ЧТО ВИДЕЛ СЛЕПОЙ ВАРТИМЕЙ?
МАРКА 10: 46-52
“Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь” (Исаии 35: 5, 6).
Было время Пасхи, и многие путешествовали в том же направлении, что и Иисус – в Иерусалим. Вартимей, слепой нищий, сидел у дороги, надеясь получить милостыню от прохожих. Когда проходил Иисус, неожиданно возникло смятение, и Вартимей спросил, что произошло. Ему ответили, что только что прошел Иисус Назорей.
Вартимей слышал, что Иисуса считают Мессией, Который, как говорит Писание, окончательно благословит весь мир и покончит с грехом, печалью и болью. Он слышал, что Иисус совершает удивительные исцеления, лечит больных, изгоняет бесов и открывает глаза слепым. Почему же, подумал он, никто не сказал мне, когда Он проходил здесь? Он исцелил других; почему бы и мне не быть среди этих счастливцев?
Вера и надежда вспыхнули в нем, и он воскликнул: “Иисус, Сын Давидов, помилуй меня!” “Тихо! Не шуми! Не мешай Великому Учителю, Он говорит с другими!” – успокаивал его прохожий. Но Вартимей понимал: сейчас или никогда! И он возвысил свой голос громче толпы и кричал еще сильнее, чем прежде: “Сын Давидов, помилуй меня!”
Иисус услышал голос и, всегда готовый проявить доброжелательность к тому, кто просит о милости, велел слепому подойти. Это должно было показать его веру; это должно было стать еще более важной лекцией для толпы. Поддерживаемый другими, Вартимей наконец предстал перед Иисусом. Учитель спросил: “Чего ты хочешь от Меня?” Тотчас последовал ответ: “Учитель! чтобы мне прозреть!” Иисус сказал: “Иди, вера твоя спасла тебя!” В тот же миг слепой начал видеть, и стал одним из отряда последователей, восхваляя Божественную силу и признавая Иисуса Мессией.
“ИИСУС, СЫН ДАВИДОВ”
Слова слепого человека, “Иисус, Сын Давидов”, имели особое значение для него и для иудеев в те дни, но это значение сегодня в целом потерялось. Иудеи знали, что Мессия, как великий Первосвященник, в определенной степени был образно показан в Аароне; как Законодатель – в Моисее; как великий Царь – в Соломоне, мудром, богатом, влиятельном сыне Давида, его преемнике в царстве. Сочетание всех этих пророческих линий образно представлено в Мелхиседеке, который был священником на своем престоле, был, другими словами, священником Бога и одновременно князем, правителем – занимал двойную должность.
Св. Павел обращает наше внимание на факт, что Иисус в конечном итоге должен быть не священником по чину Аарона – исключительно священником, приносящим жертвы, без господствующей власти, – а Священником по чину Мелхиседека. Св. Павел цитирует Божественное высказывание об этом из Псалма Давида: “Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека” (Пс. 110: 4). Св. Павел основывает свои чрезвычайно важные аргументы на этом пророческом утверждении, показывая Божественное предначертание относительно Иисуса и [R5485] Мессианского Царства, а также его характера.
Исходя из предпосылки, что чудеса Иисуса в Его Первом Пришествии были лишь тенью больших чудес и дел, которые Он совершит в Своем Втором Пришествии, заглавный стих нынешней лекции взят из пророчества о Царстве Мессии. Это согласуется с общим содержанием апостольского учения, что все чудеса, сделанные Иисусом, были тенью, иллюстрацией большего труда, который должен быть выполнен путем установления в свое время Его Тысячелетнего Царства. Читаем, что Иисус делал это и “явил славу Свою” – показал заранее славу и силу Своего Царства.
Мы не должны ни на минуту думать, будто Иисус и Его ученики пытались исцелить всех больных в Палестине. Наоборот, хотя многие были исцелены, они, скорее всего, были только исключением из множества больных, поскольку показали особую веру. В нашем случае Вартимей был одним из многих слепых нищих, сидевшим у дороги, которых в Палестине, Сирии и Египте не счесть. Господь уже миновал Вартимея, не обращая на него внимания и не предлагая исцелить. Он вернул ему зрение лишь благодаря его вере и тому, что он громко взывал и не слушал тех, кто пытался заставить его умолкнуть и подавить его веру.
