ВЕЛИЧИЕ – НАГРАДА ЗА СЛУЖЕНИЕ
МАРКА 10: 32-45
“Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (стих 45).
Упомянутые события произошли при завершении служения Иисуса. Более трех лет заняло призвание учеников и их обучение. Они начали видеть в Нем Мессию, Наследника всех Божьих обетований – Того, через Кого должно быть установлено Мессианское Царство, которое благословит весь мир человечества – мертвых и живых.
Учитель отдельно заверил их в том, что в случае верности они будут сидеть с Ним на Его престоле. Однако Он не сказал им, что Царство будет духовным и для них потребуются изменение в Первом Воскресении, прежде чем они смогут принять в нем участие. Он еще не изложил им ясно факта, что потребуется весь Век, прежде чем они будут участвовать в этом Царстве и это Царство будет установлено между людьми. Но Он уже дал намек на все это. Он сказал: “Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину.. и будущее возвестит вам”.
Однако Иисус уже начал частично возвещать ученикам то, что им следовало знать и понимать, иначе они были бы полностью ошеломлены и разочарованы. Он рассказал им, что собирается идти в Иерусалим и что в результате там Его отдадут язычникам на распятие. Св. Петр, всегда смелый, на этот раз навлек на себя строгий упрек, потому что решился сделать Учителю замечание, говоря: “Ты не говоришь нам правду: с Тобой этого не произойдет, и Твои слова приводят нас только в уныние. Ты, как я сказал, – великий Мессия. Ты должен царствовать и не будешь распят. Скажи нам это, дорогой Учитель и давай лучше думать о славных вещах Царства, в которое Ты вскоре войдешь и в котором мы, Твои верные ученики, будем иметь участие”.
Но Иисус упрекнул св. Петра: “Отойди от Меня, сатана!. Потому что думаешь не о том, что Божье, но что человеческое”.
И теперь (в этой лекции) Иисус во время путешествия снова говорит о позоре, о плохом отношении к Себе и о смерти, которая должна прийти на Него. Но на этот раз Он добавляет о Своем воскресении из мертвых на третий день. Однако сказанное по-прежнему было непостижимым для учеников, и они только говорили между собой: “Это еще одно неясное высказывание Учителя и, пожалуй, снова таинственное. Помните, как Он однажды говорил: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни»? Это было неясное высказывание, и мы не могли его понять. Но мы его приняли, хотя ни тогда, ни теперь не в состоянии понять смысл этих слов. Перед нами еще одно похожее выражение: Учитель говорит, что Его будут трактовать как худшего из преступников – что Его распнут”.
Они не могли понять значения слов Учителя; эти мысли, казалось, так отличались от того, чего они ожидали! Как они могли их принять? Только после Пятидесятницы они смогли полностью понять ситуацию и то, что Иисус говорил им. В то время Святой Дух начал делать доступным пониманию Божественный замысел: что страдания всей Церкви должны прийти перед явлением славы Царства и перед началом благословения мира.
ОДИН ПО ПРАВУЮ СТОРОНУ, А ДРУГОЙ ПО ЛЕВУЮ
Другое Евангелие рассказывает, что мать Иакова и Иоанна подошла вместе с ними и высказала вслух свою просьбу. Они верили, что время распределения почестей Царства уже близко и хотели поговорить о почетных местах. Мы не думаем, что эти два дорогих ученика хотели занять места рядом с Учителем только ради честолюбия. Лучше предположить, что они очень любили Господа и думали, что способны оценить место рядом с Ним больше, чем кто-то другой. Действительно, они, видимо, ценили возможность находиться рядом с Учителем в часы Его страданий и глубоких переживаний и им было позволено оказаться ближе к Нему, чем большинству из Двенадцати. В нескольких особых случаях Господь брал с Собой того же Иакова, Иоанна и Петра. Они были с Ним на святой горе, при пробуждении дочери Иаира и в Гефсиманском саду. Они имели славный характер, который Господу очень нравился.
Обратим внимание на слова Иисуса. Он не сказал: “Мои дорогие ученики, никакого Престола не будет”, а, наоборот, утверждал, что хотя Престол будет и на нем будут более почетные места, однако их распределять будет не Он, а Отец.
Отец выступает представителем абсолютной справедливости, тогда как Иисус выступает представителем милосердия, сострадания, прощения. Места в Тысячелетнем Царстве будут даны не на основе милости или предпочтения, а исключительно на основе достоинств. Господь Иисус будет занимать наивысшее место, потому что Он достоин: “Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение”. Отец даст Ему то, что обещал. И действительно, Он уже дал Господу честь и великую славу, даже если эта слава Царства все еще ожидает времени, когда Церковь, Тело Христа, будет укомплектована через изменение в Первом Воскресении.
