УСИЛЕННО МОЛЯСЬ “И ДЛЯ ЭТОГО БОДРСТВУЯ”
“Посредством всякой молитвы и прошения, молясь во всякое время в духе и для этого бодрствуя во всякой настойчивости и прошении обо всех святых” (Ефесянам 6: 18, ВоП).
Молитва является чудесной привилегией. Какая большая милость иметь право приблизиться к Верховному Правителю Вселенной с нашими просьбами! Поэтому мы должны приходить в духе глубокого уважения, искренности, кротости и благоговения. Чем больше наша искренность, тем более приемлемыми будут наши молитвы и более щедрыми полученные благословения.
Существует много формальных молитв. Священное Писание говорит об этом, как о приближении к Богу устами, когда сердце далеко от Него (Ис. 29: 13; Матф. 15: 7-9). Лучше не приближаться к Господу вообще, чем делать это неправильно. Человек, который просто произносит слова своими устами, на самом деле не молится. Христианин должен не говорить молитвы, а молиться. Мы не должны говорить ни слова, которого не намеревались или не думали говорить. Многие люди наносят себе вред молясь формальным образом.
Когда мы приходим к Отцу, то должны приближаться к Нему в духе – с сердцем, пониманием, умом, вне зависимости от того, длинная эта молитва или короткая. Давайте приходить с настоящей и искренней преданностью, с мольбой, чтобы Он мог видеть наше настойчивое желание. Как сказал наш Господь, Отец ищет таких поклонников, которые поклонялись бы Ему в духе и в истине. Без духа молитвы наши просьбы ничего не значат.
Никто не может вознести молитву к Отцу, если он не принял Его условий и не вошел в сыновние отношения с Ним через великого Ходатая. Другие – чужие и отчужденные. Существует разница между поклонением, то есть выражением благодарности, и молитвой. Каждый может поклоняться – выражать свое восхищение, почтение. Каждый может склонить свои колени и выразить благодарность и признание. Но привилегия обратиться к Богу с просьбой строго ограничена к тем, кто принят во Христе.
Также существует разница между молитвой и мольбой. Выражение “молитва” относится к любому обращению, большому или малому, тогда как выражение “мольба” означает особое, нестерпимое желание чего-то – пылкую просьбу с большой настойчивостью. И что бы это не было – молитва в обычном смысле слова или горячая молитва, мольба, – мы должны всегда приходить в духе, оценивая факт, что мы приходим перед лицо великого Создателя и, тем самым, получаем большую привилегию.
“И ДЛЯ ЭТОГО БОДРСТВУЯ”
Св. Павел добавляет: “И для этого бодрствуя”. Бодрствование – это, очевидно, состояние умственного сосредоточения. Если мы действительно верим, что Господь сказал нам молиться о вещах, в которых мы нуждаемся, и что Он даст нам эти вещи, мы должны быть внимательными, чтобы узнать их, когда мы их получим. Мы должны обращать внимание на то, о чем мы просим, ??и быть уверены, что просим именно о том, что нам обещано, о чем мы вправе просить.
Мы должны также следить за Господним провиденциальным руководством. Тот, кто, помолившись, забывает, о чем он молился, и кто не может сказать, получил ли он ответ на свою просьбу или нет, теряет большое благословение, которое должен получить.
Молитву следует возносить не для того, чтобы ее слышали люди, но чтобы слышал Бог. Она для того, чтобы стать стимулом для нашего сердца и возбудить в нас ожидание некоторых вещей. Она должна быть искренним стремлением удержать нашу жизнь в согласии с нашими просьбами. Когда Иисус говорил ученикам молиться Господу Жатвы, чтобы Он послал больше работников на Свою Жатву, Он вовсе не имел в виду, что они должны говорить Небесному Отцу, что Ему делать. Нет, они должны проявлять заботу о том, чтобы и другие занялись этой работой, чтобы Бог послал работников на Свое жатвенное поле, и что ученики сами должны следить за возможностями службы, следуя своим молитвам.
Господь часто обращал внимание на факт, что мы должны быть настойчивыми в молитве. Настойчивость – важная черта в глазах Бога. Она содержит терпение, внимательность и интерес. Короче говоря, она имеет отношение к каждому плоду Духа, который Господний народ должен воспитывать в себе. Терпение – это хорошо, но оно требует настойчивости. Любовь – это хорошо, но она требует настойчивости.
