НЕОБХОДИМОСТЬ КОНТРОЛЯ НАД ЯЗЫКОМ

“Говорю же вам, что за всякое праздное слово [ненужное, злостное], какое скажут люди, дадут они ответ в день суда!” (Матфея 12: 36).
Наш Господь обращался к некоторым книжникам и фарисеям, пытавшимся “уловить Его в словах”, – воспользоваться языковыми особенностями. В своей попытке противостоять Ему эти книжники и фарисеи делали все, что могли, чтобы Его озадачить или одолеть в Его рассуждениях, даже прибегая к тому, чтобы использовать аргументы, в какие они в действительности не верили. Но это очень опасный путь. Невзирая на то, каким справедливым кажется нам наше поведение в целом, мы не должны прибегать к языковым искажениям с целью поддержать то, что, на наш взгляд, является правдой.
По-видимому, эти фарисеи рассуждали между собой так: “Мы должны употребить веские аргументы, чтобы опередить этого назарянина. Он силен в слове. Но в конце спора последнее слово должно быть за нами, и не надо его бояться”. Однако такое отношение не оправдывает их поведения. Поскольку справедливость является основой Божьего престола, любая попытка каким-то образом использовать кого-то в своих целях обязательно принесет возмездие.
Из объяснений нашего Господа в разное время по поводу языка мы узнаем, что в Его дни некоторые, с кем Ему приходилось общаться, находились, по-видимому, в весьма плохом состоянии. Книжники и фарисеи вменяли Ему злую силу и говорили, что Он является орудием сатаны – что сатана говорит через Него и т. д. Вначале наш Господь говорил им в общем, что они обманывают сами себя. Позже Он сурово упрекнул их и показал ошибочность их аргументов. Относительно нашего стиха Он сказал, что от своих слов они осудятся – будут истолкованы соответствующим образом, исправлены в праведности и приведены к действительному реформированию, иначе погибнут во второй смерти.

ВЛАСТЬ ЯЗЫКА

Человеческие существа – единственные земные создания, умеющие разговаривать, – то ли устно, то ли в письменном виде или еще по-другому. Божий народ все более осознает мудрость того, что сказал апостол Иаков: что хотя язык – малый член, однако он наиболее опасный, потому что имеет самое широкое влияние. Если человек не грешит своим языком, это – совершенный человек (Иак. 3: 2). Мы не в состоянии оценить возможные последствия наших слов. Это влияние может достичь даже краев земли. Поэтому нам следует тщательным образом взвесить то, что мы можем сказать, чтобы определить, прославят ли наши слова Бога или обесславят Его – вызовут ли хорошие мысли и побуждения в умах других, или склонят ко злу.
В Своей мудрости Бог посчитал нужным создать нас так, чтобы наше поведение сегодня имело много общего с нашим характером завтра. Поэтому мы постоянно созидаем или разрушаем свой характер. Было бы хорошо, если бы все осознавали этот факт. Упомянутый принцип должны понимать не только светские люди, но и христиане, потому что христиане находятся на испытании относительно славы, чести и бессмертия. Поэтому, пренебрегая взвешивать свои слова, они могут потерять великую награду, к которой стремятся.

ДЕНЬ СУДА

Наш Господь сделал ударение на том, что всякое праздное слово – всякое бесполезное высказывание – обязательно будет приниматься во внимание в день расчета. Что касается Церкви, мы понимаем, что Священное Писание учит, что этот день расчета – Евангельский век. Ежедневно мы должны идти к нашему небесному Отцу и говорить: “Прости нам наши прегрешения, как и мы прощаем тем, кто прегрешил против нас”. Мы не только должны давать отчет ежедневно, но в конце нашего пути будет общее подведение итога. Под этим мы не должны понимать, что в конце нашего поприща нас выстроят и будут выяснять на счет каждого слова в нашей жизни. Нет, каждый из нас, сталкиваясь с Истиной, или созидает свой характер или разрушает его, и его характер в конце испытания определит его награду. Как ученик ежедневно учит уроки и готовится к итоговому экзамену в конце года, когда проходит общее тестирование его знаний, так и ученики в школе Христа. Изо дня в день Учитель имеет с нами дело; но в конце нашего пути будет подведен суммарный итог.
Бесспорно, каждый из нас имеет что-то, что не нравится Господу, потому что мы все имеем сокровище Нового Ума в земных сосудах и не можем делать так как хотим. Но мы обязались служить Господу и быть преданными исполнению Его воли. Поэтому Он имеет с нами дело сегодня. При этом Он предостерегает нас, что язык является очень важным членом нашего тела, и мы должны быть осторожны в том, как мы его используем, потому что это будет иметь влияние на окончательное решение в конце Евангельского века, когда подводится итог. Тогда решится, достойны ли мы наивысшей чести – сонаследования с нашим Спасителем, – или, возможно, будем слугами этого класса или вообще будем недостойны жизни на любом уровне существования.