ХУДШАЯ СЛЕПОТА
Похожий случай, помним, произошел у купальни Вифезда. Здесь лежало множество людей, ожидая движения воды, чтобы войти в купальню и исцелиться. Иисус обратился к одному из них, говоря: “Встань, возьми постель твою и ходи”. Только тогда, когда мы начинаем понимать, что чудеса Иисуса отображали будущие благословения в Его Мессианском Царстве, мы можем правильно взглянуть на вещи и радоваться, что благоприятный, радостный День грядет для всех слепых, для всех хромых, для всех глухих, как об этом свидетельствует пророчество Исаии (Ис. 35: 5, 6).
“У них есть глаза, чтобы видеть, а не видят; у них есть уши, чтобы слышать, а не слышат”. Весь мир упоминается в Библии как слепой и глухой к тому, что представляет наибольший интерес, что наиболее полезно. Лишь кое-где встречаются такие как Вартимей из прошлого, которые видят возможность избавиться от слепоты и глухоты и делают для этого правильные шаги. Св. Павел, рассказывая об этом состоянии ослепления, говорит, что “неверующим.. бог века сего [сатана] ослепил умы” (2 Кор. 4: 4).
Шесть тысяч лет тому назад сатана развил свою деятельность, чтобы сделать людей слепыми к Божьей доброте и тому, что способно дать им наибольшее благополучие. Он продолжает это делать. Он начал противостоять Всемогущему, когда сказал матери Еве, что наказание за грех (“смертью умрешь”) – обман со стороны Бога. Сатана заявил: “Нет, не умрете”, – и убедил ее, что эта угроза была только попыткой Бога удержать ее от большого благословения знания, и что настоящее благополучие для нее и ее мужа придет через непослушание.
Естественно возникает вопрос: каким мотивом руководствовался сатана, когда искажал вещи для наших первых родителей? Почему он был заинтересован в их непослушании и отчуждении от Бога? Ответ в том, что только так он мог сделать их своими рабами греха. Пока они признавали Бога своим мудрым, любящим Родителем и имели к Нему доверие, они оставались преданными Ему и, соответственно, не были рабами греха.
Сатана продолжает свое дело искажения Божественного характера и плана Бога уже шесть тысяч лет. Св. Павел говорит, что он представляет свет в виде тьмы, а тьму – в виде света, и что “нам не безызвестны его умыслы”. Рассказав, что бог мира сего ослепил умы всех неверующих, св. Павел дополнительно объясняет, что все это для того, чтобы свет познания славы Бога не воссиял в их сердца – чтобы они не увидели истинной доброты Бога. Он объясняет, что этот свет Божьей доброты сияет (для тех, кто видит его) от лица Иисуса Христа, нашего Господа.
В красивой, поэтической форме апостол представляет замечательную истину, которую исследователи Библии начинают ценить все больше. Бог есть Любовь, и все, что мы слышали как противоположное этому, имеет целью ослепить наши умы и вызвать предубеждение к нашему лучшему Другу. Вот почему сатана так настойчиво пропагандировал (не только среди язычников, но и среди христиан) различные учения, противоречащие Истине. Св. Павел называет их “учениями бесовскими” (1 Тим. 4: 1).
В Средневековье противник внедрил их в наши христианские вероучения, нарисовал их на стенах христианских церквей, воплотил в уличных представлениях тех мрачных дней. Все они изображали Бога как худшего дьявола, которого можно себе представить. Все они утверждали, что Он знал, что делает, когда создавал наш род, и постановил с самого начала, что почти каждый член этого рода должен страдать вечность в мучениях. Неудивительно, что в Средневековье эти ужасные искажения не привлекали мир к Богу. Неудивительно, что даже тогда, когда у людей снова появилось уважение к Библии, эти бесовские учения дальше приставали к ним и не позволяли миру любить ее!
Только теперь мы узнаем, что все мы были в той или иной степени ослеплены противником, поэтому когда мы освобождаемся от его ослепляющего влияния, наши сердца радуются милости Того, Кто вывел нас из тьмы в чудный свет.
ЛИШЬ НЕМНОГИЕ СПОСОБНЫ ВИДЕТЬ
В своих словах к Церкви в Ефесе апостол дает понять, что хотя братья видели частично, им предстояло увидеть еще больше. Цитируем: “Вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог.. просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых”. А также: “Для сего преклоняю колени мои пред Отцом,. чтобы вы.. могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову”. Нам и дальше следует возносить эту молитву за себя и за всю Церковь.
Что касается мира, то он по-прежнему лежит во тьме, в лукавом, как говорит апостол, в рабстве предрассудков, которые сатане удалось внедрить с успехом. Только некоторым сегодня открылись глаза как Вартимею. Это люди особого характера. Они могут видеть особые возможности и стремятся к свету знания о Боге так, что готовы пренебречь общими настроениями тех, кто убеждает их молчать и оставаться в неведении – быть слепыми. Но алчущие и жаждущие праведности имеют обетование насытиться, и те, которые хотят видеть, могут на это рассчитывать в настоящее время.