Настойчивость не создает волю. Воля уже присутствует. Эту волю Бог признает в начале. Но в силу разных обстоятельств, испытаний, трудностей, тестов выносливости, Господь стремится убедиться в нас и дать нам развитие. Он хочет, чтобы из всех тех качеств, которые имеют Его одобрение, получился очень хороший характер. Поэтому все наши молитвы должны быть в духе, от всего сердца. Мы должны ежедневно бодрствовать с настойчивостью, пока Господь не увидит, что мы обрели характер, который Он может удостоить участия в Царстве.
УРОКИ ГОСПОДНЕГО ПРОМЕДЛЕНИЯ
Возможно, причиной, почему Господь не отвечает быстро на наши просьбы, является Его желание научить нас бодрствовать в ожидании ответа и, тем самым, усвоить урок умения ценить Его и быть благодарным, когда мы осознаем, что Он дал ответ на нашу просьбу. Поэтому мы должны молиться со всей настойчивостью, ожидая ответа до тех пор, пока тот не придет, а не бодрствовать только несколько минут или день, или неделю. Господь может предпочесть медлить с ответом на нашу просьбу, чтобы испытать нашу веру или увеличить наш пыл и привести к лучшему состоянию для принятия благословения. Необходимо время, чтобы избавиться от собственного “я” и приготовиться к принятию ума Христа, и одним нужно для этого больше времени, чем другим.
Мы убеждены, что Господь придерживается пути, наиболее предпочтительного для нас – так же, как ведет себя учитель с учениками и отец с детьми. Отец проявляет благоразумие, когда решает, что лучше всего для ребенка. Так и наш Небесный Отец хочет дать нам все самое лучшее. Иногда Он считает, что лучше будет для нас подождать долгое время, прежде чем получить ответ на наши просьбы, а в другой раз Он может дать нам немедленный ответ на нашу молитву. Однако, как говорит апостол Павел, мы знаем, что все содействует нам ко благу, потому что мы любим Бога и призваны согласно Его изволению. И мы должны всегда держать в уме условия, выдвигаемые нашим Господом: “Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам” (Иоан. 15: 7).
Мы должны исследовать Священное Писание, чтобы знать ум Господа, знать то, что Он обещал, а чего не обещал. Полностью посвященные не пожелают ничего, что не было бы в полном согласии с волей Того, Кого мы так любим и Кем восхищаемся, Кто заслуживает нашей любви и преданности. Мы должны помнить также, что в то самое время, как мы молимся с настойчивостью и верой, Господь готовит для нас не только благословение и возможности служения, к которым мы стремимся, но и обстоятельства и условия, которые принесут благословения или возможности в наилучшей форме. Для этого следует ожидать Господа и делать это с терпением и абсолютным доверием, что Господь в Свое время даст нам желание нашего сердца. “Много может усиленная молитва праведного” (Иак. 5: 16).
Молитва с семьей очень желательна в домах Господних святых, где это возможно. И очень важна молитва Божьих детей, когда они собираются вместе. Наш Господь дал нам на это право, когда молился со Своими учениками и за них. Также это советуют апостолы. Мы должны молиться не только за себя, но и всех святых и в интересах Господней Дела. Священное Писание советует Божьим детям как публичную молитву так и частную молитву. Но молитва наедине совершенно неотъемлема для жизни христианина.
ОДНОГО НАБОЖНОГО СОСТОЯНИЯ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ НЕДОСТАТОЧНО
Время от времени мы с удивлением слышим, как некоторые последователи Христа утверждают, что форма слов в молитве не имеет значения, как и принятие той или иной особой позы во время молитвы или молитва в определенное время, считая, что преклонять колени во время молитвы необязательно – что вся жизнь должна быть молитвой. Мы удивлены таким заявлением, и логика этого непонятна. Да, мы действительно должны всегда молиться, всегда быть в духе молитвы, быть такими преданными Господу, чтобы всегда проявлять в нашей жизни красоту святости, быть сияющими светилами в мире. Но мы считаем, что ни один христианин не может поддерживать этого состояния сердца или прославлять Бога в своей жизни, если он не будет приходить к Господу особым, формальным образом, желательно на коленях и, если возможно, уединившись в определенное время. “Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне” (Матф. 6: 6).
Постоянное состояние молитвы нашего дорогого Учителя не мешало Ему предаваться молитве особым образом, когда Он оставлял заботы повседневной жизни, чтобы поговорить с Отцом наедине – порой коротко, а порой проводя всю ночь в молитве в безлюдном месте на возвышенности. Уже само уединение Господа от всего человеческого помогало Ему быть ближе к Отцу и чаще рядом с Ним в молитве и общении. Так должно быть и со всеми истинными последователями Учителя. Если мы будем расти по подобию Его характера, мы будем, как Он, непрестанно молиться, за все благодарить, петь и играть в нашем сердцах Господу, признавая в Нем средоточие всех наших надежд и радостей.
