“ПРИЗЫВАЕМЫЙ БОГОМ, КАК И ААРОН”
Евреям 4: 14-16; 5: 1-10

“Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее” (Луки 19: 10).

Нынешняя лекция касается священства Иисуса и, соответственно, священства Его Церкви. Он – Наивысший Священник, Первосвященник нашего исповедания, нашего чина, пишет апостол. Иудеям было трудно понять, как Иисус в том или ином смысле слова мог быть связан со священством. Господь Бог ограничил священническую службу к семье Аарона из колена Левия. Иисус не принадлежал к этому колену, ни Его ученики. Как Он мог занимать священническое положение или иметь что-то общее с ним?

Необходимость обсудить этот вопрос возникала из факта, что Церковь, как обратил внимание св. Петр, является царственным священством. Поэтому св. Павел показывает, что Иисус, как противообразный Священник, отдал Себя в жертву примирения как противообразный телец; что после этого Он поднялся на высоту и вошел в противообразное Святое Святых, появившись там за нас – за Свою Церковь, противообразных левитов, противообразных священников.

Св. Павел объясняет, что поскольку мы можем верой считать Иисуса нашим великим Первосвященником на небесах и знать, что Он сочувствует нашим несовершенствам, мы, обремененные виной, можем приходить к Нему с большой отвагой, чтобы получить милость и обрести благодать для своевременной помощи. Но все эти блаженные заверения не будут иметь силы, если мы не осознаем, что Иисус является нашим Первосвященником на небесах. И аргумент апостола в нашей лекции является демонстрацией этого факта.

СВЯЩЕНСТВО ААРОНА БЫЛО ОБРАЗНЫМ

Апостол напоминает (5: 1), что всех иудейских священников выбирали из среды соплеменников и особо назначали, то есть отделяли, на их должность, чтобы представлять народ перед Богом, принося за него дары и жертвы за грехи. При этом установленном порядке священники были в состоянии сочувствовать людям, потому что они были подвержены тем же слабостям и нуждались в прощении собственных грехов. Но даже среди этих несовершенных, полных недостатков, грешных священников, нуждавшихся в жертвоприношениях за свои грехи, никто не имел права занимать эту должность сам. На эту должность следовало быть призванным Богом. Именно так было с Аароном. Бог призвал его стать главенствующим священником.

То же самое, обращает внимание апостол, должно быть и с противообразнымы священниками на высшем уровне. Христос, духовный Первосвященник, и Его избранная Церковь, Царственное Священство на духовном уровне, также должны быть призваны Богом, иначе они не могут занимать эту должность. “Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником”. Бог удостоил Его этой чести, обращаясь к Нему в пророчестве Псалмов: “Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя [дал Тебе зачатие]” и “Ты священник вовек по чину Мелхиседека” (Пс. 2: 7; 110: 4).

МЕЛХИСЕДЕК, ЦАРСТВЕННЫЙ СВЯЩЕННИК

На этой ясно выраженной основе Божественного призвания апостол утверждает, что Христос не является священником по чину Аарона (иудейским священником, земным священником), хотя и был образно представлен Аароном в земном жертвовании. На самом деле Он является прославленным Священником, но не по чину Аарона, который никогда не был прославлен, никогда не был царем, а по чину Мелхиседека, который был царем и священником одновременно – не жертвующим священником, а царствующим.

Итак, Христос во славе не является человеком, не является земным существом, не приносит жертвы, как раньше. Он является прославленным Царственным Священником в силе и великой славе как Царь святых, способный и желающий помогать им во всех испытаниях и трудностях. Впоследствии, когда Он примет всех Своих священников, когда изменит их на Свое славное подобие в Первом Воскресении, за завесой, Он станет Царем и Священником в славе для мира и в течение тысячи лет будет царствовать, чтобы благословить и поднимать всех желающих и послушных, которые, имея предоставленный в то время свет, приблизятся к Богу.

“ВО ДНИ ПЛОТИ СВОЕЙ”

Возвращаясь к своему аргументу, апостол показывает нам связь между прославленным Царственным Священником за завесой и Иисусом, Который страдал во плоти (5: 7). Когда апостол пишет: “Он, во дни Своей плоти”, – мы должны понимать, что дни Его плоти уже в прошлом, закончились. Апостол Петр в другом месте объясняет, что Он был “был умерщвлен по плоти, но ожил духом” в Своем воскресении. Но во дни Своей плоти Иисус с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления. Апостол пытается убедить нас, последователей Иисуса, в Его способности сочувствовать нам во всех наших скорбях. Вот почему он напоминает нам, что Иисус “во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был в том, чего боялся” (KJV).

Наш ум невольно возвращается к испытаниям Учителя в Гефсиманском саду – к Его молитвам к Богу, к Его слезам, к Его агонии и, как говорится в повествовании, к Его кровавому поту. Мнение апостола, его вывод заключается в том, что Учитель, Который Сам прошел через такие тяжелые и горькие испытания и сейчас находится в небесной славе и силе, непременно будет сочувствовать и помогать всем Своим настоящим последователям, даже если Он позволяет на них трудности Гефсимании и избиения противником.

