ДОРОГА, ИСТИНА, ЖИЗНЬ

“Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными” (Иоанна 8: 31, 32).
В Своем первом пришествии наш Господь пришел к иудейского народу, который был Домом Слуг в отношениях завета с Богом. Иудеям была дана первая привилегия стать сынами Бога, а их благословения должны были зависеть от верности свету, который к ним пожаловал. Однако, прежде чем они могли стать сынами Бога, нужно было, чтобы Иисус стал их Искупителем, совершил примирение за беззаконие и, тем самым, открыл путь. Именно это Он пришел сделать, но еще не сделал. Кто бы хотел понять Божественные цели и намерения и действовать согласно ним, тому следовало стать свободным, освободиться от осуждения, находившемся на иудеях, и от последствий немощей своей плоти и быть приведенным к полному согласию с Богом.
Можем видеть, что эта большая привилегия означала нечто большее, более возвышенное – сонаследование с Мессией. Но все это было покрыто тайной. В то время о нем знал только наш Господь; оно сделалось понятным для Него с тех пор, как Он был зачат Святым Духом. Многое было тяжелым для понимания тогда. Иисус говорил притчами, неясным языком с целью сделать Дорогу Жизни (открытую в то время) “узким путем”. Поэтому, как читаем в Священном Писании, некоторые говорили о словах Учителя: “Какие странные слова! Кто может это слушать?” Кто может этому верить?
Особенно странными были слова “Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие”, и кто будет есть и пить их, тот сможет обрести вечную жизнь. Читаем, что после этого многие покинули Его и отказались от мысли быть Его учениками, настолько слепыми они были к своим интересам. Вместо того, чтобы следовать за Ним терпеливо, они заявили: “Это – бессмыслица! Мы этого не понимаем!”
Иисус предвидел такое положение вещей, когда говорил эти слова. Он хотел предостеречь их и как бы сказал: “Вы сами говорите, что «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек». Вы уже слышали слова, которые очень отличаются от слов книжников и фарисеев. А теперь погодите, потерпите немного. Если так сделаете, то со временем поймете в чем дело. Проявите веру, проявите терпение. Вас это уже заинтересовало, и когда вы полностью станете Моими учениками, вы получите знание Истины. А эта Истина сделает вас свободными; она даст вам все благословения и привилегии, которые приходят к Божьим детям”. Какой блаженной стала горстка, внявшая совету Учителя!

 НАЧАЛО БЛАГОСЛОВЕНИЙ В ПЯТИДЕСЯТНИЦУ

Упомянутые слова Иисуса были адресованы не двенадцати апостолам, а иудеям, которые были настроены доброжелательно. Возможно, среди них был Никодим. Духовные вещи были для него преткновением; он не мог понять, как можно родиться снова. Святой Дух, читаем, еще не был дан, “потому что Иисус еще не был прославлен”. Св. Павел говорит, что “душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно” (1 Кор. 2: 14).
Но некоторые видели в Иисусе достаточно, чтобы это привлекло их к Нему. Они в искренности сердца говорили, что Его слова действительно правдивы, что Его упреки в адрес народа обоснованы. “Мы не знаем, как Он собирается исполнить эти пророчества, но Он говорит нам подождать, и мы позже поймем”. Поэтому некоторые терпеливо ждали – “более нежели пятьсот братьев”. Как обещал Иисус, им была дана привилегия стать истинными учениками.
Когда наступила Пятидесятница, Небесный Отец принял всех пребывавших в Слове Иисуса, и они были зачаты Святым Духом, войдя в Господнюю семью. Тогда они начали видеть духовное – были просвещены. Однако весь свет пришел не сразу – продвижение происходило изо дня в день, из года в год. Они действительно были Христовыми учениками – последователями Иисуса, которых хотел видеть Отец. Они освободились не только от осуждения Завета Закона, но и от греха и смерти. Они приняли новую волю, новый ум, и Святой Дух показал им “глубины Божии”.
В Своей молитве к Отцу наш Господь сказал: “Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина”. Под словом Истина Иисус имел в виду то, что Отец открыл им Свой Божественный План через Святой Дух. Через знание этой Истины, принятой в искренние сердца, должно было прийти освящающее влияние. Это освящение, то есть отделение, строго говоря, началось вместе с благословением Пятидесятницы и продолжает действовать. Освящение длится до тех пор, пока мы позволяем Истине иметь заданное влияние на нашу жизнь. Поэтому видим разницу между нашим стихом и процитированным прежде. В последнем речь идет о Слове Иеговы, тогда как в предыдущем – о Слове Иисуса. Иисус говорит: “Если вы будете пребывать в Моем Слове, то будете больше ознакомлены с Небесным Отцом, будете знать Его волю, Его путь, Его метод, и благодаря этому познаете Его Слово. Во всем исполняется Его воля – воля Отца, – поэтому, если понимать и выполнять волю Отца, это повлечет процесс освящения”. Иисус обращается ко всем: “Я есмь путь и истина и жизнь”. “Я – единственный, через Кого вы можете прийти к Отцу и стать Его сынами; а если вы пребудете во Мне, это принесет вам величественное осуществление”.

