ВАЖНОСТЬ ОБРАЗЦА
“Ни один твоей молодостью пусть не пренебрегает, но становись образцом верных в слове, в обращении, в любви, в вере, в чистоте” (1 Тимофею 4: 12, Од.).
Мы знаем, что Тимофей был старейшиной в Церкви, хотя и был молод годами. Поэтому св. Павел делал правильно, стремясь внушить ему мысль, что он должен быть образцом верных, образцом для всей Церкви; и такое наставление подразумевается также в других частях Послания. Однако заметьте, что апостол в нашем стихе не говорит: “Будь образцом для верных”, а “будь образцом верных”. Какая разница!
Быть образцом верных означает показать не только сотрудникам в Евангелии, но, прежде всего, миру, за что выступают верные: во что они верят, чему учат, как живут. Мы должны следить за тем, как советует апостол, чтобы давать такой образец в слове и характере нашей речи, когда мы говорит Послание Истины. Мы не должны быть просто сладкоречивыми и любезными; мы не должны просто употреблять ласковые слова; доброжелательность и интерес должны быть подлинными – от сердца. Весь Господний народ должен быть таким образцом, стремясь возвещать совершенства нашего Учителя.
Далее св. Павел настаивает: “Становись образцом в обращении”. Это слово “обращение” не касается только речи, как его используют сегодня: первоначальным значением этого слова является поведение. Наше поведение касается наших манер, того как мы ходим, как поступаем, нашего умения держаться, а не только наших слов. Мы должны быть образцом в нашем вежливом обращении. Мы не должны хлопать дверью, быть крикливыми, бескультурными или бездумно относящимися к другим. Во всех отношениях мы должны быть добрыми, милыми и тактичными, а не грубыми.
“ДА СВЕТИТ СВЕТ ВАШ”
Зачатые к новой природе должны стремиться быть образцом христианина для каждого. Работа, которой мы занимаемся, должна быть честной. Это может быть светская работа, но мы должны делать ее как Господу, старательно, верно, не для отвода глаз, а с искренним сердцем, как слуги Бога, “ибо вы служите Господу Христу”. Христианин должен вести себя отзывчиво (с любовью), с сочувствием, человеколюбием, доброжелательностью в слове и поведении. Дух сострадания должен пронизывать все его слова и поступки, все его отношение. Небесный Отец возлюбил человечество. Когда люди были грешными, Он так возлюбил человеческий род, что отдал наибольшее Сокровище Своего сердца для восстановления человека. Он и дальше любит мир и приготавливает Церковь к благословению мира в будущем. Поэтому каждый зачатый Господним Духом должен на деле показывать преобразующее влияние в жизни – влияние, которое будет проявляться даже в отношении тех, которые не находятся на этом пути, которых еще не благословил Свет Бога.
В нашем стихе (в некоторых переводах) говорится также: “Будь образцом в духе”. Этой фразы “в духе” нет в оригинале, хотя мысль выглядит вполне правильной: мы должны проявлять благожелательность духа, нрава ко всем. Духом, оживляющим нас во всякое время, должен быть дух, ум Господа.
Нам сказано быть образцом “в вере”. Наставление апостола касается нас всех. Вера христианина проявляется также в его поведении, в его словах, в жизненном пути. Если он полон веры, то не будет жаловаться на приходящие жизненные трудности, на Господнее провидение. Всемогущий принял нас за Своих детей; мы должны иметь постоянное и безоговорочное доверие к Нему, и каждый, имеющий настоящую веру, имеет это доверие. Если кому-то из нас не хватает веры в Бога, мы не будем проявлять веру к другим и не будем вдохновлять веру в них.
Мы должны быть образцом “в чистоте”. Чистота сопровождает все, что касается Бога и Его Слова, и является вершиной критерия, которого нельзя найти где-то еще. В языческих землях есть люди, жизнь которых отличается той или иной чистотой, но нигде нет такого высокого критерия как в христианской религии. Все нечистое противоречит Богу. Чистота является одним из составляющих элементов христианского характера. Как сказал апостол в другой раз, мы должны быть прежде всего “чистыми, потом мирными, скромными”.
ЖИВЫЕ ПИСЬМА, КОТОРЫЕ ЗНАЮТ И ЧИТАЮТ
Во всем этом каждый из Божьего народа должен быть живым уроком, живым письмом везде, куда бы он не направлялся, должен быть образцом для мира. Верит ли мир в то, что мы проповедуем, или нет, мы должны проявлять черты, которые он не может не одобрять или не уважать. Этот образец в свое время, если не сейчас, принесет плоды. Каждый старейшина, наподобие Тимофея, должен быть особенно внимательным к своему поведению, своим словам, своему примеру. Избрав такого старейшину, Церковь выразила веру, что он будет образцом плодов Божьей благодати в сердце.
Апостольский совет Тимофею: “Ни один твоей молодостью пусть не пренебрегает”, – следует рассматривать как совет не только Тимофею, но и всем старейшинам Церкви молодого возраста, чтобы те своим поведением [R5494] были образцом Стада, чтобы их манера и способность “прямо разрезать слово истины” (ВоП) была такой, чтобы никто не имел повода пренебрегать Посланием, которое они приносят, или думать о них как о незрелых и недостойных вести Божье Стадо.
Пусть каждое Божье дитя, младшее, а также старшее, стремится быть примером, достойным подражания, – примером искреннего, верного старания копировать Учителя в своей повседневной жизни, образцом активной ревности в службе нашему Богу. Пока мы во плоти, мы не сможем быть образцом в том полном смысле, в каком мы будем в конечной славе и красоте святости за завесой: мы не можем надеяться на это в настоящей жизни. Только наш Господь был таким образцом.
Апостол Павел призывал: “Будьте подражателями мне, как я Христу” (1 Кор. 11: 1). Св. Павел был благородным примером искреннего старания достичь совершенного подобия Христа, и его любовь, его ревность, его горячая настойчивость в стремлении копировать Учителя и выполнять Его волю должны быть вдохновением для всех нас. Пусть каждое Божье дитя осознает свою личную ответственность. Мы как “город, стоящий на верху горы”. Пусть каждый задаст себе вопрос: являюсь ли я “образцом верующих”?
R5493 (1914 г.)