БОЛЬШИЕ ЗАПОВЕДИ

“Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя” (Луки 10: 27).

Однажды, когда доктора богословия пытались поймать нашего Господа на слове, они задали Ему полно вопросов. Один книжник, достаточно образованный, слышал, сколько вопросов было задано и как удачно наш Господь ответил на них. Тогда он задал свой вопрос – очевидно искренне, а не с намерением поймать на слове: “Учитель, какая наибольшая заповедь в Законе?” – имея в виду, конечно же, Пятикнижие. Иисус ответил, что первой, главной из всех, является заповедь: “Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь”.

Наш Господь процитировал слова Ветхого Завета (5 М. 6: 4, 5). Каким впечатляюще всеобъемлющим является это выражение! Кто сегодня, спустя сотни лет, мог бы так всесторонне подытожить большую истину, которая содержится в этом стихе? В его первой части явлена Небесная Мудрость. И та же Небесная Мудрость проявилась в ссылке на эти слова нашим Господом. Он ничего не добавил, потому что невозможно было что-то добавить.

Более того, мы с каждым днем ??все отчетливее понимаем силу этого выражения – Любовь. Любовь является главной вещью! Многие в былые времена, держась распространенных учений, изменили это выражение, чтобы мы читали, что надо ужасаться, бояться, дрожать, потому что, говорили нам, Всемогущий Бог Вселенной имеет большой ад мучений, приготовленный еще до того, как был создан человек, в котором Он собирается вечно пытать большую часть человечества. Но так говорили вероучения. Зато Библия держится в стороне от всех человеческих вероучений и предрассудков и рассказывает нам, что Бог есть Любовь, что Он – Отец Света и Милосердия, от Которого приходит всякий добрый и совершенный дар.

Библия также повествует о Божественном прощении, Божественно запланированном прежде основания мира и осуществленном посредством драгоценной крови Христа. Она повествует о том, что прощение грехов предназначается не только для Церкви, Избранных, малой горстки призванных сегодня из мира. Окончательно Божья Любовь явится всем Его созданиям, чтобы они, придя в свое время к познанию этой любви, могли оставить грех и принять то, что для них Божественно предусмотрено – получить взамен (под властью Царства Мессии) большое благословение реституции умственного, нравственного и физического совершенства, утраченного вследствие непослушания отца Адама.

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ

Иисус вышел за пределы вопроса и сказал, что Вторая Заповедь тесно связана с Первой, а именно: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя”. Опять мы удивлены, как много сказано несколькими словами. Сколько книг написано, в которых содержится гораздо меньше. Ни одна религия, кроме религии Библии, не говорит о столь милосердном и сострадательном Боге, как это обнаруживает Его любящий замысел для блага Его творений. Ни одна религия даже не дает намека на ответную любовь. Ни одна религия не предлагает такого высокого критерия отношений с нашими ближними.

Об этом Законе Бога, которому почти четыре тысячи лет, частично узнали от иудеев также другие народы (5 М. 4: 6-8), но ни один из них не понял его истинного содержания. Наиболее похожую трактовку можно найти разве что в трудах Конфуция, где сказано, что нельзя делать другому то, чего он не хочет, чтобы делали ему другие. Но какой контраст! Одно высказывание – отрицательное, другое – положительное, то есть: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя”.

Действительно, в Законе Бога есть нечто, что придает ему Божественности. Каким замечательным был бы мир со всеми его терниями, колючками и трудностями, если бы люди сумели и захотели жить на основе двух этих величественных Законов – чтобы каждый человек любил Небесного Отца превыше всего, служил Ему всеми силами и талантами, и любил своего ближнего, как самого себя, стремясь служить этому ближнему, когда представится возможность! Вокруг был бы Рай. Мы благодарны Богу за заверение, что мир будет именно таким, когда будет установлено Мессианское Царство. [R5522]

Божественный замысел, который предвидел смерть Христа как возмещение за грех Адама, предвидел также Царствование Христа как возмещение за царствование Греха и Смерти. Божественное обетование уверяет нас, что окончательно все, любящие праведность и истину и стремящиеся к ним, получат благословение, будут усовершенствованы и смогут обрести вечную жизнь. Оно уверяет также, что земля, подножие Бога, станет славной во время тысячи лет Царствования Мессии, и окончательно все сторонники греха – те, кто откажется делать прогресс в праведности, – будут истреблены из народа во Второй Смерти. Так будет введен счастливый День, о котором мы так долго молились: “Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе”. Тогда исполнится обетование, что всякое колено преклонится, и всякий язык будет исповедывать, и вся земля будет полна славы Бога.

“НЕДАЛЕКО ОТ ЦАРСТВА”

Книжник был впечатлен и признал правдивость ответа Иисуса. Он сказал: “Хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв!”

“Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия”. Под этим Учитель понимал, что книжник очень близок к тому, чтобы стать Его учеником, одним из тех, кто ожидает Царства, надеется на него, ищет его, готовится к нему. Именно таких “подлинно израильтян”, в которых нет лукавства, искал Иисус, чтобы выбрать их из иудейского народа, а потом чтобы широко открыть двери язычникам к привилегиям Царства. Иудеи понимали, что в Своем пришествии Мессия будет выбирать класс Царства, которому будет дана Божественная власть. Именно это делал Иисус. Его слова, Его учения привлекали одних и отталкивали других.

“БОГ СМОТРИТ НА СЕРДЦЕ”

Храм в Иерусалиме по-прежнему был новым строением, и нужны были деньги для его содержания и т. д. Люди имели привилегию вносить их и, очевидно, делали это от всего сердца. Хотя многие были введены в заблуждение преданиями старцев (еще именуемыми учениями праотцов), и иудеи были обмануты своими слепыми докторами богословия, у них было желание служить Богу и поклоняться Ему. Об этом свидетельствовала готовность приносить деньги и давать их в храмовую сокровищницу, стоявшую у ворот.

Иисус сидел как раз напротив этой сокровищницы и смотрел, как люди из разных классов давали деньги: богатые из своего достатка, бедные из своей скудости. И вот пришла вдова и бросила в сокровищницу две лепты – мелкие медные монеты, бывшие в обращении, каждая из которых стоила примерно десятую часть цента. Не надо думать, что бедная вдова бросила их нарочито, ведь монеты были слишком мелкими, чтобы быть предметом гордости. Полагаем, Иисус, имея Божественную силу, знал об этой женщине, об обстоятельствах и о том, каким большим был ее дар. Он использовал это как повод для небольшой проповеди апостолам. Иисус сказал, что эта бедная женщина дала в Божьих глазах больше, чем кто-либо другой когда-либо. К их удивлению Он объяснил, что она бросила туда, по сути, все, что имела – средства на содержание, – тогда как другие давали только часть из своего достатка, часть, о которой они не слишком бы сожалели в случае потери.

Этот маленький случай показывает нам, насколько Господу по душе жертвы и служения. Он высоко ценит не то большое, что кто-то из нас делает или пытается делать. Маленькие вещи в нашей жизни, маленькие жертвы, маленькое самоотречение были бы ничем в глазах мира, но в глазах Учителя они являются чем-то большим, если свидетельствуют о любви, преданности и самопожертвовании Господу и Его Делу.

Более того, Господь знал, что женщина давала деньги на институцию, которая отвергла Его и вскоре должна была быть уничтожена, так как не заслуживала на существование. Но каким бы не было состояние других, Господь смотрел на сердце того, кто давал, и на мотивы его дара – “она сделала, что могла”. Насколько нам известно, она позже стала его ученицей. Собственно, из таких сердец, которые жертвуют собой, Господь делает учеников.

R5521 (1914 г.)