Благодарение Богу за обещанное славное изменение! Сатана, князь тьмы, должен уступить место славному Князю Света, образно исцелившему Вартимея более восемнадцати столетий тому назад. Он должен принять Царство. Божественная Сила поддерживает План, согласно которому сатана должен быть связан в течение тысячи лет, а все его дела тьмы разрушены. Вместо ложного представления истинного Божьего характера и полных любви планов, человечеству будет дано нечто совершенно противоположное. Свет знания славы Бога наполнит всю землю, как воды покрывают большие глубины, и уже никому не придется говорить своему ближнему: “Познай Господа”, – потому что все будут знать Его, от мала до велика (Ис. 11: 9; Иер. 31: 34).
“ТОГДА ОТКРОЮТСЯ ГЛАЗА СЛЕПЫХ”
Читающий это пророчество обычно думает о буквальном зрении и о том, что в Царстве Мессии будет покончено с буквальной слепотой. Но он видит только маленькую частицу того славного труда, который будет выполнен. Слепота невежества и предрассудков, которой сатана поразил человеческий род, намного хуже физической слепоты. Поэтому Господь дал нам заверение, что все слепые глаза откроются, и все глухие уши отверзутся. Вот высказывание Писания: “И узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его”, – прежде всего здесь идет речь о глазах понимания. Иисус говорил Своим ученикам: “Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня”. Да, сказал апостол Иоанн, мы “будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть”.
Благодаря чудесному изменению в Первом Воскресении класс Церкви станет духовными существами, подобными ангелам, и будет видеть Учителям лицом к лицу, потому что будет духовными существами, подобными Ему. Но мир никогда не увидит Его таким образом. Люди будут видеть Его глазами своего понимания, когда те откроются, так же как верующие сегодня видят Отца и видят Иисуса глазами веры и глазами понимания, так же как мы видим то, что “не видел того глаз,. и не приходило то на сердце человеку” – то, что Бог сберег для любящих Его, что Он явил нам Своим Духом, что мы видим нашим духовным видением.
Похожим образом в Тысячелетнем периоде времени все слепые глаза откроются на доброту, величие, любовь и силу Бога. Так мир познает Бога [R5486], и в этом познании ему поможет Мессианское Царство. Все, кто воспользуется распространенными в то время привилегиями, смогут достичь славного уровня знания, упомянутого Иисусом, когда Он говорил: “Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа”.
ПОМОГАТЬ, А НЕ МЕШАТЬ
В образе люди сначала уговаривали Вартимея замолчать, но когда Иисус позвал его, они вместе начали подбадривать слепого и помогли ему подойти к Спасителю. Такой поступок, пожалуй, представляет поведение всех, кто является Господним народом. Они должны подбодрить слепых, суеверных – всех сбившихся с пути – прийти к Спасителю и понять, что Он действительно милостив и готов спасти их от слепоты.
Можем распространить эти наблюдения на разные житейские дела и сказать, что многие слепы к красоте Библии, а те, кому открылись глаза, чтобы видеть красоту ее истинных учений, обязаны быть готовы поспособствовать другим получить такое же благословение. Эту лекцию можно применить также к буквальному зрению. Некоторые настолько погрязли в бизнесе или в поисках утех, что никогда не поднимают глаз, чтобы видеть великолепие природы. Сияющие звезды рассказывают о Божественной Мудрости и о всемогущем Создателе, однако слепой человек не способен почерпнуть благословения из этих слов, потому что он не может видеть. “Есть у них глаза, но не видят”.
Вся природа говорит о великом, вечном Боге, повествуя о том, что человечество является Его самым искусным земным творением, что нашей наивысшей целью должно быть желание знать Его и служить Ему. Но многие сегодня рождаются слепыми и глухими к лекциям звезд, о которых говорит пророк: “День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их”. Некоторые люди настолько слепы умственно, что не видят, что несчастье, которое они испытывают, является, как правило, следствием их самолюбия. Они не замечают, что их дома могли бы стать красивее, могли бы быть местом отдыха и счастья, а не местом эгоистичного накопления, упреков и недовольства.
Кто видит это состояние в себе или в других, должен воскликнуть: “Учитель! чтобы мне прозреть!”, – и радоваться, насколько он знает, что наступает время (и уже рядом), когда Царство Мессии одарит благословением открытия глаз понимания весь род Адама.
R5484 (1914 г.)