ИМЕТЬ БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ, НО НЕ МЕШАТЬ
Мы убеждены, что весь Господний народ имеет только самые лучшие побуждения. А разве можно иметь другие побуждения, кроме хороших, чтобы получить признание Господа? Самолюбие может подкрасться и незаметно для Нового Творения заявить о себе. Но, разоблачив его, мы должны его ограничить, отнестись к нему с презрением и умертвить. Весь путь Господних последователей является одним большим испытанием личных несовершенств ума и тела, а также правильности восприятия слов и поведения других.
Перед нами две вещи, которые мы стремимся довести до сведения тех братьев, которые заняты публичной проповедью, произносят вступительное слово, имеют речи на похоронах и т. д. Наши предложения и критику следует воспринимать как желание помочь самим братьям и Делу, которому мы все рады служить.
(1) Рассказывают, что во время служения на похоронах некоторые братья, полные задора рассказать Благую Весть о смерти и наказании за грех, которое находится на человечестве, об искуплении и воскресении как освобождении от приговора, находятся в опасности дойти до крайностей. Порой они говорят слишком долго, пытаясь рассказать больше, чем следовало бы в таком случае. В другой раз они настолько увлекаются представлением Евангельского Послания и библейского объяснения смерти, что забывают сказать слова утешения присутствующим членам семьи умершего или что-то вспомнить о нем, о его характере, о его ревности к Богу, о его преданности Библии, или что-то еще правдивое, чтобы утешить семью покойного.
Мы вовсе не хотим сказать, что привычные речи на похоронах, которые являются сплошным восхвалением и не уделяют никакого внимания библейскому учению о смерти, являются правильными. Мы только хотим сказать [R5475], что сдержанное поведение является мудрым поведением – частично объяснением Божественного Плана и частично упоминанием об умершем, о его семье и т. д.
(2) Большую заботливость следует проявлять при выборе брата, которому предстоит представить выступающего. Лучше не иметь никакого вступления, чем иметь неправильное. Тому, кто думает, что это удобная возможность показать себя, свое красноречие, свое знание Библии, не следует поручать вступительное слово вообще. Тот, кто полагает, что перед ним возможность рассказать все, что он знает о Божественном Плане, сообщить присутствующим заранее о том, что выступающий собирается сказать, ведет себя столь же неуместно, как тот, кого попросили помолиться вначале, а он превращает молитву в проповедь, тратя драгоценное время и вызывая всеобщее недовольство отсутствием такта. Представляющий того, кто будет говорить, может за две минуты нанести больше вреда, чем сам говорящий возместит затем в течение двух часов.
Покорность, сдержанность и лаконичность являются замечательными качествами везде, однако особенно они уместны в тех, кто представляет выступающего – то ли на выездном собрании, то ли на собрании с участием пилигрима или на любом другом.
По такому случаю имеющий вступительную молитву должен только коротко обратиться к Богу. Присутствующие на похоронах сошлись слушать не молитву, а речь. В обращении надо поблагодарить Бога за привилегию этого часа, за свободу, дарованную в наши дни, за желание сердца знать Истину и за открытую Библию. Надо попросить Господа о Божественном благословении для этого собрания – для присутствующих и для держащего речь, чтобы имя Господа прославилось, чтобы была возможность представить Истину и чтобы все, кто любит праведность, получили благословение.
Вступление также должно быть коротким. Не надо говорить: “Выступающий расскажет вам о том, во что мы верим”, – словно проводя разделение между присутствующими и маленькой группой тех, которые собираются быть учителями. С большой покорностью надо сказать что-то вроде этого: “Моя привилегия и честь представить вам того, кто будет говорить к вам в этот полуденный час. Он представит вам, верим, Послание из Божьего Слова. Уверены, что оно будет убедительным, бодрящим, вспомогательным. Будем слушать внимательно, помня слова Учителя, что мы должны освящаться Истиной и что Его Слово – Истина. Возрадуемся настолько, насколько Слово Господне будет услышано ухом нашего сердца. А сейчас я представляю вам ____________, чья тема по этому случаю называется ______________ ”.
R5474 (1914 г.)