ВАЖНОСТЬ ЕЖЕДНЕВНОГО САМОАНАЛИЗА

“Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром” (1 Коринфянам 11: 31, 32).
Кажется, в этих словах апостол говорит, что если бы мы, христиане, относились к себе критически, анализировали себя, исправляли, то Господь не считал бы нужным брать нас в руки и судить или критиковать. Но если мы не способны судить себя, то есть относиться критически, это должен будет сделать Господь, потому что Он принял нас в Свою семью, сделал нас Своими сынами, и мы находимся в школе Его Сына, нашего великого Старшего Брата, чтобы получать воспитание и наставления. Для нас это День Суда.
Цель такого наказания со стороны Господа не в том, чтобы обратить на нас Свое недовольство, доставляя нам боль, но, как утверждает апостол, чтобы нам “не быть осужденными с миром”. Мы судим себя, когда критикуем собственное поведение, собственные слова – даже собственные мнения – и испытываем их на основе принципов, заложенных в Слове Бога, – таких как справедливость, доброта, милосердие, любовь. Наш Учитель предостерег нас, что если мы видим, что совершили нечто плохое, мы должны оставить свой дар перед алтарем – должны сначала пойти и извиниться перед тем, кому мы нанесли вред или кого ранили злым или грубым словом или поступком, – а затем можем приходить и приносить свой дар.
Такое поведение вынуждает, обязывает делать как положено. Недостаточно сказать: “Я знаю, что ошибался и не должен был делать этого. Но я несовершенен и не могу поступать во всем правильно”. Такое поведение не отвечало бы духу нашего стиха. Наш заглавный стих показывает, что если мы поступаем плохо, мы имеем святую обязанность исправить это, в меру наших сил. Если мы имели неблагожелательные мысли о ком-то, то не обязаны идти и говорить ему об этом, поскольку такое поведение может сделать еще хуже. Мы должны осудить себя и дать себе выговор. Следует преподнести себе хороший урок, который запомнится надолго. Тогда с нашим сердцем и намерениями будет все в порядке, и мы будем одобрены Господом.

ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ

Как известно, Господь хочет, чтобы мы внимательно изучали наши мысли, слова и поступки. Если мы обнаружим, что своим языком или как-то еще мы навредили другому, то должны пойти к нему (и к каждому, к кому мы обращались), и исправить это, извиниться должным образом, наложить на себя взыскание – наказание, которое мы не забудем. Если такое наказание потребует соответствующего унижения, тем лучше. Если этим пренебречь и не наказать себя, это будет свидетельствовать о том, что мы не находимся в нужном состоянии, и наилучшее, что Господь может сделать для нас, это сурово наказать. Наказание не обязательно придет в тот же день, неделю или месяц. Но можем быть уверены, что если в этом деле мы поступаем неправильно, то придем к тому, что Господь возьмет нас в Свои руки. И если Он это сделает, то мы получим серьезные испытания: возможно, кто-то плохо поступит с нами или выскажется о нас, и это произойдет с позволения Господа. Он также может позволить нам оказаться в положении, в котором мы получим некоторое наказание.
Мир будет на суде, то есть на испытании, в следующем веке. Если бы мы были от мира, наш особый суд был бы тогда, а не сейчас, и мы бы позволяли себе в характере изъяны, которые будут нуждаться в розгах в следующей эпохе. Но поскольку мы принадлежим к классу Церкви, то должны принимать суды и наказания в нынешнем веке. Если мы сами не можем определить себе их меру, то их определит нам наш Учитель.
Есть еще другой стих, который говорит, что мы не должны “судить никак прежде времени” (1 Кор. 4: 5). Это не касается того, чтобы судить себя. Мы не можем судить себя в том смысле, чтобы выносить себе приговор, но мы должны внимательно следить за своим поведением, своими словами и своими мыслями, и поступать с собой в зависимости от наших упущений и проступков против других. Иисус сказал: “По плодам их узнаете их”.
Это значит, что мы должны замечать эти плоды в жизни, которые заметны как в нашем случае, так и в случае других – наших братьев, наших ближних. Мы должны судить в нашем уме и не одобрять злые поступки и слова. Мы должны выяснить, хорошо это или плохо? Мы должны судить такие дела все время.