КАК ГОСПОДЬ ОТНОСИТСЯ К СКВЕРНОСЛОВИЮ

Но расчет производится с нами и сейчас. Наш Господь говорит, что язык – настолько важный член, что представляет наше сердце более точно, чем что-нибудь другое. Рука может делать хороший поступок, однако сердце может весьма отличаться от руки. Фактически рука может вообще не выражать истинные чувства сердца. Но язык обязательно выскажет то, что находится в сердце. Поэтому своими словами мы ежедневно или созидаем или разрушаем характер.
Существует дух, который бросает горькие слова. С точки зрения Господа это – УБИЙСТВО. Именно так в конце Иудейского века книжники и фарисеи критиковали и сквернословили нашего Господа. Хотя на основе знаний Закона они понимали, что им придется отвечать за свои поступки, однако не признавали факт, что будут осуждены также за свои слова.
То же самое в судном дне мира – Тысячелетии. Человечество будет считаться ответственным за поступки языка. Но тогда люди будут иметь более благоприятную возможность, чем сейчас. В то время будут задействованы силы, которые вынесут им более скорый суд, поэтому они будут учиться своих лекций быстро. Они будут чувствовать ответственность за свои слова. “Который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше”, но “тот, который знал.. и не делал” согласно своему знанию, “бит будет много”.

ОСОБЕННАЯ УЗДЕЧКА ДЛЯ ЯЗЫКА

Под давлением неожиданного искушения Господний народ, который сейчас находится на суде, может сгоряча сказать то, что не по нраву Учителю. Но мы должны учиться не говорить бездумно; мы должны учиться взвешивать наши высказывания. Поскольку мы – слуги Бога, нам надо всегда считаться с нашим поведением, чтобы выполнять как можно лучше свою службу. Мы не только должны быть доброжелательны в нашем стремлении поступать правильно, но и должны укрощать наш язык. Любое обетование или постановление, или ограничение, которое мы пытаемся наложить на наш язык, можно считать уздечкой, с помощью которой мы решительно настроены полностью подчиниться воле Бога.
Пока сатана и сонм его демонов имеют преимущество, Господний народ сделает правильно, если будет заботиться о своих путях, чтобы не грешить языком. Сатана и его ангелы пытаются подчинить тех, которые отдали себя Господу, и поймать их на слове. Поэтому, пока мы находимся в их присутствии, мы должны быть особенно внимательными, чтобы они не поймали нас в ловушку. Как говорит псалмопевец: “Буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый [сей лукавый] предо мною”.

ВАЖНАЯ ЛЕКЦИЯ ДЛЯ ВСЕХ

Хотя наш Господь сказал, что люди отчитаются за каждое недостойное слово, однако Он имел в виду мысли, которые стоят за словами. Его больше всего поразило состояние их сердца. Он знал, что состояние сердца, показанное книжниками и фарисеями, принесет им вред.
Для Господнего народа самое важное – научиться быть чрезвычайно справедливым. Хотя любить, быть вежливым, великодушным – это хорошо, однако справедливость является самой основой характера. Всякая любовь и вежливость, которая не базируется на справедливости, не удовлетворительна и не угодна Господу. Божье дитя в своих отношениях с другими не будет думать: “Что же мои ближние позволят мне отнять у них?”, но: “Каковы права других, и что мой Небесный Отец желает, чтобы я делал?”
Некоторые вполне естественно готовы признавать собственные права в любом деле, но падшая природа не так быстро воспринимает права других. Поэтому один из важнейших уроков для Господнего народа – научиться делать другим то, что они хотят, чтобы другие делали им, то есть быть попросту справедливыми.
Опасаемся, что многие из Господнего народа еще не осознали полностью, что послушность правилам, которые руководят Новой Природой, означает безусловное применение ими “Золотого Правила” ко всем другим. Они не должны делать другим то, что не хотят, чтобы другие делали им. Обязанность Нового Творения – привести тело в такое подчинение, чтобы справедливость руководила каждым поступком и словом и, насколько возможно, каждой мыслью. Следует быть справедливым в своих мыслях, прежде чем можно быть достаточно справедливым в своих поступках. Кто думает несправедливо, тот будет поступать несправедливо вопреки попыткам делать обратное.

