ДЕНЬ ВОПРОСОВ
МАТФЕЯ 22: 15-22
“Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу” (стих 21).
Нынешняя лекция показывает, что злые виноградари, небрежные гости, так увлеклись собственными методами и теориями, что стали почти слепыми к красоте Божественного Плана, изложенного Иисусом. Мы вовсе не спекулируем этим. Св. Петр, объясняя слушателям в Пятидесятницу, сказал: “Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это [распяли Христа] по неведению” (Деян. 3: 17). Св. Павел сказал так: “Ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы” (1 Кор. 2: 8). Заблуждение, приохоченное своеволием, планами и помыслами не от Бога, всегда имеет ослепляющее влияние, поэтому апостол говорит, что “бог века сего ослепил умы [неверующих]” к Божьему Посланию, которое к ним пожаловало.
Даже христиане, по мере того как на них имеет влияние заблуждение или самолюбие, и они не наполнены Святым Духом, становятся слепыми. Они по-разному видят длину, ширину, высоту и глубину Любви Бога, которая превосходит всякое понимание: одни – больше, другие – меньше. Не удивительно, что св. Павел молился, чтобы глаза нашего понимания открылись еще шире (Еф. 1: 18).
Понимая, что учения Иисуса имеют влияние на массы, светски мудрые (духовно слепые) книжники и фарисеи, знавшие о непоследовательности собственных учений, думали, что они смогут разоблачить также непоследовательность учений Иисуса. Для этого они взяли из толпы своих последователей нескольких и послали их, чтобы задать вопрос и попытаться поймать Иисуса в ловушку, чтобы показать непоследовательность надежд, которыми Он стремился вдохновить людей, и, тем самым, дискредитировать Его перед толпой. Первые из них попробовали поймать Его на словах, которые свидетельствовали бы о Его нелояльности к правительству и подтолкнули бы к Его аресту как мятежника, который, вопреки закону кесаря, учит не платить налоги. С другой стороны, если Он будет защищать закон кесаря, они будут думать, что Он не поддерживает общественные настроения.
Иисус имел мудрость свыше. В ответ на их вопрос: “Позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?” – Он ответил: “Что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу”. Не удивительно, что такой ответ поразил их, и они оставили Его. Воистину, “никогда человек не говорил так, как Этот Человек”!
ЧТО ЕСТЬ КЕСАРЕВО?
Вряд ли можно сказать, что Учитель пытался ловко уйти от ответа. Некоторые бесчестные люди способны исказить вопрос и высмеивать того, кто спрашивает. Но в этом случае ответ был полным: правда и только правда в каждом смысле слова, в полном согласии со всеми учениями Учителя. Его последователи были наставлены не бунтовать, не ссориться, не цепляться ошибок, а быть благодарными, святыми, счастливыми, подчиняться “существующей власти”. Они должны были осознавать, что существующие власти царств настоящего времени назначены Богом, а не только людьми.
Действительно, земные царства не являются Божьими царствами, как они иногда себя называют. Часто они являются империями и правительствами, которые узурпировали власть, и, как правило, потакают греху, беззаконию, несправедливости, будучи, как это выглядит внешне, следствием человеческих интриг и злых поступков. Однако Божий народ должен знать, что Иегова является наивысшим Господом. И хотя частью Его замысла для настоящего времени является позволение царствования Греха и Смерти через грешных людей, Он по-прежнему осуществляет надзор – препятствует или способствует иному правителю, – как это подтверждает высказывание, что Он назначает, уполномочивает (позволяет) эти царства. Поэтому, если Небесный Отец что-то позволил или дал на что-то право, ни одно Его послушное дитя не должно ни на миг отрицать или пытаться изменить это.
Священное Писание говорит, что Бог одного унижает, а другого возносит, что в Его распоряжении несметное число тех, кто наполнен духом гнева, ненависти, злобы, раздора, кто готов, когда наступит подходящий момент, использовать свои силы и продвинуть собственные самолюбивые интересы. Поэтому, как только Господь пожелает что-то изменить в земном правлении и порядках, Ему достаточно забрать сдерживающую руку Своего провидения, чтобы злые влияния повлекли изменения. Что касается Божьего народа, к нему есть обращение быть миротворцами, способствовать праведности, жить мирно со всеми людьми, полностью подчиняться “существующим властям”, понимая, что те Божественно назначены, позволены.