ЧТО ТАКОЕ ЦАРСТВО?
В течение многих веков среди христианского народа царила неразбериха по поводу Царства Мессии, о котором так часто упоминали Иисус и апостолы и которое является основой нашей лекции. Сначала не было никакой путаницы, даже в течение почти двести лет после Иисуса. Ранняя Церковь очень хорошо понимала обетование, что Мессия придет во второй раз, примет Церковь к славе и установит Царство Божественной Власти, чтобы управлять миром и подчинять все воле Бога, и что это Мессианское Царство потребует тысячи лет для выполнения своей миссии. Но постепенно возникла теория, что Церковь должна быть организована как Царство Мессии и должна завоевать мир перед Вторым пришествием Иисуса.
Этот небиблейский взгляд изменил весь ход истории Церкви. Вместо того чтобы дальше проповедовать Евангелие с целью призвать и усовершенствовать немногочисленных святых, имеющих уши, чтобы слышать, и сердце, способное оценивать, чтобы подготовить их к чести и славе Царства, путь был изменен. Появилось стремление захватить светскую власть. Начались интриги, ложные притязания, и на основе предрассудков были сделаны попытки захватить контроль над царями и народами. Вдобавок ко всему использовались преследования; к светским правителям обращались с лестью, их склоняли угрозами и принуждали стать орудием церковников с целью установления всемирного господства церкви.
Некоторое время – посредством инквизиции и т. д. – это имело успех, но после 1799 года от всех мыслей о церковном господстве над землей пришлось отказаться. В своем смятении некоторые потеряли всякую веру в Мессианское Царство, и лишь немногие надеялись на него во Втором пришествии Христа. Многие в растерянности говорят о духовном царстве в сердцах верующих. Другие считают, что Царство Христа теперь представлено в больших правительствах мира, однако они пристыжены и озадачены, когда их спрашивают, почему некоторые части этого Царства Мессии строят военные корабли, чтобы уничтожать другие части этого Царства.
Большинство христиан считает учение Библии непоследовательным и нелогичным. В противном случае они бы понимали, что св. Иаков, св. Иоанн и другие апостолы не могут сидеть на двенадцати престолах, если не будет правящего Царства. Они бы также понимали, что Царство еще в будущем, как о том сказано в Господней молитве: “Да придет Царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе”. Надо, наконец, прекратить трактовать Божье Слово ошибочно. Мы должны учиться читать нашу Библию уважительно и понимать ее, сравнивая стихи между собой. Исследователи Библии, которые так делают, получают от этого большое благословение и осознают, что Царство Мессии не только в будущем, но, очевидно, уже совсем рядом – у двери.
“МОЖЕТЕ ЛИ?” – “ПИТЬ ЧАШУ, КРЕСТИТЬСЯ КРЕЩЕНИЕМ?”
Двум дорогим ученикам, которые просили о местах рядом с Учителем в Царстве, Иисус дал понять, что любое положение в Царстве потребует выполнения определенных условий. Недостаточно быть призванным к ученичеству, недостаточно подчинить все, чтобы следовать за Господом, недостаточно быть с Ним, слышать Его учения и принимать их по мере понимания, нужно еще что-то, иначе вообще можно не попасть в Царство.
Эти условия Учитель изложил так: “Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?” Что Он имел в виду? Может Он хотел узнать, смогут ли они и пожелают ли есть Пасхальную вечерю, потреблять пресный хлеб и пить из чаши воспоминания, которые Он установит? Они уже крестили многих. Имел ли Иисус в виду, что они снова должны креститься в воде? Каково содержание слов “Моя чаша”, “Мое крещение”?
Отвечаем, что “чашей” Иисуса была чаша, о которой Он [R5484] вспомнил в другом месте, говоря: “Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?” В Божественном Плане Бог уже постановил, что тот, кто будет принадлежать к великому Мессии и кому будет доверена слава, честь и сила Мессианского Царства для благословения мира, должен показать, что он заслуживает такой чести и славы. В случае самого Иисуса чаша означала все испытания, связанные с позором и унижением (включая распятие), которые Он претерпел в течение трех с половиной лет Своего земного служения и которые полностью закончились на Голгофе, когда Он воскликнул: “Свершилось”.
Об этой чаше Учитель сказал Своим ученикам: “Пейте из нее все”. Иными словами, тот, кто хочет быть успешным как ученик Христа в получении сонаследования с Учителем в славе, чести и силе Его Царства, должен прежде всего продемонстрировать преданность и верность в страданиях с Учителем, должен показать свою любовь, преданность и верность до смерти, идя по стопам Иисуса.
