ХРИСТИАНСКАЯ СВОБОДА, ОСНОВАННАЯ НА ПРИНЦИПЕ

Мы никогда не должны забывать, что наше право собираться как братья содержится в Слове Учителя: “Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Матф. 18: 20). Это – наша хартия вольностей, чтобы собираться как Господний народ, и мы обязаны предоставить на ее основе равные права всему Божьему народу, который пожелает собираться в Его имени в любом месте и в любое время. Следует помнить библейскую иллюстрацию этого принципа. Однажды двенадцать учеников вернулись с проповедования, и св. Иоанн сказал Иисусу: “Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас” (Лук. 9: 49, 50). Тот один, которому запретил Иоанн, соответствовал бы тем, которые сегодня проводят другие собрания, чем те, которые мы посещаем. Что Иисус сказал? “Не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня” (Мар. 9: 38-40).
Перед нами общий принцип, который должен руководить Божьим народом наших дней, учить о Его воле в такого рода делах. Мы, конечно, считаем наш порядок наиболее угодным Господу, иначе мы бы не придерживались его. Если же другие думают по-другому, то ответственность лежит на них и на Господе. Не наше дело запрещать. Господь решает, благословить их или нет, исходя из Его мудрости в заведовании Его делами.
Кто-то может выдвинуть предположение, что такой подход, если его придерживаться, разделит собрания Господнего народа на маленькие группы. Мы отвечаем, что это должно зависеть от самих братьев. Они имеют право собираться вдвоем или втроем, или в большем количестве. Если они видят, что полезно собираться большими группами, то, без сомнения, будут рады это делать. Это означает большую меру свободы в Церкви на основе слова и духа учения Иисуса через Его апостолов и на их основе.
Братья, собираясь вместе, должны понимать, что они тем самым отказываются от некоторых своих личных свобод и привилегий. Личные предпочтения в той или иной степени следует подчинить предпочтениям собрания. Однако большинство собрания должно принять во внимание пожелания меньшинства и, если возможно, упростить требования, чтобы все могли прийти к согласию и быть довольны относительно выступающих, а также относительно места и характера собраний. Никто не должен самолюбиво учитывать только собственное мнение и благополучие. Должен господствовать дух сотрудничества, Золотое Правило, дух любви. Если так будет, то все будут наполнены Духом Учителя и, находясь близко к Нему, будут иметь общность друг с другом, поступаясь собственными предпочтениями в интересах всех.

СОВЕСТЬ НАДО УВАЖАТЬ

Единственной вещью, которая не может уступить воле большинства, является совесть. Никто не должен делать то, что он считает грехом, несправедливостью, злом, даже если все остальные братья и сестры думают, что это правильно. И никто не должен оставить невыполненным то, что ему подсказывает совесть, даже если на этом настаивают все остальные братья и сестры в собрании.
Совесть всегда надо уважать. Ее никогда нельзя подавлять или нарушать. Никто, верно отстаивающий собственную совесть, не должен вызывать к себе неуважение братьев за это, даже если их совесть видит вопрос по-другому. Напротив, отвага в отстаивании убеждений должна получить уважение.
На этих принципах держится свобода в Теле Христа, и мы получим благословение в меру того, как, имея один ум, будем иметь общность друг с другом. Если не поддерживать общность, то собираться нет смысла, и это не соответствует Божественному устройству. Если же братья считают, что лучше собираться в разных собраниях, то, как правило, убеждены мы, со временем становится очевидным, что в начале было слишком большое ограничение личной свободы, и большинство оказалось слишком небрежным к настроениям братьев, которые представляли меньшинство.
И даже если окажется нужным или желательным иметь несколько собраний Господнего народа в одном городе, то обязательно, чтобы они имели одно сердце и один ум и были одним братством под Помазанным Главой. Они должны считаться с интересами друг друга и делать все, что в их силах, чтобы “быть внимательными друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам” (Евр. 10: 24).

R5501 (1914 г.)