СОКРОВИЩЕ В НАШЕМ СЕРДЦЕ

Поскольку, как мы упоминали, Церковь находится на Скамье Божественного Суда, под личным присмотром нашего Господа, и в Его глазах наши слова являются мерилом суда, мы не можем сказать слишком утвердительно, каковы фундаментальные принципы, на которых будет выноситься Его решение. Слова нашего Господа, записанные в Матфея 12: 34-36, указывают на то, что сердце и ум находятся под особенным рассмотрением. Поэтому как важно правильное состояние сердца, чтобы слова наших уст были приемлемыми для нашего Господа и Искупителя!
Как утверждает Господь, сердце является представителем характера, а уста – его показателем. Слово “сердце” иногда употребляется в Священном Писании в значении ума. От избытка сердца говорят уста. Хороший человек добывает хорошие вещи из сокровищницы своего ума. Но все человечество по природе грешное, и все по природе являются в известной степени злыми. Бог не признает никого, кто находится под приговором смерти. Однако среди осужденного рода Адама есть довольно хорошие люди – те, которые, невзирая на несовершенства, под которыми они родились, и изъяны их падшей природы, стремятся быть в согласии с Богом, олицетворением доброты.
Но мы нигде в Священном Писании не встречаем ничего, что поддерживало бы учение о полной деградации, намекая, что в человечестве нет ничего хорошего. Даже если никто не совершенен, есть люди, которые имеют, по крайней мере, добрую волю, добрые намерения. Такие выдающиеся характеры прошлых веков были представлены в древних достойных, таких как Авель, Енох, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, пророки Израиля и так далее – которые полностью продемонстрировали свое повиновение Богу и преданность принципам праведности.

КЛАСС, ОДОБРЕННЫЙ БОГОМ

В Евангельском веке также есть хорошие люди. Среди язычников, а также в христианских землях, есть добросердечные, доброжелательные люди, которые не имеют злобы, не стремятся делать зло, но пытаются делать добро. Однако, чтобы иметь Божественное одобрение в этом веке, следует принадлежать к тем, кто приходит к Отцу через Иисуса, потому что никто другой не принят Богом. Отец не примет никого, чье сердце лишено искренности, кто не имеет хороших намерений, кто не проявляет преданности Ему и принципам праведности.
Поэтому все, о ком мы имеем основание верить, что они приняты Богом, зачаты Святым Духом, уже не должны считаться “чадами гнева, как и прочие”, но Домом Веры. Несмотря на немощи их плоти, они имеют добро в своем сердце, иначе Бог бы их не принял. В них постоянно происходит конфликт между Новой волей и желаниями плоти.
Когда мы начинаем рассуждать о тех, кто имеет доброе сердце, то оказывается, что все они имеют несовершенное тело: одни – больше, другие – меньше. Но не должны ли мы отказаться от борьбы за награду, потому что не можем поступать совершенно? Нет! Господь заверяет нас, что Он смотрит на сердце, а не на плоть, что Он устроил очень любезное приготовление через нашего Господа Иисуса, благодаря которому эти несовершенства очищены. “Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха”. Поэтому все Его дети могут приходить с отвагой к Престолу Небесной Благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

ЧТО – ДРОВА ИЛИ ЯБЛОКИ?