ПУТЬ ОБРЕТЕНИЯ ВСЕХ НАШИХ БЛАГОСЛОВЕНИЙ

Итак, мы понимаем, что Христос, о Котором Бог позаботился для нас, является достаточным во всех отношениях. Он “сделался для нас премудростью от Бога, праведностью [оправданием] и освящением и искуплением [освобождением]” (1 Кор. 1: 30). Сначала мы получаем (через знание о Его жертвенном деле для нас) необходимую мудрость, наставление и руководство, благодаря которым мы можем через Его заслугу приходить к Отцу. На всем пути Он является нашей Мудростью. Небесный Отец имел славный План еще прежде основания мира. Об этом был дан намек в Эдеме, сразу после грехопадения. В свое время Он дал следующий намек об этом Плане через Еноха и Авраама, а еще позже – через Моисея и пророков. Но то, как мир должен почерпнуть пользу из него, было скрыто, держалось в тайне.
Когда пришел Иисус, открылся путь жизни – стал понятным. “Иисус Христос.. явил жизнь и нетление через благовестие”. До прихода Иисуса содержание Евангелия никогда не было оглашено, и еще меньше было известно. Апостол Павел говорит, что это спасение “было сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими [от Него]” (Евр. 2: 3). Наш Господь начал говорить о нем, но разгадка Евангелия, его Тайна, была явлена лишь после Пятидесятницы. И даже сам Иисус начал его ясно понимать лишь после зачатия Святым Духом. Лишь тогда Он начал излагать нам путь к жизни и бессмертию. Однако даже в то время Его слова были метафорическими, поэтому, пока Его последователи не были зачаты Святым Духом, они не могли вникнуть в “глубины Божии”.

ИИСУС – НАША ПРАВЕДНОСТЬ

Кроме того, что Иисус является нашей мудростью, Он становится нашей праведностью. Он покрывает наши грехи. Он приписывает нам Свою праведность, заслугу Своей жертвы. Эта приписка приводит нас к состоянию полной праведности – не действительной, но почитаемой, которую Богу было угодно признать задуманным им путем.
Наш Господь еще не стал Праведностью каждого, ни даже тех, которые только частично внимают Его словам. Он является Праведностью исключительно для достигших состояния полного подчинения Отцовской воле. Для этого есть справедливая причина: только отдающие себя в жертву, чтобы стать членами Его Тела в Евангельском веке, только духовно зачатые будут иметь пользу от оправдания верой. Другие были бы осуждены ею сейчас на смерть. Они придут к Нему в следующем веке. Следовательно, только те, которые приходят к Нему сейчас, чтобы идти следом за Ним, имеют оправдание верой.

