания, наш суд должен быть по нашей вере, заключается в том, что пока мы во плоти, мы никогда не сможем совершать дела, которые Бог мог бы одобрить.
Бог одобряет только Новое Творение. Проявляя веру и демонстрируя преданность, эти Новые Творения могут нравиться Ему и, как предписывает Его Слово, могут вырабатывать соответствующий характер, развивая плоды и благодати Святого Духа. “Так поступая, – говорит апостол, – никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа”.
Вера нужна на каждом шагу. Без веры мы не имели бы смелости идти дальше. Если у нас нет веры, то каким может быть источник воодушевления? Преткнуться, очевидно, означает – как об этом упомянуто в приведенном стихе (2 Пет. 1: 10) – потерять положение, к которому мы приглашены и на приглашение к которому откликнулись. Мы призваны стать наследниками с нашим Господом. Если будем повиноваться Слову Господа и будем наставлены уроками, полученными в Школе Христа, мы получим Его похвалу, так как “верен Призывающий вас”. Если же мы преткнемся, то только по причине неудачи с нашей стороны. Если мы перестанем развивать характер, мы не сможем получить Царство.
ПРИЧИНЫ ПРЕТКНОВЕНИЯ
Среди преткнувшихся некоторые преткнуться более серьезно, чем другие. Те, которые не идут вперед, получат определенные испытания, которые определят, повернутся ли они в сторону мира или будут продолжать идти узким путем. Некоторые потерпят неудачу, потому что показывают недостаточно рвения. Им придется пройти через большие скорби. Если эти трудности приведут их к полной преданности Богу, им будет дарована вечная жизнь, но не на таком высоком уровне, как в случае, если бы они показали пыл к Господу, веру, активность и настойчивость в выполнении Господней воли.
Из-за отсутствия усердия в Господней службе или по причине воспитания в себе духа горечи можно ухудшить свое положение настолько, чтобы стать врагом Господа, имея больше любви к греху, чем к праведности. Как оппоненты Бога, такие потерпят полную неудачу. Но если кто-то преткнулся только временно, а затем побеждает в испытаниях, которые Господь позволяет на него, то он, показав свою преданность Господу, будет полностью восстановлен к своему положению. Кто преткнется полностью, тот никогда не будет восстановлен. Он потеряет все. Он пожертвовал свои человеческие надежды еще до того, как был принят, поэтому отпасть от положения Нового Творения означает безнадежно преткнуться.
Преткновение таких гораздо хуже грехопадения Адама (произошедшего вследствие ограниченного знания и отсутствия опыта последствий зла), потому что они пришли к ясному знанию Истины и получили долю в искуплении. Для таких отпасть означает с ужасом ждать суда и огненного негодования – уничтожения врагов Бога. Адам имел совсем мало знания о благодати Бога, и если он должен вернуться к единству с Богом, то должен быть искуплен и окончательно восстановлен.
Поэтому, дорогие братья, будем внимательны к своим путям. Будем настойчиво воспитывать в себе плоды Духа, чтобы Он мог “поставить [нас] пред славою Своею непорочными в радости”.
R5459 (1914 г.)