НАШИ “БЕЗЛЮДНЫЕ ПУТИ”
Время от времени мы осознаем неспособность даже самых дорогих нам людей вникнуть полностью в наше горе и наши потребности и оценить их. Они не могут в полной мере нам сочувствовать в нашей борьбе и наших испытаниях. Осознание этого должно направлять нас, как направляло нашего дорогого Господа, чаще к Престолу Благодати, где, как мы уверены, мы будем всегда услышаны Тем, Кто полностью нас понимает и может учесть все наши недостатки, Кто знает пределы наших возможностей делать что-либо и быть чем-либо в нашей несовершенной плоти, Кто может, как никто другой, проявить к нам совершенное сочувствие. Он никогда не перестает слышать и воспринимать вопль Своих детей, даже если для мудрой цели, из любви, медлит дать видимый ответ на их прошения.
ИАКОВ КАК ПРИМЕР
Молитва Иакова, когда он ожидал встречи с Исавом по своем возвращении из Падан-Арама, можно рассматривать как один из самых ярких примеров искренней, настойчивой молитвы, которую можно найти в Господнем Слове. Эта молитва полна доверия к Богу и уверенности в Нем. Она напоминает о Божьем Обетовании для его прародителя Авраама, для его отца Исаака и об возобновлении этого обетования для него самого. Он вспоминает перед Господом об обетовании привести его обратно на родину. О его кротости свидетельствуют слова: “Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с [самим только] посохом моим перешел этот Иордан [когда убегал из дома], а теперь у меня два стана [много сопровождающих]” (Быт. 32: 11).
Иаков сказал Господу о том, что боится Исава, но показал, что его страх отступает перед доверием к Всемогущему. Именно тогда (и, несомненно, в ответ на эту молитву) Иакову явился Ангел Господень. Иаков был настолько полон веры в Силу Бога и Его Обетование защитить его и сделать из него большой народ, что он силой ухватился ангела, говоря: “Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня!” Хотя ангел явился в человеческом облике, Иаков узнал в нем представителя Господа, посланного, чтобы встретиться с ним.
Мы не думаем, что ангелу недоставало сил, чтобы освободиться от рук Иакова. Скорее Богу было угодно благословить его, и эти обстоятельства были спланированы, чтобы показать его сильное желание получить это благословение от Господа, показать глубину и силу этого желания. Когда это стало очевидным, когда он показал, как глубоко ценит благословение, которое может дать только Бог, и это сильное желание было в созвучии с Ним, пришло благословение, победа Иакова. Богу было угодно наградить такую ??веру, силу и пылкость.
УРОКИ ДЛЯ ДУХОВНОГО ИЗРАИЛЯ
Иаков был обычным человеком, но его молитва содержит урок, который может принести много полезного Новым Творениям во Христе. Нет, мы не должны бороться с Богом, как это делал Иаков, потому что мы – сыны Бога, а сыны имеют гораздо более близкие отношения, чем слуги, и нам не нужно бороться с Богом, чтобы получить Его милость. Покойный епископ Филлипс Брукс (Phillips Brooks) очень хорошо и лаконично выразил правильную мысль, когда сказал: “Молитва – это не стремление побороть нерасположение Бога, а восприятие Его готовности”. Мы имеем Его милость сегодня, и Он обещал нам Свои самые лучшие благословения. Искреннее усердие Иакова, его вера, кротость и настойчивость ума вполне достойны подражания и копирования. Мы должны всегда молиться и не унывать, как напоминал нам Господь. Бог хочет, чтобы мы были настойчивыми, имели непоколебимую веру в Его готовность дать нам Свои наилучшие дары.
Если благословение в ответ на нашу молитву не приходит в тот же миг, когда мы просили, мы должны быть “в молитве постоянны”, терпеливо ожидая положенного у Господа времени в состоянии полного, доставляющего удовольствие подчинения Его воле, убежденные, что промедление с ответом происходит оттого, что наш Отец в Своей мудрости видит причину для этого и в сердце желает для нас нашего наивысшего благополучия. Он никогда не равнодушен к Своим детям и не проявляет пренебрежения к их нуждам, молениям о помощи и общении с Ним. Но помните, что нашим самым большим желанием должна быть слава для Бога.