Учитель ссылался не на водное крещение, а на Свое крещение в смерть, о котором Он говорил спустя несколько дней: “Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!” Крещение Учителя в начале Его служения было только символом, образом настоящего крещения. Погружение в воде, погребение в ней и поднятие из нее символически представляло Его погружение в смерть и Его воскресение из нее. Его настоящее крещение в смерть продолжалось три с половиной года, от Иордана до Голгофы, и когда Он воскликнул на кресте “Свершилось!”, то дал понять, что Его крещение в смерть закончилось. Он был поднят из этой смерти-крещения на третий день Силой Отца, чтобы сесть одесную Него, и это положение Он будет занимать всегда.
Таким было крещение Учителя. Оно означало полный отказ от всех земных прав. И вот теперь Он спросил Своих дорогих учеников, готовы ли они, способны и хотят ли следовать за Ним до такой степени, чтобы быть участниками Его чаши бесчестия и Его крещения в смерть. Они могли надеяться на участие в Его Царстве только путем верного следования за Ним. Тот же принцип следует применять ко всем последователям Иисуса. Каждый из нас должен решить, будет ли он пить Его чашу или нет, будет ли он участвовать в Его крещении в смерть или нет. Только смиренные, самоотверженные будут способны и готовы выдержать такое испытание.
А теперь применим эти мысли к неправильным взглядам о Царстве, которых нередко держатся. Как можно применить такое видение к Божьему Царству в сердце или к разным царствам на земле? Разве нужно царям земли участвовать в Христовом бесчестии и жертве до смерти через посвящение, чтобы царствовать? А если применить это к церковным системам настоящего времени, как это делают некоторые, то разве нужно пройти сквозь большие трудности, чтобы добиться членства в земных институциях, именуемых церковью Христа? Разве для того, чтобы оказаться в них, нужно самоотречение? Разве все, находящиеся в них, погребены с Христом в крещении – в Его смерти? Все ли они участвуют в чаше Его страданий? Вовсе нет! Только правильный взгляд на Царство позволяет разобраться с этими различными высказываниями. Мы должны понимать, что Царство является драгоценной жемчужиной, для получения которой нужно пожертвовать всем остальным (Матф. 13: 46).
“МОЖЕМ” – “БУДЕТЕ”
В другом описании этого события ученики ответили, что они могут, то есть готовы, иметь участие в чаше Учителя и Его крещении. Понятно, они не знали до конца, что все это означает, но могли, хотели, были готовы делать все, что Учитель прикажет. Так должно быть со всеми, которые, наподобие верных апостолов, выйдут победителями и будут иметь участие с Искупителем в славе, чести и бессмертии, обещанным Его классу Царства, классу Невесты.
По этому поводу Иисус высказался так: “Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься”. Другими словами, готовность со стороны каждого – вот чего Господь разумно требует от Своих учеников. У нас нет силы, которой Он обладал: мы – грешники по природе. Он был “святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников”. Мы лишь можем хотеть делать хорошо. Тогда Господь обязательно примет нас под Свою опеку и в Свою Школу испытаний и опыта, давая лекции, необходимые, чтобы убедиться в нашей преданности и верности до самой смерти. Какое проявление милосердия, божественности: поскольку мы, как немощные члены падшего рода, не способны делать все сами, Бог позаботился о нас через Спасителя, Которого назначил. Наши недостатки считаются приписанными Искупителю, тогда как Его совершенства считаются приписанными нам. Поэтому только через Него мы можем надеяться получить Царство, славу, честь и бессмертие.
ГЛАВНЫЙ СЛУГА – САМЫЙ ПОЧИТАЕМЫЙ
Другие апостолы возмутились, что св. Иаков и св. Иоанн отважились на такую ??просьбу. Однако этот случай дал Иисусу возможность изложить принципы, которыми следует руководствоваться, когда речь идет о величии в Мессианском Царстве. Кто будет служить другим больше, тем самым будем демонстрировать Богу, что он гораздо больше подходит для высокого положения. Все это отличается, как говорит Иисус, от общепринятого положения вещей, где власть осуществляется согласно некоторому принудительному правилу.
Порядок Царства будет таким: кто больше служит, тот будет иметь наивысшие почести. Наибольшим слугой всех является сам Иисус. Его положение в Царстве является наивысшим и Божественно определенным. Другие будут следующими по порядку после Него в зависимости от наличия Его духа любви, служения, повиновения и преданности.
R5483 (1914 г.)