ТРУДНОСТИ БОГАТЫХ
МАРКА 10: 17-31
“Не можете служить Богу и маммоне” (Луки 16: 13).
Пожалуй, ученики Иисуса удивились, увидев, как один богатый юноша, из начальствующих, побежал за Учителем и, остановив Его, пал к Иисусовым ногам, говоря: “Учитель благой! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?”. Все мы согласимся, что это была жизненно важная тема. Благой Учитель не ответил на вопрос прямо, но для пользы юноши и других, которые с тех пор читают это повествование, спросил, почему звание “благой” употребили к Нему – желая, очевидно, чтобы юноша усвоил (а с ним и каждый), что все действительно хорошее так или иначе должно быть от Бога и в согласии с Ним.
Было только два пути восприятия Иисуса. Или Он был, как Сам утверждал, Сыном Бога, пришедшим в мир с особой миссией в интересах человечества, а, следовательно, был слугой Бога, или, с другой стороны, если Он таковым не был, то был обманщиком, который называл Себя тем, кем не являлся в действительности, а обманывал людей, был плохим, очень плохим человеком. Иисус хотел, чтобы юноша сам подумал о важности своего высказывания и тотчас решил для себя важный вопрос, от которого так много зависело.
Не дожидаясь ответа, Иисус продолжил: “Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать?” Юноша ответил: “Учитель! все это сохранил я от юности моей”. Иисус, глядя на него, полюбил его и сказал: “Одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест”.
ЧТО ИИСУС ИМЕЛ В ВИДУ?
Что Иисус имел в виду, когда говорил юноше, что путем к вечной жизни является выполнение заповедей? Мы бы так ему сегодня не ответили. Наоборот, мы бы сказали, что в совершенстве выполнить заповеди невозможно, что единственная надежда на вечную жизнь возможна через проявление веры во Христа и Его жертву за грехи.
Почему Иисус указал на Закон? Отвечаем, что Завет Закона был по-прежнему в силе в Израиле, как и в течение предыдущих шестнадцати и более веков. Божье обетование для иудеев касалась Закона, говоря, что “исполнивший его человек жив будет им”. Праведность следовало считать условием вечной жизни. Все иудеи понимали это, и юноша признался, что он также это понимает и пытается жить по такому правилу. Но он понимал, что умирает, как и остальное человечество. Отсюда его вопрос. Ответ Иисуса означает следующее: “Ты не должен выполнять исключительно Закон. Ты обязан принести жертву, взять свой крест и последовать Моему примеру”.
Мы не должны делать поспешного вывода, будто Иисус считал, что богатство следует отдать бездумно, легкомысленно. Если бы юноша согласился на такие условия и спросил Господа, как ему лучше раздать богатство, Господь наверняка ответил бы: “Отдай его Богу, а потом, как Его слуга, раздай согласно мудрости, которую Бог даст тебе, и по Его провиденциальному руководству”. Но даже этого полного подчинения земного имения недостаточно для того, кто хочет получить место в классе Царства. Надо сделать еще больше: надо стать деятельным в Господней службе, взять свой крест, проявляя самоотречение, и идти терпеливо узким путем самопожертвования, следуя за Искупителем до самой смерти.
После завершения Иудейского века Иисус не посоветовал бы искать вечной жизни через исполнение Закона, а скорее высказался бы о невозможности для любого несовершенного человека держаться Божественного Закона совершенным образом, а также о необходимости иметь приписанную заслугу Христа для прикрытия своих недостатков. Только так может “оправдание Закона исполниться в нас, живущих не по плоти, но по духу”.
ОН СМУТИЛСЯ, ПОТОМУ ЧТО БЫЛ ОЧЕНЬ БОГАТ
Иудейский юноша, бывший из начальствующих, очень хотел исполнять Божью волю, но не сильно старался быть достойным членства в Малом Стаде. Он хотел вести себя правильно, справедливо, но не хотел жертвовать. Иисус и все Его последователи, наоборот, решили пожертвовать свою жизнь до самой смерти. “Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу”.
Само по себе богатство молодого начальствующего не было пагубным. Бог очень богат; Авраам когда-то тоже был очень богат. Проблема в том, что юноша привязался сердцем к богатству, и когда пришло время испытания, кого он любит больше – богатство или Бога, – он показал, что Бога и Божественную волю он любит меньше, чем свое земное имущество. Он не воспользовался возможностью получить величайшее благо и, тем самым, отказался от членства в классе Царства. Однако мы не должны думать, что нет никакой надежды для этого юноши, который имел такой благородный характер, что Иисус полюбил его. В свое время он получит необходимые уроки. Даже потеряв возможности Царства, он сможет стать одним из многих, которые получат благословения Царства.
Иисус обращает внимание на это испытание, говоря: “Не можете служить Богу и маммоне”. Призыв этого Евангельского века – призыв быть слугами Бога в любой жертве вместе с заверением, что “все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы” и увидят, что стезя к славе, чести и бессмертию следом за Иисусом очень неровная. Бог преднамеренно устроил так, чтобы мы не могли быть одновременно слугами богатства и Бога. Он хочет привести нас к пункту испытания. Для всех из этого класса, призванных сейчас из мира, чтобы стать сынами Бога и сонаследниками Христу, испытанием является: “Бог – первый”. Мы не должны иметь никаких идолов – ни богатства, ни славы, ни самолюбивой праздности, – которые могли бы лишить нас преданности Богу и соблазнить к тому, чтобы проигнорировать богатые благословения, которые Он сейчас предлагает верным.