Увы, много духовных израильтян, кажется, менее остро осознают потребность в молитве, чем Иаков! Он просил о Божьем благословении, независимо от того, каким бы образом Богу не было угодно дать его. Иаков даже не перечислял земных вещей, которые Бог ему обещал. Он хотел, чтобы в выполнении для него и его потомства великого Завета прославился Господь. Многие Божьи дети просят и не получают, потому что просят не на добро – чтобы ответ послужил желаниям плоти. Господь обещал заботиться о насущных потребностях Своих детей и наверняка даст им то, что самое лучшее – много этого или мало.
Совсем немногие помнят, что наши желания и просьбы как Новых Творений должны быть прежде всего о том, что отвечает нашим духовным интересам, что именно такого рода благословения Отец хочет дать нам [R5481] и обещал дать! Он уверяет нас, что подобно тому, как земным родителям приятно давать хорошие дары своим детям, так и наш Отец с радостью готов дать нам Свой Святой Дух – самый лучший дар, который содержит все благословения и славу, и который предоставит нам все желаемое, к тому же в наивысшем смысле. Если бы Господний народ, посвятивший Ему все, мог прийти к тому, чтобы его единственной целью в жизни, единственной темой всех его молитв было желание иметь значительно большую меру Святого Духа, Духа святости, Духа Христа, Духа целомудрия, то каким неописуемым благословением это было бы.
ИЗРАИЛЬ – СИЛЬНЫЙ У БОГА
Иаков получил благословение, а с ним и изменение имени. Теперь его звали Израиль, что означает “Сильный у Бога” или “Князь у Бога”. Это новое имя всегда было для него источником вдохновения, стимулом к ??новому усердию и доверию к Господу. Все потомки Иакова приняли это имя. В противообразе мы имеем Иисуса Христа, нашего Господа, настоящий Израиль, Который восторжествовал через веру и послушание Отцу, Который победил мир, плоть и противника и получил наивысшее благословение от Бога как результат Своей большой борьбы. Он очень высоко превознесен и назван Князем земных царей. Он сел с Отцом на Его престоле.
Мы, последователи Иисуса, также носим имя Израиль. Мы, как Он, если сохраним верность, будем возвышены Отцом, будем делить с нашим Господом и Главой Его Престол, станем превыше ангелов, начальств и властей, как стал наш Учитель. Какая славная мысль! Какая замечательная! Разве не должна эта огромная надежда вдохновлять нас к величайшему усердию и заботливости, чтобы нам сделать наше звание и избрание твердым?
Если мы окажемся верными до самой смерти, имя Победитель, то есть “Сильный у Бога”, станет нашим именем. Оно будет применимо к каждому Господнему верному, как стало применимо к нашему Главе. Но только показывающие Его Дух, любящие Бога так, чтобы держаться Его обетования и не позволить Ему уйти, не благословив их, получат исполнение этого обетования и будут царствовать со Христом в славе и делить Его Престол.
Иаков привык отмечать особые проявления Божественного провидения. Так он назвал место, где боролся с ангелом, Пенуэл, “Лицо Бога”. Это было напоминание, что здесь он имел привилегию получить от Господа особое благословение, знаменательный ответ на молитву. Так и Духовному Израилю полезно отмечать каким-то особым образом Господние милости и провидение. Некоторые чувствуют себя несчастными, даже имея милость и благословение от Господа, по той простой причине, что не сумели позволить этому благословению произвести должное впечатление на их сердце в то время, когда они его получали. Мы все – протекающие сосуды, и если не взять эти милости Господа на особую заметку, не запечатлеть их на скрижалях своего ума или еще каким-то образом запомнить, то эти уроки, а также ободрение и крепость, которую они дают, будут во многом потеряны для нас.
Конечно, мы бы имели больше таких “Вефилей” и “Пенуэлей”, если бы последовали способу установления своеобразных монументов верности нашего Отца в Его ответах на наши молитвы, если бы заключили там некоторый завет с Господом или дали обет взамен за эти милости. Если каждый из нас будет следить ежедневно за новыми проявлениями любви и особой опеки над нами со стороны нашего Бога, он увидит, что мы имеем гораздо больше причин для ободрения и благодарности, чем тогда, когда бы мы знали о них, но не брали на заметку их и заботливо не берегли. Пусть каждый из нас ежедневно, еженедельно и ежегодно возводит для Бога свои “Авен-Езеры”, если мы хотим, чтобы возросла наша вера, радость и любовь.
R5480 (1914 г.)