В случае Римской империи, в которой кесарь был главой, мы видим, как Бог пророчески возвестил (столетиями раньше) через пророка Даниила, что эта империя поднимется к всемирному господству. Поэтому ни Иисусу, ни кому бы то ни было из Его учеников не полагалось говорить что-то против представителей римской власти. Если Рим правил, то Рим надо было поддерживать, а способом поддержки, собственно говоря, была уплата налогов. Видим, какими мотивированными были слова Иисуса: “Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу”! Помним, что сам Учитель уплатил налог, посоветовав св. Петру, когда у них не было денег, пойти и поймать рыбу, из нутра которой тот добыл монету, нужную, чтобы уплатить налог за себя и за Иисуса.
ОТДАТЬ БОЖИЕ БОГУ
Если бы вопрошавшие имели желание отдать Богу то, что Ему принадлежит, они думали бы совсем по-другому, а не пытались бы поймать Иисуса на слове – были бы рады стать Его учениками. Что же принадлежит Богу? Что мы должны Ему отдать? Отвечаем, что мы, Его творения, принадлежим Ему. Всякий талант и способность, какими мы обладаем, по праву должны быть использованы в службе для нашего Создателя и для Его хвалы.
Кроме того, понимая, что мы по природе были грешными и что Божье милосердие предоставило выкуп через Христа, мы должны с радостью представлять наши тела на жертву живую, святую, приемлемую для Бога, потому что это разумное служение. Мы еще больше понимаем, что это разумное служение, когда осознаем доброту Бога, а именно: что Он собирается благословить весь мир привилегией реституции всего, потерянного Адамом и искупленного на Голгофе. Когда мы узнаем, что призыв Евангельского века имеет целью позволить последователям Иисуса быть с Ним в Его Мессианском Царстве, мы должны наполниться почетом и благоговением. Осознавая реалии такого высокого призыва, такого изменения природы и получения славы, чести и бессмертия, мы должны отдать Богу все то немногое, что имеем, понимая, что оно не заслуживает Божественного принятия, разве что обретает ценность через заслугу жертвы Иисуса. Мы приняты только в Возлюбленном.
СРАЖАТЬСЯ ДО КРОВИ
Сказанному прежде созвучна мысль, что мы не должны отдавать кесарю Божие. Вот здесь и есть ловушка для многих из Божьего народа. Они осознают, что дружбу с миром можно получить только пожертвовав Истиной. Шаг за шагом они убеждаются в правдивости слов Священного Писания: “Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас”, если тьма ненавидит свет и т. д. Даже если они отдают кесарю кесарево и каждому человеку то, что ему принадлежит – “кому честь, честь”, – их критерий настолько отличается от критерия мира, а их взгляды – от всего другого, что это порождает антагонизм, конфликт интересов.
Иисус сказал: “Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир” (Иоан. 15: 18, 19). Еще больше на них повлияла убедительность слов ап. Иоанна: “Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей” (1 Иоан. 2: 15).
Все это значит, что критерии, обычаи, амбиции, взгляды и т. п. мира настолько отличаются от того, что прививает Дух Истины, что невозможно согласовать одно и другое. “Никто не может служить двум господам”. Поэтому служить Господу всем умом, душой и силой, отдавать Ему должное означает идти наперекор взглядам и настроениям мира. В этом заключается настоящее испытание христианского характера. Только те, которые выдержат это испытание “Бог – первый”, то есть покажут преданность принципам, которые Он прививает, могут надеяться быть членами класса Царства, который сейчас избирается.
Другими словами, отдать Богу Божие означает в конечном итоге потерю всех земных выгод и надежд. Но верным и преданным Бог предусмотрел возмещение. Вместо потерянной светской улыбки, они получат улыбку Небесного Отца и благосклонность их Искупителя. Они также имеют обетование получить в сто раз большее возмещение в этой жизни за все, что они пожертвовали для Его Дела, для Божьего Дела, для Дела Божественной Истины! Вместе с щедрым возмещением в нынешней жизни приходит заверение в вечной жизни в грядущем веке в благоприятных условиях.
R5512 (1914 г.)