Хорошие вещи, добытые из сокровищницы сердца хорошего человека, это – вещи, которые он складывал время от времени. Как говорит псалмопевец о набожном человеке, “в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь”. О себе он говорит: “Очи мои предваряют [утреннюю] стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое” – в Закон, наставления – в дух, цель этого Закона, а не только во внешнюю форму. Поэтому мы должны размышлять о духе Закона Божия. Чувством нашего сердца должно быть стремление обрести божественный ум в каждом деле, насколько это возможно. Все, кто искренне стремится быть в согласии с Богом и получить подобие Его характера, будут думать о том, что хорошее, чистое и святое (Пс. 1: 2; 119: 148; Фил. 4: 8).
Если кто-то думает о хорошем, то в уме откладывается хорошее. Если уста склонны говорить о плохом, то причина этого в плохих наклонностях – в уме, в котором отложилось плохое. Что отложилось в уме, то будет на первом месте, и об этом обязательно будет вестись речь. Плохое сокровище выдаст себя, несмотря на все усилия скрыть его; похоже, хорошее сокровище выявит себя, потому что ум может вместить лишь некоторое количество (Лук. 6: 45).
Один отец заметил, что его сын читает книгу. Он знал, что сыну вошло в привычку читать такие книги. Поэтому он позвал юношу и говорит: “Иван, хочу, чтобы ты высыпал яблоки вон из той корзины, а затем взял ее, пошел в деревянный сарай и набрал в нее дров”. Сын так и сделал. Когда он вернулся, отец говорит: “А теперь набери в нее яблок”. Сын ответил, что это невозможно, потому что в корзине недостаточно места для дров и яблок. Тогда отец сказал: “Вот, собственно, то, что ты собираешься сделать со своим умом. Ты заполнил ум дровами, и если попробуешь положить в него яблоки, то для них уже не найдется места”. То же самое со всеми нами. Если мы наполняем свой ум шутками, бессмысленными высказываниями и так далее, мы не сможем наполнить его вещами от Святого Духа (Еф. 5: 1-7).
Многие из Господнего народа видят, что хотя у них хорошее сердце, в плоти существует тяга к некоторым нехорошим вещам. Таким образом, происходит постоянная борьба между плотью и духом относительно того, какое сокровище собирать – дрова или яблоки, образно говоря. Каждое Новое Творение должно решить, чем наполнить свой ум – какое общество избрать, куда пойти, что почитать, под каким влиянием оказаться, чему опираться и т. п. Если в прошлом кто-то в известной степени копил плохие вещи, то теперь он должен попробовать от них избавиться. Если его ум был полон шуток и шалостей – вещей, не подобающих Божьим детям, – он должен стремиться от них отказаться.

КАК СОЗДАВАТЬ ХАРАКТЕР?

В конечном счете, существует связь между накоплением хорошего сокровища в нашем уме и тем, о чем наш Господь говорил, когда сказал: “Собирайте себе сокровища на небе”. Собирая сокровища в нашем уме и сердце, мы создаем характер. Если мы зайдем в чей-то дом и посмотрим, что человек насобирал в качестве сокровищ, то легко понять, куда склоняется ум этого человека. То, чему он отдает свое преимущество, показывает его характер. То же самое со всеми нами: то, что мы лелеем, является показателем нашего характера.
Когда нам придется отчитаться как Новым Творениям, характер будет решать, будем ли мы признаны достойными стать Господним избранным Малым Стадом. Лишь собирающие сокровище характера, похожего на характер Господа Иисуса Христа, нашего Образца, будут достойны наследства в Царстве небес. Наша вечная судьба будет решаться на основе того, как мы задействуем наш ум и мысли, которые накапливаем. Кто воспитывает хорошие мысли, тот получит благословение – не только в нынешней жизни, но и на все будущее.
Поэтому прежде всего надо заботиться о сердце, чтобы его чувства и наклонности могли быть полностью под контролем Божественной Благодати; чтобы в нем воцарился всякий принцип истины и праведности; чтобы справедливость, милосердие, доброжелательность, повиновение, самообладание, вера, братская вежливость, любовь, наивысший почет к Богу и Христу, а также пылкая любовь ко всей красоте святости могли быть крепко утверждены как руководящие принципы жизни. Если эти принципы будут основаны в сердце, мы не будем иметь никаких трудностей с контролированием нашего языка; потому что из доброго сокровища нашего сердца уста будут говорить слова истины, трезвости, мудрости и благодати.

R5517 (1914 г.)