МАЛО БОГАТЫХ В ЦАРСТВЕ
Неудача богатого юноши стать учеником на условиях Иисуса дала Иисусу возможность сказать несколько слов. Он сказал ученикам: “Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие”. Как тяжело кому-то из богатых будет попасть в класс Царства.
Ученики были изумлены, потому что из большого числа тех, кто считал себя святым народом тех дней, немногие были учениками Иисуса. Более богатые иудеи водились преимущественно с фарисеями. Как это так, что мало богатых войдет в Царство? Не ошибка ли это? Действительно ли это имел в виду Иисус?
Но Иисус опять говорит им: “Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное.. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие” (Матф. 19: 23, 24).
УДОБНЕЕ ВЕРБЛЮДУ ПРОЙТИ СКВОЗЬ ИГОЛЬНЫЕ УШИ
Иллюстрация “игольные уши”, использованная нашим Господом, была неумышленно искажена переводчиками. [R5466] Многие, глядя на обычную швейную иглу и понимая, каким маленьким является ее ушко и как невозможно пройти верблюду сквозь него, чувствовали растерянность.
“Игольными ушами”, о которых упоминал Иисус, называли небольшие ворота, отверстие в больших воротах в городском стене. Ворота Иерусалима закрывали на ночь от разбойников, и у них выставляли стражу. Эти ворота не разрешалось открывать до утра, чтобы многочисленный отряд вооруженных людей не проник в город и не ограбил его. Однако для путешественников, которые не смогли добраться до ворот перед их закрытием, был найден выход. Меньшие ворота, “Игольные Уши”, были достаточно большими, чтобы верблюд мог проползти сквозь них после того, как его развьючили – сняли с него ношу. Исходя из этого, Иисус учил, что так же, как верблюд может проникнуть через “Игольные Уши”, то есть меньшие ворота, только сняв свою ношу, так и богатый человек может войти в Божье Царство только избавившись от своего бремени, отдавая все Господу.
Все это, видимо, ставило богатый, привилегированный класс в менее удобное положение по сравнению с бедным и непривилегированным, что и вызвало такое изумление учеников. Они спросили: “Так кто же может спастись?” Если у богатых, вроде бы, есть все возможности – время, влияние и деньги, – позволяющие отдать больше и служить лучше Господу, чем другие, и им так трудно попасть в Царство, то как быть с другими, явно менее привилегированными? Иисус ответил, что “все возможно Богу”. Иными словами, если сердце богатого нравится Господу – если он искренен и смирен сердцем, и на пути лежит только богатство, – Господь знает, как показать ему Свою волю, как использовать богатство. А если это не поможет, то Господь знает, как избавить его от этого богатства – как хозяин верблюда снимает ношу с животного, чтобы это позволило ему пройти сквозь “Игольные Уши”.
Многие почувствовали это на себе. Они были богаты почестями у людей, находились высоко в общественном или финансовом положении, но Бог в Своей любви и милости лишил их всего этого, давая необходимые уроки, чтобы сделать пригодными и готовыми к участию в Царстве. Богу все возможно. Он знает, как поруководить всеми делами ко благу тех, кто любит Его всем своим сердцем, умом, душой и силой.
“МЫ ОСТАВИЛИ ВСЕ”
Св. Петр, видимо, ухватил мысль, что сонаследование с Учителем в Царстве будет означать полное подчинение Богу – оставление всего, отказ от всего, – чтобы приблизиться к Богу и быть полностью принятым Им. Он сказал: “Вот, мы оставили все и последовали за Тобою”.
Иисус не поддержал полностью слова св. Петра. Он знал об Иуде, что тот не оставил все. Он знал о св. Петре, что в нем еще осталось немного произвола и что самосохранение подтолкнет его к тому, чтобы отречься от своего Учителя. Ответ Иисуса полностью объяснил вопрос не только апостолам, но и всем, которые стали последователями Иисуса с тех пор и доныне. Он сказал:
“Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной”.
Какое щедрое обетование, как всесторонне оно исполнилась в земных делах многих! Преследования неизбежны, но все, что было пожертвовано для Господнего дела, уравновешивается во сто крат в настоящей жизни. Как милостив Божественный замысел! Затем будет вечная жизнь и, в случае верности, удел с Учителем в Царстве
“Многие же будут первые последними, и последние первыми”. Иными словами, многие, имея большую привилегию и возможность получить Божественную милость и возвышение в Царстве, не воспользуются этой возможностью, тогда как другие, менее привилегированные от природы, обретут большую награду славы, чести и бессмертия. А еще можно сказать, что имевшие возможность первыми стать учениками Иисуса в Его первом пришествии, по причине этого (за исключением апостолов) не будут иметь никакого преимущества или первенства перед другими Господними последователями в будущем, как не имели здесь.
R5465 (1914 г.)