ИИСУС – НАШЕ ОСВЯЩЕНИЕ

Шаг посвящения со стороны ставших учениками Иисуса назван в Священном Писании освящением. Но это не то освящение, которое приходит к нам через Него. Бог говорит: “Освящайте себя,. Я Господь, освящающий вас” (Лев. 20: 7, 8), – то есть отделитесь, и Я вас отделю, поставлю вас на то место, где вы стремитесь быть. Поэтому для всех нас, приходящих к Отцу через Него, Иисус не только становится оправданием, но через Него мы также имеем освящение – полное отделение. Мы приняты в Нем; Его благодать и ходатайство позволяют нам достичь полного и окончательного освящения.
Бог отделяет нас через зачатие Святым Духом к новой природе и делает нас предполагаемыми членами Царственного Священства – предполагаемыми членами Тела Помазанника. В Священном Писании это называется предвкушением, “залогом” нашего наследия, которое мы получим в полной мере, когда изменимся от человеческой к духовной природе – “вдруг, во мгновение ока”.  Этот “залог наследия нашего” дан для того, чтобы мы росли в процессе освящения, которое уже началось в нас, вплоть до его завершения. Мы достигаем этого через Христа.

ИИСУС – НАШЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ

Тот, кто делает достаточное продвижение, получит в воскресении полное освобождение от греха, от всех изъянов плоти, а также от самой плоти – полное освобождение силой Первого Воскресения. Таким образом, Христос становится нашим Освобождением. Затем мы получим полноту Божьих сынов на Божественном уровне.
Во всем этом Христос является Средоточием, и только через Него мы можем получить упомянутые благословения. Хотя их дает Отец, они через Его Сына, Который является Представителем Отца. Иисус получил Дух Отца и затем излил его на нас. Это показано в образе в помазании первосвященника. Святой елей помазания был вылит на его голову и стекал по его телу. Так и мы помазаны через нашего Главу как члены великого Первосвященника.
Тот, Кто “воздвиг Иисуса из мертвых” (Кас.), воздвигнет через Иисуса и нас; иначе говоря, Иисус будет действенным орудием. Но есть определенные черты Божественного Плана, которые Иисус выполнит в Своем имени: например, благословение и поднятие мира. Хотя Отец является автором всего Плана, однако благословение достанется миру исключительно через жертву Сына. Христос будет выполнять труд Тысячелетнего века и затем передаст человечество Отцу.
Но Его труд для Церкви несколько иной: “Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас” (1 Петр. 1: 3). Мы не зачаты Сыном, хотя эту Божественную милость мы получили через Сына. Ценой получения этой особенной Божественной милости является жертва нашей жизни. Особенной вещью, которую Церковь получает прямо от Сына, является оправдание. Да, это оправдание исходит от Отца, но оно не является действительным оправданием, а приписанным. Это – особый замысел Отца для нас, чтобы мы получили Его милость раньше мира – стали начатками для Бога и Агнца.
Наш Бог – замечательный Бог, и Его великий План Веков настолько удивителен, что это трудно передать словами! Наши сердца радуются, что наши глаза помазаны, чтобы видеть эти славные вещи, спрятанные от многих в Евангельском веке, зная, что в свое время все слепые глаза увидят и все глухие уши услышат!

“ОТ ИСТИНЫ ОТВРАТЯТ СЛУХ И ОБРАТЯТСЯ К БАСНЯМ”