КАК СЫН, А НЕ КАК ГРЕШНИК

Страдания Иисуса, объясняет апостол, достались Ему не за то, будто Он был грешником, а за то, что Он был Сыном, и Небесный Отец хотел испытать Его верность как Сына до смерти, к тому же смерти на кресте. Только после такого испытания преданности Он мог считаться достойным возвышения, предвиденного и обещанного Ему – славы, чести и бессмертия, Божественной природы. То, что Он выстрадал, то есть претерпел, должно было составлять жертву за человеческий грех и сделать возможной человеческую реституцию через Мессианское Царство. Одновременно те же испытания, трудности и опыт нужны были самому Учителю. Как говорит апостол дальше, Он был усовершенствован через страдания.

Иисус никогда не был несовершенным в том смысле, чтобы быть грешным. Он был совершенным, непорочным в Своем славном состоянии как Логос, прежде чем оставить славу, которую имел у Отца, и стать плотью. Когда Он родился от Марии, то нам дано заверение, что Он по-прежнему был “святым, непричастным злу, непорочным, отделенным от грешников”. Поэтому Его страдания не сделали Его совершенным в том смысле, чтобы сделать Его безгрешным. Усовершенствование было другого рода.

Наш Господь заключил Завет Жертвы, чтобы показать Себя преданным воле Отца до самой смерти. Он имел обетование совершенства на наивысшем уровне – обетование Божественной природы в качестве награды, если Он выполнит Свой Завет Жертвы верно, преданно. Начало этой новой природы было дано Ему при Его крещении, когда Он был зачат Святым Духом. Но зачатая новая природа нуждалась в развитии, то есть в усовершенствовании, и именно с этой целью было позволено, чтобы Ему достались испытания, трудности и удары. Он стал совершенным как Новое Творение Божественного порядка (природы) по причине того, что выстрадал.

СПАСЕНИЕ ОТ СМЕРТИ

Для Учителя, после того как Он заключил Завет Жертвы, это было вопросом жизни и смерти. Его послушание Завету Жертвы должно было принести Ему бессмертную, божественную жизнь. Но любая неудача стоила бы Ему всего, потому что все это содержалось в Завете Жертвы. Поэтому в Гефсиманском саду Его громкие мольбы и слезы были вызваны не боязнью будущего распятия или чего-то еще, что мог сделать Ему человек. Они не были вызваны сомнениями относительно Божественной силы или Божественной верности. Страх Учителя был страхом смерти – того, выполнил ли Он в полной мере Божественные требования, не потеряет ли Он все в смерти, а значит, не удостоится воскресения.

Апостол говорит: “Услышан был в том, чего боялся” (KJV). Он был освобожден от страха смерти. С этого момента Учитель был удивительно спокойным во всех испытаниях и напряжении той ночи и на следующий день. Не сомневаемся, что [R5473] Отец заверил Его, что все хорошо, что до сих пор Он показал Себя верным.

ВОЖДЬ И ПЕРВОСВЯЩЕННИК

Благодаря Своей победе и возвышению Иисус “сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного”, – говорит апостол (5: 9).

Первым спасением, которое этот противообразный Священник по чину Мелхиседека осуществляет, является спасение Его Церкви, Малого Стада, Царственного Священства, Святого Народа. Они должны быть спасены к тому же славному положению, которого Он достиг. И достичь этого положения они не могут другим путем, кроме того, каким Он шел. Отсюда Его приглашение взять свой крест и идти за Ним, следовать за Ним при порицаниях и похвалах, быть верными до самой смерти, как Он.

 Не подумайте, что кто-либо из Его последователей может победить в том же абсолютном смысле, что Он. Нет, Он был совершенным во плоти, а все Его последователи несовершенны через грехопадение. От Его последователей требуется показать такую ??же преданность сердца – такую же готовность исполнять волю Отца и жертвовать всякими другими интересами. Великий Первосвященник применяет к ним заслугу Своей жертвы, приписывая ее Своим последователям в качестве покрытия всех их неумышленных недостатков и неудач. Они имеют заверение, что могут считаться полноценными в Нем в глазах Отца, а впоследствии в славном Первом Воскресении станут действительно совершенными через славное завершение – “вдруг, во мгновение ока”, ибо “плоть и кровь наследовать Царствия Божия не могут”.

Но, чтобы занять это положение, все последователи Иисуса должны быть послушны Ему, должны соблюдать Его указания. Тогда Он будет помогать им и вести к Небесному Царству. “Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни”.

Кроме того, он станет Вождем спасения для тех из человечества, которые будут Ему послушны, когда Он примет Царство, господство в мире, во время тысячи лет своего Мессианского Царствования. Те, которые в то время откажутся повиноваться Ему, будут уничтожены Второй Смертью, зато все охотные и повинующиеся окончательно будут усовершенствованы как человеческие существа, как земные существа – вернутся к совершенству, в котором Бог создал отца Адама, и будут иметь ценный опыт, связанный с грехом и возвращением из него.

R5472 (1914 г.)