НЕ НАШЕ ДЕЛО ВЫНОСИТЬ ПРИГОВОР

Ежедневно мы видим в жизни много всего, что не нравится Господу. Мы слышим, как другие употребляют грязные слова или сквернословят. Мы видим жестокие или несправедливые поступки. Поэтому в нашей жизни мы можем судить об этих вещах и брать из них уроки. Это не означает, что мы должны судить людей, которые это делают, и решать, какое наказание они должны получить. Делать такое мы не имеем ни полномочий, ни компетенции. Мы не должны быть судьями в том, что касается состояния сердца, за исключением случаев, когда Божье Слово ясно утверждает, что мы обязаны судить. Внешность часто обманчива, и вещи не всегда являются такими, какими кажутся.
Господь говорит нам, что придет время, когда нас назначат судьями мира, однако это время еще не наступило, и мы не должны опережать наш будущий труд ни в своих мыслях, ни в своих словах. Мы не должны повторять другим то, что могли видеть или слышать и что унизило бы кого-то в их глазах, за исключением случаев, когда сделать такое – наш долг. Если бы мы создавали свое мнение о других и распространяли вокруг то, что думаем о них, мы бы столкнулись с трудностями и наделали очень много беды. Таким образом мы бы попали под справедливое осуждение Господа и обязательно навлекли бы на себя Его упрек.
Даже если мы ценим истину Господних слов, что хорошее дерево приносит хорошие плоды, и неоднократно можем видеть что-то плохое в поведении других, мы не способны судить, каким должно быть правильное наказание за такое поведение. Мы знаем, что плоды ежедневной жизни показывают состояние сердца, но мы не должны никому выносить приговор. Это решение примет Господь. В словах “По плодам их узнаете их” Учитель дает понять, что в своем уме мы должны принять решение только о том, что досконально известно. Мы догадываемся по плодам некоторых, что в своей жизни они не пребывают в согласии с Богом. Но даже в таком случае мы не имеем никакого права выносить приговор. Мы не можем знать, что могло привести к такому неблагоприятному состоянию.

“Я И САМ НЕ СУЖУ О СЕБЕ”

Относительно суда самих себя никто не способен так знать наше сердце, как мы сами. Но св. Павел дает понять, что мы должны применять некоторую меру снисходительности даже тогда, когда судим сами о себе. Он говорит: “Я и сам не сужу о себе.. судия же мне Господь”. Это не противоречит словам нашего стиха. Его мысль, кажется, заключается в том, что когда мы начинаем понимать, каким высоким является Божий критерий, мы склонны судить себя слишком сурово, не принимая во внимание того, что мы зачаты в беззаконии. Лучше было бы думать приблизительно так: “Понимаю, что сегодня я опять не смог прожить так, как надеялся, и поэтому чувствую осуждение со стороны моего собственного суда. Но я надеюсь, что Господь сможет сделать некоторую уступку для меня в этом. Верю, Он может простить мне то, чего я сам не вижу. Я не знаю, насколько большую уступку Он может сделать, я не могу судить себя безошибочно”.
Дальше мы должны прийти в искренней молитве к нашему Отцу, рассказав Ему о своем чувстве огорчения, что мы не смогли лучше прославить Его имя. Мы должны уповать на заслугу крови нашего дорогого Искупителя, обещая Господу, что по Его благодати мы будем, насколько это возможно, стремиться поступать еще лучше.
Некоторые Господние дети имеют очень мало уважения к себе и потому склонны слишком сурово судить себя и поддавать строгой оценке каждое несовершенство. Такие должны пытаться судить себя справедливо. Всякий суд должен быть справедливым, даже если мы виноваты. Справедливость является основанием Господнего престола. Мы никогда не должны терять из виду факт, что мы покрыты одеждой праведности нашего Спасителя и имеем Крышку Умилостивления, к которой ежедневно должны приходить за очищением от всякого загрязнения. Мы не только знаем, что должны пристально изучать себя и смотреть, держим ли тело в подчинении нашему новому уму, но и обязаны делать это постоянно. Делая так и ежедневно и еженощно применяя к себе заслуги нашего Искупителя, чтобы они покрывали наши непроизвольные ошибки и недостатки, мы будем хранить себя в любви нашего Отца, будем иметь Его одобрение и не будем нуждаться в стольких розгах от Господа.
Это ежедневное критическое рассмотрение самих себя, распознавание наших приобретений и потерь как Новых Творений во Христе и того, когда и как они достались нам в нашей постоянной борьбе со всеми духовными врагами внутри и снаружи, бесспорно, окажется полезным для каждого Божьего сына, который сдает такой счет о себе в страхе Господнем, желая быть угодным своему Отцу на Небесах, чтобы стать всем тем, чем Бог хочет его видеть – действительно святым.

R5519 (1914 г.)