Господнее проповедование всегда имело два противоположных влияния на многоликую толпу Его слушателей: Он притягивал один класс и отталкивал другой. Учения Христа отталкивали тех, кто имел много спеси и высокомерия и вместо света отдавал преимущество тьме, потому что их поступки были злые, и они понимали, что если бы они признали свет Истины, то были бы вынуждены подчинить ей свой характер. И если бы Господь занялся делом служения, исходя из методов, которых придерживаются сегодня – которые зависят от благосклонности и взносов людей, – такая поддержка была бы очень слабой или, по меньшей мере, очень шаткой.
В некоторых случаях толпа принимала Его свидетельство, но позже оставляла и больше с Ним не ходила, потому что Он навязывал уроки Божественной Истины (Лук. 4: 14-29). Временами толпа увлекалась Его учениями, “дивились словам благодати, исходившим из уст Его”, но снова и снова люди оставляли Его, и в конечном счете осталась лишь горстка (Иоан. 6: 60-69).
Какое ошеломление наступило бы в разных церквях сегодня, если бы притворные служители Евангелия последовали примеру Учителя и явили всю волю Божью! Как быстро они потеряли бы популярность и были бы обвинены в роспуске церквей! Общины больших и популярных храмов, вроде бы посвященных служению Богу и учениям Христа, не пережили бы этого. Они ходят туда, чтобы восхищаться красотой и пышностью проповедей титулованных господ, которые говорят, что знают вкусы и настроения аудитории и будут говорить проповеди, которые ей нравятся. Люди готовы платить деньги за то, что они хотят слышать, но они не хотят слышать Истины.
Те, которые ходили с Господом только короткое время, а затем отошли, понятно, перестали быть Его учениками и таковыми больше не считались, да и сами они уже не считали себя Его учениками. Ученик – это тот, кто учится, школьник; а когда человек перестает быть исследователем и школьником Христа, великого Учителя, он больше не является Его учеником. Это стало очевидным, когда Господь присутствовал, когда Его имя вызывало нарекание людей; но позже, когда Его присутствие закончилось, и Его учения бессовестно были смешаны с человеческой философией до такой степени, что лишились упрека и стали ненужными, люди начали считать себя Его учениками. Это произошло незадолго после того, как Его Учения были полностью оставлены.

НАГРАДА ЗА НАСТОЯЩЕЕ УЧЕНИЧЕСТВО

Выражение Господа “вы истинно Мои ученики” непрямо показывает разницу между подлинными и номинальными учениками. Но поскольку мы дальше стремимся быть искренними учениками Иисуса, обратим внимание на условие: “Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики”. Лицемерие номинального ученичества является мерзостью пред Господом.
Блаженная вещь – предпринять первый шаг в христианской жизни: принять Христа как нашего Искупителя и Господа и полностью подчиниться Отцу через Него. Но награда за этот шаг зависит в полной мере от нашего пребывания в Его Слове, от нашего поведения как настоящих учеников. Склонность человеческой гордыни – оставить простоту Божественной Истины и искать собственных новых теорий и философии или вникать в теории и философию других, которые добиваются, чтобы их считали мудрыми и великими по меркам мира сего.
Награда постоянного ученичества: “Познаете истину”, – а не: “Всегда будете учиться, и никогда не сможете прийти к познанию истины” (2 Тим. 3: 7). Многие делают следующую ошибку: не пребывая в Слове Господа, они углубляются в разные человеческие философии, которые игнорируют или искажают Слово Господа и выдвигают противоположные теории. Для тех, кто ищет Истину в этих человеческих теориях, нет обетования, что они ее там найдут, и они ее никогда там не найдут.
Божественная Истина обнаруживается только Божественно установленным путем – через нашего Господа, апостолов и пророков. Пребывать в учениях, изложенных во вдохновленных писаниях пророков и апостолов, изучать их и размышлять над ними, доверять им безоговорочно, верно приспосабливать к ним свой характер – вот что значит “пребывать в Слове” Господа. Это полностью совместимо с внимательным принятием всех вспомогательных средств, которые Господь выдвигает из наших братьев в Теле Христа, как отмечает апостол Павел (Еф. 4: 11-15; 1 Кор. 12: 12-14). Господь всегда выдвигал и будет выдвигать таких помощников для укрепления Тела Христа, но обязанность каждого члена – внимательно подвергать испытанию их учения с помощью безошибочного Слова.
Если мы так будем пребывать в Слове Господа, как настойчивые и искренние ученики, мы действительно “познаем Истину”, будем “утверждены в настоящей истине” [своевременной Истине], “укорененные и утвержденные” в Истине; “противостоя.. твердою верою”, “всегда готовые всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ”; будем “подвизаться за веру, однажды преданную святым”; “воинствовать.. как добрый воин”; “засвидетельствовать..  доброе исповедание” и стойко “переносить страдания, как добрые воины Иисуса Христа” до самого конца нашего поприща.
Мы не приходим к познанию Истины в одну минуту, но ведомы к Истине постепенно, шаг за шагом. Каждый такой шаг – это постоянное, уверенное продвижение, которое поднимает нас на высшую ступень для дальнейших достижений в знании и укреплении характера.
Добытая таким образом Истина шаг за шагом становится силой, которая освящает, принося в нашей жизни блаженные плоды праведности, мира, радости в Святом Духе, любви, повиновения, веры, терпеливости и всякой добродетели и благодати, которые время и забота приведут к славной зрелости.
Настоящие ученики не только познают Истину и будут освящены ею, но, по словам Господа, “истина сделает их свободными”. Принявшие Истину знают из блаженного опыта нечто о ее способности дать освобождение. Лишь только некоторая мера Истины принята в доброе и честное сердце, она начинает разбивать оковы греха, невежества, суеверий и страха. Ее целебные лучи проникают в темные закоулки нашего сердца и ума и укрепляют все существо; она оживляет наши смертные тела.

“ОТКРОВЕНИЕ СЛОВ ТВОИХ ПРОСВЕЩАЕТ”

Грех не может стерпеть света Истины; и те, которые продолжают жить в грехе в то самое время, когда достаточно света, открывающего уродство греха, неминуемо потеряют этот Свет, потому что они не заслуживают его. Невежество и суеверия обязаны исчезнуть перед этим Светом. Какое блаженное ощущение быть свободным! Миллионы, однако, по-прежнему находятся под ослепляющим влиянием лжи. Податливые на ее обман, они чувствуют страх и уважение перед наиболее испорченными орудиями сатаны, и это гнетет их и ведет к деградации, потому что те лицемерно утверждают о Божественных полномочиях, уча бояться Бога, как мстительного Тирана, который определил подавляющее большинство Своих созданий на вечные мучения. Но, слава Богу, мы, принявшие Истину, пробудились от ужасных ночных сновидений, и кабала сатаны над нами сломана. Свет рассеял нашу тьму.
Мы также стали свободными от страха, который, видим, приходит на весь мир, где большие общественные и церковные системы, которые долго руководили миром, ужасно поколеблены. Все мыслящие люди ужасаются возможных последствий анархии и террора; тревога всех усиливается в меру приближения ужасного кризиса, который быстро надвигается на нас, и опасности, которая становится все более явной. Но посреди всего этого и при полном уверении безошибочного Божьего Слова об ужасах конфликта, через который мир вскоре должен пройти, подлинные ученики Христа, которые пребывают в Его Слове, не пугаются, а радуются, потому что знают, что Бог позволяет эту сильную бурю, чтобы очистить моральную атмосферу в мире и чтобы после бури наступил, согласно Его провидению, длительный мир. Наставленные в Истине, они осознают требования ситуации и имеют доверие к Божественному провидению, что даже человеческий гнев будет прославлять Его, и все будет действовать во благо.
Какое блаженное обетование: “Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными”! Возлюбленные, получив эту удивительную милость от Господа, разве мы не будем пребывать в ней, отказываясь внимать обманчивым учениям и взамен принося блаженные плоды в нашей жизни? Разве мы не будем верны ей во всех обстоятельствах, защищая ее от нападок и принимая упреки в ее адрес? Покажем, что мы ценим этот славный Свет, нашей преданностью и верностью, совершая наше спасение со страхом и трепетом.

R5506 (1914 г.)